Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине (на примере торгового предприятия) (теоретические аспекты изучения спроса потребителей и формирования товарного ассортимента)).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
теоретические аспекты изучения спроса потребителей и формирования товарного ассортимента
1.1 Сущность и особенности изучения спроса потребителей
1.2 Формирование товарного ассортимента продукции
изучение спроса и товарного ассортимента в магазине «мясная лавка»
2.2 Анализ спроса и формирования товарного ассортимента в магазине «Мясная лавка»
2.3 Оценка эффективности управления ассортиментом в магазине «Мясная лавка»
Направления оптимизации товарного ассортимента в магазине «Мясная лавка»
Таблица 3.1 – Данные по широте ассортимента продукции Магазине «Мясная лавка» при условии расширения ассортимента
Наименование продукции |
Магазин «Мясная лавка» |
Магазин «МясновЪ» |
«Фуд Сити» |
«LavkaLavka» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вареные колбасные изделия в/с |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Вареные колбасные изделия 1с, 2с |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сардельки |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сосиски |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сосиски газовая среда потребит. упак. |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Полукопченые колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Варено-копченые изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Продолжение таблицы 3.1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Копчености |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Продукты упакованные под вакуумом |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сырокопченые и сыровяленые изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сырокопченые колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сыровяленые колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сервировочная нарезка |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Шпик |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Прочие колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Продукты в желе |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Консервы мясные |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Консервы мясорастительные |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Блюда вторые готовые |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Паштеты |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Кулинарная разделка свинины |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Кулинарная разделка говядины |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Мясо бескостное |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Полуфабрикаты субпродуктовые |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Полуфабрикаты порционные |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Шашлыки |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сырые колбаски |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Фарши |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Котлеты |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Пельмени |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Жиры пищевые |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Корма для животных |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Окончание таблицы 3.1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мясные консервы для детского питания |
"+" |
|||
Коэффициент широты ассортимента |
1 |
0,875 |
0,875 |
1 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Новые значения широты ассортимента составят:
КшМЛ = 33/33 = 1
КшМ = 28/33 = 0,85
КшФС = 28/33 = 0,85
КшLL = 32/33 = 0,97
Из таблицы 3.1 следует, что широта ассортимента продукции, которую предлагает магазин «Мясная лавка» так и осталась максимальной и осталась равной 1. При этом коэффициент широты ассортимента у ближайших конкурентов сократился. Если коэффициент широты ассортимента продукции в магазине «LavkaLavka» в 2016г составлял 1, то в 2017г он уже будет равен 0,97. У двух других конкурентов коэффициент широты ассортимента также сократятся с 0,875 до 0,85.
Однако также важно учесть изменение глубины ассортимента, данные по новой глубине ассортимента представим в таблице 3.2.
Таблицы 3.2 - Данные по новому значению глубины ассортимента продукции магазина «Мясная лавка» по сравнению с основными конкурентами
Наименование продукции |
Магазин «Мясная лавка» |
Магазин «МясновЪ» |
«Фуд Сити» |
«LavkaLavka» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вареные колбасные изделия в/с |
20 |
18 |
19 |
20 |
Продолжение таблицы 3.2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вареные колбасные изделия 1с, 2с |
4 |
5 |
4 |
5 |
Сардельки |
7 |
5 |
4 |
6 |
Сосиски |
7 |
6 |
8 |
2 |
Сосиски газовая среда потребит. упак. |
4 |
6 |
10 |
9 |
Полукопченые колбасные изделия |
7 |
5 |
5 |
7 |
Варено-копченые изделия |
10 |
9 |
11 |
16 |
Копчености |
14 |
9 |
10 |
10 |
Продукты, упакованные под вакуумом |
8 |
6 |
7 |
11 |
Сырокопченые и сыровяленые изделия |
11 |
12 |
10 |
8 |
Сырокопченые колбасные изделия |
13 |
6 |
8 |
9 |
Сыровяленые колбасные изделия |
8 |
6 |
7 |
10 |
Сервировочная нарезка |
7 |
4 |
9 |
5 |
Шпик |
5 |
4 |
4 |
4 |
Прочие колбасные изделия |
12 |
8 |
10 |
14 |
Продукты в желе |
2 |
1 |
3 |
2 |
Консервы мясные |
13 |
- |
- |
56 |
Консервы мясорастительные |
3 |
- |
- |
6 |
Блюда вторые готовые |
4 |
- |
- |
3 |
Паштеты |
10 |
4 |
7 |
3 |
Кулинарная разделка свинины |
14 |
7 |
9 |
10 |
Окончание таблицы 3.2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кулинарная разделка говядины |
10 |
9 |
12 |
8 |
Мясо бескостное |
11 |
6 |
8 |
9 |
Полуфабрикаты субпродуктовые |
12 |
7 |
9 |
10 |
Полуфабрикаты порционные |
11 |
9 |
13 |
15 |
Шашлыки |
5 |
4 |
6 |
5 |
Сырые колбаски |
9 |
3 |
6 |
10 |
Фарши |
6 |
7 |
9 |
7 |
Котлеты |
2 |
4 |
5 |
3 |
Пельмени |
6 |
5 |
8 |
5 |
Жиры пищевые |
1 |
1 |
1 |
1 |
Корма для животных |
12 |
- |
- |
17 |
Мясные консервы для детского питания |
15 |
|||
Коэффициент глубины ассортимента |
Примечание – Источник: собственная разработка
Новое значение коэффициента глубины ассортимента составит:
КгМЛ = 283 / 321 = 0,882
КгМ = 176 / 321 = 0,548
КгФС = 222 / 321 = 0,692
КгLL = 306 / 321 = 0,953
Несмотря на расширение ассортимента в магазине «Мясная лавка», самое высокое значение коэффициента глубины ассортимента принадлежит магазину «LavkaLavka», при этом относительно ближайших конкурентов значение коэффициента глубины ассортимента магазина «Мясная лавка» увеличился.
Следовательно, в рамках реализации стратегии дифференциации для магазина «Мясная лавка» целесообразно ввести в ассортимент питание спортсменов, беременных или кормящих матерей, питание для детского питания. Особенно актуальным является начало продажи детских мясных консервов. Широта ассортимента продукции, которую предлагает магазин «Мясная лавка» так и осталась максимальной и осталась равной 1. При этом коэффициент широты ассортимента у ближайших конкурентов сократился. Если коэффициент широты ассортимента продукции в магазине «LavkaLavka» в 2016г составлял 1, то в 2017г он уже будет равен 0,97. У двух других конкурентов коэффициент широты ассортимента также сократятся с 0,875 до 0,85. Несмотря на расширение ассортимента в магазине «Мясная лавка», самое высокое значение коэффициента глубины ассортимента принадлежит магазину «LavkaLavka», при этом относительно ближайших конкурентов значение коэффициента глубины ассортимента магазина «Мясная лавка» увеличился.
заключение
Спрос – это часть общественной потребности, которая подкреплена денежными средствами. Спрос может существовать только в случае, когда у населения есть достаточно денежных средств.
Одной из целей торговли является не только регистрация имеющего спроса, но и оказание влияния на формирование этого самого спроса. Ведь если товар, например, хорошо разрекламировать, то, даже если он человеку не нужен, то он вполне может захотеть его купить.
В процессе изучения покупательского спроса происходит использование комплексного метода, который позволяет получить всю необходимую информацию о потребности в соответствующих товарах, цен на них, при этом цены должны быть такими, чтобы устраивать большую часть населения, собственного для которой данные товары были предложены.
Основными методиками, которые применяют для оптимизации товарного ассортимента в торговой организации являются ABC-анализ и XYZ-анализ.
АВС–анализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, ABC-XYZ, которая обеспечивает максимальный эффект.
ОАО «ОМПК» - ведущий производитель продуктов мясопереработки и полуфабрикатов в центральной России. Предприятие основано в 1954 году. На сегодняшний день Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - это процветающее предприятие, которое входит в ТОП самых успешных компаний России.
Товарный ассортимент продукции, продаваемой в магазине «Мясная лавка» достаточно широкий. Наиболее востребованной продукцией являются колбасные изделия. Положительная динамика в 2016 году (+ 155,923 тонн) в реализации вареных колбасных изделий связано со значительным увеличением в объемах реализации колбас высшего сорта. Структура вареных колбас высшего сорта выросла благодаря вводу в реализацию новых видов: «Майонезная» в/с (низкий ценовой сегмент), «Докторская плюс» в/с (СТМ). Увеличение объемов реализации наблюдается и в группе сарделек. Это связано с вводом в 2016 году таких новых видов как: сардельки «Домашние» в/с, сардельки «С сыром» в/с.
В основном динамика изменения продаж на протяжении 2016г по всем видам продукции достаточно стабильна, примечательно, что к группе Z не относится ни одна позиция в перечне наименований.
К позициям с наименьшим показателем коэффициента вариации из групп А и В относятся следующие позиции: вареные и копчено-вареные копчености – 2,4; сардельки – 5,29; прочие вареные колбасные изделия – 6,42.
Широта ассортимента продукции, которую производит магазине «Мясная лавка» максимальная и равна 1. Такая же широта ассортимента продукции и в магазине LavkaLavka. При этом у двух других конкурентов коэффициент широты ассортимента равен 0,875, что говорит о большей привлекательности магазина «Мясная лавка» на их фоне. Наиболее высокое значение глубины ассортимента принадлежит магазину «LavkaLavka», оно равно 1. Для определения широты ассортимента данное предприятие было взято в качестве эталона для расчета глубины ассортимента. Магазин «Мясная лавка» находится на втором месте по глубине ассортимента, его коэффициент равен 0,876.
В рамках реализации стратегии дифференциации для магазина «Мясная лавка» целесообразно ввести в ассортимент питание спортсменов, беременных или кормящих матерей, питание для детского питания. Особенно актуальным является начало продажи детских мясных консервов. Широта ассортимента продукции, которую предлагает магазин «Мясная лавка» так и осталась максимальной и осталась равной 1. При этом коэффициент широты ассортимента у ближайших конкурентов сократился. Если коэффициент широты ассортимента продукции в магазине «LavkaLavka» в 2016г составлял 1, то в 2017г он уже будет равен 0,97. У двух других конкурентов коэффициент широты ассортимента также сократятся с 0,875 до 0,85. Несмотря на расширение ассортимента в магазине «Мясная лавка», самое высокое значение коэффициента глубины ассортимента принадлежит магазину «LavkaLavka», при этом относительно ближайших конкурентов значение коэффициента глубины ассортимента магазина «Мясная лавка» увеличился.
список использованных источников
- Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие / О.Д.Андреева – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2012. – 224 с.
- Баумгартен, Л.B. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.B. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом, 2016. — № 4. — С. 72–85
- Беркутова, Т.А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / Т.А. Беркутова – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 254 с.
- Васильев, Г.А. Маркетинг: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Васильев, Т.А. Гайденко – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 238 с.
- Годин, А.М. Маркетинг: Учебник / А.М.Годин – М.: Дашков и Ко, 2013. – 298 с.
- Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура / Е.П.Голубков - М.: Дело, 2014. – 432 с.
- Гончаров, В. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятий / В. Гончаров, Г. Коршунов, А. Шабловский // Наука и инновации. 2015.- №2. -С. 59–61.
- Ильинкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление / Н.Д.Ильинкова - М.: ФиС, 2014. – 374 с.
- Керашев, М.А. Бюджет маркетинга и рекламы / М.А.Керашев - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2013. – 198 с.
- Михарева, В.А. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / В.А. Михарева – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 208 с.
- Мурахтанова, Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учебник. / Н.М.Мурахтанова, Е.И.Еремина – М.: Академия, 2012. – 342 с.
- Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учебник / А.П.Панкрухин – М.: Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова, 2014. – 398 с.
- Парамонова, Т.Н., Красюк, И.Н. Маркетинг: Учебник / Т.Н.Парамонова, И.Н.Красюк – М.: КноРус, 2013. – 218 с.
- Песоцкий, Е.А. Реклама и мотивация потребителей / Е.А.Песоцкий – М.: Дашков и Ко, 2012. – 298 с.
- Похабов, В.И. Основы маркетинга: Учеб. пособие / В.И.Похабов, В.В.Тарелко - Мн.: Выш. шк., 2014. – 271 с.
- Синяева, И. М., Земляк, С. В., Синяев, В. В. Практикум по маркетингу / Под ред. проф. Л. П. Дашкова – Москва: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 240 с.
- Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник / Б.А.Соловьев – М.: Инфра-М, 2013. – 301 с.
- Титова, Н. Е., Кожаев, Ю. П. Маркетинг: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Н.е.Титова, Ю.П.Кожаев – Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 352 с.
- Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под ред. В.Е. Хруцкого – М.: Финансы и статистика, 2013. – 256 с.
- Цацулин, Л. Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: Учеб. пособие. 2-е изд. / Л. Н. Цацулин – Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ». 2012. – 448 с.
- Чевертон, П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник: Пер. с англ. / Чевертон Питер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. - 604 с.
- Шульц, Д.Е. Маркетинг. Интегрированный подход: Пер. с англ. / Шульц Д. Е., Китчен Ф.Дж. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 372 с.
- Щегорцов, В.А. Маркетинг: Учебник для вузов по спец. экономики и управления/ Щегорцев В. А., В. А. Таран; Под ред. В.А. Щегорцева; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.