Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Понятие финансовой политики

Финансовая политика представляет собой целенаправленную деятельность государства и других субъектов ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели и отражает субъективную сторону функционирования финансов, через совокупность мероприятий по целенаправленному использованию финансов для достижения целей государства и выполнения поставленных задач, необходимая составляющая процесса управления финансовыми ресурсами государства.

По мнению А.П. Балакина, И.И. Бабленкова и И. Ишина «финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов»[9, с. 27].

Финансовая политика подразумевает, как решение конкретных задач государства, так и общих, то есть имеет всеобъемлющий характер. Существует большое количество способов и методов формирования, распределения и применения финансовых ресурсов, но только создание и внедрение эффективной финансовой политики помогают государству четко выявить основные тенденции развития.

Финансовая политика определяет направление финансовой деятельности государства, и для того что бы движения к осуществлению этих целей было четким, она оказывает влияние на финансовые процессы, применяя существующие возможности и ресурсы. Базой финансовой политики является четкое определение концепции развития экономики страны, как в долгосрочном, так и краткосрочном периоде, выбор наиболее оптимальных способов достижения поставленных целей и разработка эффективных механизмов контроля.

Отметим, финансовая политика, во-первых, формирует главные задачи и конкретизирует цели (рис.1). Во-вторых, определяет основные методы и формы отношений, которые способствуют в быстром решении поставленных задач. В-третьих, подбирает кадры, которые будут способны решить поставленные вопросы, проконтролировать и организовать их эффективное исполнение.

Рисунок 1 - Задачи финансовой политики

Основными мероприятиями финансовой политики государства являются: 1) формирование основных направлений финансовой политики государства, определение ее целей и задач; 2)формирование соответствующего реалиям времени финансового механизма; 3) формирование финансовых институтов с целью реализации финансовой политики [13, с.22].


В условиях новой экономики на первый план выдвигаются определенные цели финансовой системы, направленные на решение следующих проблем:

  • низкие темпы развития экономики;
  • различия в развитии экономической системы;
  • низкие темпы приспособления товарных и финансовых рынков к новым условиям хозяйствования;
  • наличие социального неравенства, отрицательно сказывающегося на воспроизводственный процесс [33, с.147].

В целях успешного управления финансами важное значение имеет законодательно-нормативная регламентация финансовой политики, проводимой государством.

Ключевая роль в регламентации финансовой политики РФ отводится Конституции, Бюджетному, Налоговому, Гражданскому кодексам.

Нормы Конституции составляют основу правового регулирования всех без исключения общественных отношений. Приобретая, определяющее значение в финансовой сфере Конституционные нормы являются содержательной основой финансового законодательства страны, а также ориентиром для правоприменительной деятельности финансово­кредитных органов. Конституция РФ предопределяет рамки, потенциал и перспективы развития экономической системы с учетом развития на ее основе отраслевого законодательства. Посредством эффективного конституционно - правового регулирования экономических отношений можно преодолеть негативные моменты развития рыночных отношений, обеспечить соблюдение баланса общественных и государственных интересов, гражданского общества и государства.

В сфере разработки и реализации финансовой политики действуют ЦБ РФ, Минфин и Минэкономразвития. При этом ЦБ РФ участву­ет в разработке и реализует денежно-кредитную политику. Минфин реализует бюджетно-налоговую политику, а Минэкономразвития должно осуществлять выработку и реализацию экономической политики Правительства России по ряду направлений.

Отметим, процессы организации финансовых отношений и движения денежных средств, а также сам механизм функционирования финансов не срабатывают сами по себе. Их организуют конкретные субъекты, которые руководствуются факторами экономического, политического и гуманитарного характера. При этом сочетаются общие интересы с собственными интересами данных субъектов.

В зависимости от уровня реализации различают:

  • финансовую политику международных организаций и финансовых институтов (международный уровень);
  • финансовую политику государства (макроуровень);
  • финансовую политику региона (мезоуровень);
  • финансовую политику субъекта хозяйствования.

Финансовая политика мезоуровня, то есть финансовая политика региона выступает в качестве одной из важнейших составных частей финансовой политики государства в целом. Эта политика реализуется в рамках субъектов страны в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, управления и организации финансовых потоков [29, с.18].

Финансовая политика региона концентрируется и основывается на реализации и использовании финансовых средств этого территориального образования, в структуре которых выделяются: средства бюджета субъекта; региональные внебюджетные фонды; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти региона; другие денежные средства, находящиеся в собственности территориального субъекта [29, с.18].

Таким образом, основа финансовой политики – определение целей и задач финансового менеджмента государства, а также в установке определённых методов, механизмов и ресурсов для ее реализации.

Современная финансовая политика государства играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации. Также развитие индустрии определяется в зависимости от уровня ее рациональности. Государственная финансовая политика проявляется во взаимосвязи форм и методов эффективного использования финансовых ресурсов, подборе подходящих финансовых механизмов, выборе критериев оценки эффективности и целесообразности вышеперечисленного.

Поэтому можно сказать, что финансовая политика помогает найти ответы на такие вопросы: каким образом в конкретных социально-экономических условиях можно достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующего финансового механизма; нужны ли изменения экономической структуры; каковы пути увеличения национального богатства.

1.3 Элементы финансовой политики, их характеристика

Основными типами финансовой политики являются: классический, при котором государство не вмешивается в экономику, сохраняется свободная конкуренция, рыночный механизм используется в качестве основного регулятора хозяйственных процессов; регулирующий – вмешательство и регулирование государством в циклическое развитие экономики; планово-директивный - сосредоточение финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.


В настоящее время в России существует регулирующий тип финансовой политики, основанный на идеях Кейнса.

Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев. Для объективного рассмотрения финансовой политики в целом, следует знать, что является составляющими финансовой политики. Важнейшие составляющие изображены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Элементы финансовой политики

Наиболее значимая роль в составе финансовой политики отводится бюджетно-налоговой политике. Бюджетная политика страны направлена на решение следующих основных задач:

  • обеспечение сбалансированности в долгосрочной перспективе при учете того, что будет обязательное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач представленных в указах Президента Российской Федерации;
  • оптимизация структуры расходов федерального бюджета, то есть определение резервов и их перераспределение;
  • развитие программно-целевых методов управления;
  • обеспечение стабильности пенсионной системы;
  • эффективное развитие налоговой системы России.

А. Кудрин и И. Соколов в статье «Бюджетные правила как инструмент сбалансиро­ванной бюджетной политики» проводят мысль: «Для бюджетной политики любого государства актуальна задача поддерживать оптимальный – с точки зрения баланса интересов (между бюджетной устойчивостью и финансированием социально-эконо­мического развития) – уровень расходов» [27, с.18].

Налоговая политика Российской федерации отвечает за формирование налоговой системы страны и своевременной и полной уплаты налогов, и регулируется Налоговым кодексом РФ. От эффективности налоговой политики зависит благосостояние казны государства, и, следовательно, уровень её экономики.

Основной целью кредитно-денежной политики является обеспечение ценовой стабильности. Под ценовой стабильностью понимается достижение стабильно низкой инфляции, что является необходимым условием обеспечения сбалансированного и устойчивого экономического роста. Как правило, денежно-кредитная политика любого государства возлагается на главные учреждения банковской системы - центральные банки [25, c.34]. При этом статус Центрального банка Российской Федерации имеет двойственный характер. Так он обладает полномочиями главного органа денежно-кредитного регулирования, находящегося в зависимости от Правительства Российской Федерации и Государственной думы, учитывая его полномочия по большей части в сфере регулирования частных финансов. С другой стороны Центральный банк наделен полномочиями в области бюджета, реализуя права в области и публичных финансов. Так ежегодно вместе с проектом закона о бюджете, предварительно в Государственную Думу представляются проекты основных направлений денежно-кредитной политики на соответствующий период, учитываемых при утверждении федерального бюджета.


Реализация денежно-кредитной политики может быть выражена в государственной поддержке, перспективных и важных отраслей экономики за счет бюджетных средств, хотя бюджетная система в экономическом плане не входит в кредитную систему.

Ценовая политика в контексте системы управления представляет собой свод правил и ограничений, связанных с выработкой системы целей, которых предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию и альтернативных вариантов стратегий достижения этих целей на основе использования методов ценообразования. Политика цен не требует действий, она формируется для того, чтобы управляющие руководствовались ею, рассматривая возможные последствия своих решений до того, как эти решения приняты. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономики РФ под политикой цен понимают общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию [31, с.263].

Таможенная политика представляет собой систему мероприятий (экономических, политических, организационных, правовых), проводимых государством в целях организации эффективно действующей таможенной системы, необходимой для обеспечения национальных интересов. Таможенная политика является органичной и неотъемлемой частью одновременно внутренней и внешней политики государства.

Таможенная политика направлена на поддержание активного торгового баланса государства, его экономической и политической самостоятельности, укрепление и развитие национальной экономики.

Социальная политика. По своему определению, социальная политика является одним из важнейших направлений социальной сферы, это составная часть внутренней политики государства. Социальная политика направлена на обеспечение расширенного воспроизводства населения, на гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется все это через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно при помощи социальной политики обеспечивается взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Основная цель социальной политики государства – это повышение уровня и качества жизни его населения, улучшение благосостояния своих граждан. Показатели, которые наглядно это выражают следующие: доход, который в данном случае рассматривается как материальный источник существования, a также, образование, культура, жилье, здоровье, занятость, экология и другие.