Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В составе прочих доходов и расходов приведены:

− проценты к получению, доходы от участия в других организациях, что указывает на ведение инвестиционной деятельности;

− проценты к уплате, которые представляют собой расходы по обслуживанию долга. Их динамика косвенно указывает на изменение величины обязательств в виде кредитов и займов или на увеличение суммы просроченных процентов. Такая информация раскрывается в пояснениях к годовому отчету;

− прочие доходы и прочие расходы, величина которых сопоставима с величиной выручки от продажи по строке 2110, что требует внимания при проведении анализа [5, c. 241].

Итак, чистый доход хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности (предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей) является основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении. Важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство, является прибыль как одна из форм проявления чистого дохода.Главный источник происхождения прибыли - это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой — получение прибыли. Существует несколько видов прибыли: валовая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения.Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.79), утвержденным приказом Минфина России, с 1 января 1999 г. введено такое важное понятие, как «бухгалтерская прибыль (убыток)». Она представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым указанным Положением [2].

Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета и осуществляется в несколько этапов: чтение отчета (при отсутствии аудиторского заключения рекомендуется арифметически проверить итоговые показатели отчета о прибылях и убытках);горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ финансовых результатов, доходов и расходов;анализ факторов, влияющих на показатели финансовых результатов;анализ показателей рентабельности;анализ затрат на производство продукции, представленных в разрезе элементов затрат [15].


2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В АО СС «ПЛЕМЗАВОД «ДРУЖБА»

2.1 Общая оценка динамики прибыли предприятия

Итог любой предпринимательской деятельности – прибыль. Если предприятие прибыльно, можно сделать вывод, что вложения окупаются.

Однако для полноценного финансового анализа одного факта прибыльности компании в определенном периоде мало – очень важно понимать, растет прибыль компании или падает. Поэтому анализ прибыли фирмы за текущий период необходимо производить только в сравнении с данными предыдущих периодов.

Для того чтобы произвести общую оценку динамики прибыли предприятия АО СС «Племзавод «Дружба»необходимо составить таблицу 2.1

Таблица 2.1 − Анализ показателей прибыли

Показатели

2016г.

2017г.

2018г.

Изменение

Абсолютное

Относительное, %

1

2

3

4

5

6

Выручка

394445

521102

610239

215794

154,7

Себестоимость продаж

328195

409381

471661

143466

143,7

Валовая прибыль(убыток)

66250

111721

138578

72328

209,2

Прибыль(убыток) от продаж

66250

111721

138578

72328

209,2

Проценты к получению

11287

5860

3898

-7389

34,5

Проценты к уплате

38824

33718

38377

-447

98,8

Прочие доходы

37265

25504

135414

98149

363,4

Прочие расходы

21554

35120

135434

113880

628,3

Прибыль(убыток) до налогообложения

54424

73711

104079

49655

191,2

Текущий налог на прибыль

1752

1458

1813

61

103,5

Чистая прибыль(убыток)

52672

72253

102266

49594

194,2


В таблице 2.1 представлены показатели по видам прибыли за 2016-2018 года, анализ которых привел к следующим выводам:

Основным показателем для определения прибыли предприятия является выручка, которая на конец 2018 года составила 610239 тыс. руб., в сравнении с 2016 годом, когда выручка составляла 394445 тыс. руб., наблюдается рост на 54,7%. Что касается себестоимости, то она заметно растет и показывает результат 43,7%, или 143466 тыс. руб.

Прибыль от продаж показывает резкий скачок за трехлетний период в 2 (209,2%) раза.

Прибыль же до налогообложения значительно меньше вышеуказанного показателя, но так же растет на 91,2% или на 49655 тыс. руб.

Итак, что касается чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то в 2016 году она составила 52672 тыс. руб., а в 2018 году 102266 тыс. руб., это в процентном соотношении рост на 94,2% соответственно.

2.2 Факторный анализ прибыли от продаж

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные таблиц2.2. и2.4.

Таблица 2.2 − Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции растениеводства

Показатели

2016г.

(Базисный период)

Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

2018г.

(Отчетный период)

1

2

3

4

1.Выручка от продажи продукции, работ, услуг

218845

141029,5

353091

2.Себестоимость продукции

175659

85481,2

213703

3.Прибыль от продажи продукции, работ, услуг

43186

55548,3

139388

При факторном анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию в расчет включают структуру реализованной продукции, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.


Для проведения факторного анализа прибыли от продаж продукции растениеводства потребуется следующие расчеты.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном и стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации продукции растениеводства составляет:

В результате изменения объема производства продукции растениеводства изменяется так же и ее стоимость, в данном случае она составила 26775,3 тыс. руб. (43186 ⋅ 0,62). Если бы не изменилась величина остальных факторов, то план был бы перевыполнен в 5 раз больше и разница составила бы 112612,7 тыс. руб.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовой себестоимости и цен. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: 

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: 

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 − Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции растениеводства

Показатель прибыли

Факторы

Прибыль, тыс. руб.

Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

43186

Пусл1

t1

t0

t0

t0

26775,3

Пусл2

t1

t1

t0

t0

55548,3

Пусл3

t1

t1

t1

t0

267609,8

П1

t1

t1

t1

t1

139388


По данным таблицы 2.3 можно установить изменение прибыли за счет каждого фактора:

Объема реализованной продукции

Структуры реализованной продукции

Отпускных цен

Себестоимости реализованной продукции

Итого +96202 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 28773 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре продаж, так как в объеме реализации продукции растениеводства увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 128221,8 тыс. руб.

Далее следует рассмотреть влияние основных факторов на прибыль от продажи продукции животноводства.

Таблица 2.4− Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции животноводства

Показатели

2016г.

(Базисный период)

Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

2018г.

(Отчетный период)

1

2

3

4

1.Выручка от продажи продукции, работ, услуг

129660

125849

157224

2.Себестоимость продукции

113360

113863,2

162221

3.Прибыль от продажи продукции, работ, услуг

16300

11985,8

-4997

Проделаем аналогичные расчеты, как для таблицы 2.2.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.

Величина индекса объема продаж продукции животноводства составляет:

В результате изменения объема производства продукции животноводства изменяется так же и ее стоимость, в данном случае она составила 15974 тыс. руб. (16300 ⋅ 0,98). Снижение прибыли составило -131,3%, т.е. предприятие потеряло прежнюю выручку и еще 31,3%(-20951 тыс. руб.)

Теперь нужно определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовой себестоимости и цен.