Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине (на примере торгового предприятия) (теоретические аспекты изучения спроса потребителей и формирования товарного ассортимента)).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
теоретические аспекты изучения спроса потребителей и формирования товарного ассортимента
1.1 Сущность и особенности изучения спроса потребителей
1.2 Формирование товарного ассортимента продукции
изучение спроса и товарного ассортимента в магазине «мясная лавка»
2.2 Анализ спроса и формирования товарного ассортимента в магазине «Мясная лавка»
2.3 Оценка эффективности управления ассортиментом в магазине «Мясная лавка»
Направления оптимизации товарного ассортимента в магазине «Мясная лавка»
- вареные и копчено-вареные копчености – 2,4;
- сардельки – 5,29;
- прочие вареные колбасные изделия – 6,42.
Наиболее проблемными позициями в перечне продукции магазине «Мясная лавка» являются следующие с показателями коэффициента вариации:
Таблица 2.4 - АВС-XYZ анализ продукции магазина «Мясная лавка» в 2016г
Наименование продукции |
2016 |
Доля в обороте, % |
Накопительный удельный вес, % |
Группа |
01.01.2016-31.03.2016 |
01.04-2016-30.06.2016 |
01.07.2016-30.09.2016 |
01.10.2016-31.12.2016 |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Коэффициент вариации |
XYZ |
Совмещение АВС и XYZ анализов |
Вареные колб.изд. |
275 576 |
22,651 |
22,650 |
А |
54673 |
72664 |
67854 |
80 385 |
68894 |
10794,67 |
15,67 |
Y |
AY |
Прочие |
220 186 |
18,098 |
40,748 |
А |
49875 |
55764 |
57683 |
56 864 |
55046,5 |
3536,18 |
6,42 |
X |
AX |
Крупнокусковые п/ф |
168 360 |
13,838 |
54,586 |
А |
37854 |
39875 |
43764 |
46 867 |
42090 |
4019,62 |
9,55 |
X |
AX |
П/к колбасы |
79 245 |
6,514 |
61,100 |
А |
15643 |
20853 |
18975 |
23 774 |
19811,25 |
3408,92 |
17,21 |
Y |
AY |
Сосиски |
64 447 |
5,297 |
66,397 |
А |
14563 |
16754 |
15643 |
17 487 |
16111,75 |
1280,90 |
7,95 |
X |
AX |
Сардельки |
62 261 |
5,118 |
71,515 |
А |
14675 |
16453 |
15092 |
16 041 |
15565,25 |
822,79 |
5,29 |
X |
AX |
Вар и к/в коп-ти |
59 867 |
4,921 |
76,436 |
А |
14563 |
15432 |
14985 |
14 887 |
14966,75 |
358,78 |
2,40 |
X |
AX |
Мясокостные п/ф |
54 176 |
4,453 |
80,889 |
В |
12564 |
13297 |
12983 |
15 332 |
13544 |
1229,24 |
9,08 |
X |
BX |
С/к и с/в к-сы |
38 277 |
3,146 |
84,035 |
В |
8975 |
9765 |
9023 |
10 514 |
9569,25 |
726,27 |
7,59 |
X |
BX |
В/к колбасы |
35 475 |
2,916 |
86,951 |
В |
8342 |
8976 |
8534 |
9 623 |
8868,75 |
568,60 |
6,41 |
X |
BX |
Пельмени |
32 805 |
2,696 |
89,647 |
В |
7986 |
8109 |
8012 |
8 698 |
8201,25 |
335,37 |
4,09 |
X |
BX |
С/к и с/в коп-ти |
32 255 |
2,651 |
92,298 |
С |
7654 |
7786 |
7546 |
9 269 |
8063,75 |
809,47 |
10,04 |
Y |
CY |
Колбаски сырые |
24 121 |
1,983 |
94,281 |
С |
5643 |
5984 |
5567 |
6 927 |
6030,25 |
624,73 |
10,36 |
Y |
CY |
Фасованная продукция |
20 043 |
1,647 |
95,928 |
С |
4985 |
4675 |
5323 |
5 060 |
5010,75 |
266,66 |
5,32 |
X |
CX |
Фарш |
14 968 |
1,230 |
97,158 |
С |
3453 |
3376 |
3654 |
4 485 |
3742 |
509,01 |
13,60 |
Y |
CY |
Шпик |
14 580 |
1,198 |
98,357 |
С |
3348 |
3562 |
3652 |
4 018 |
3645 |
279,45 |
7,67 |
X |
CX |
Ребра |
7 681 |
0,631 |
98,988 |
С |
1765 |
1876 |
1901 |
2 139 |
1920,25 |
157,36 |
8,19 |
X |
CX |
Котлеты |
6 893 |
0,567 |
99,555 |
С |
1654 |
1702 |
1809 |
1 728 |
1723,25 |
64,87 |
3,76 |
X |
CX |
Мелкокусковые п/ф |
5 395 |
0,443 |
99,998 |
С |
1254 |
1287 |
1302 |
1 552 |
1348,75 |
136,98 |
10,16 |
Y |
CY |
Блочное мясо |
10 |
0,0008 |
99,999 |
С |
2,2 |
2,6 |
2,4 |
3 |
2,5 |
0,26 |
10,33 |
Y |
CY |
Примечание - Источник: собственная разработка
Представленный анализ дал нам информацию о позициях продукции, которая требует наибольшего контроля со стороны специалистов за их остатками и запасами. Также выявлены наиболее стабильные позиции, которые имеют постоянный объем продаж и не требуют тотального контроля.
2.3 Оценка эффективности управления ассортиментом в магазине «Мясная лавка»
Важным моментом при оценке товарного ассортимента продаваемой продукции является расчет широты и глубины товарного ассортимента. Исходные данные для анализа показателей широты и глубины ассортимента по сравнению с основными конкурентами представим в таблицах 2.5-2.6.
Таблица 2.5 – Данные по широте ассортимента продукции магазине «Мясная лавка» по сравнению с основными конкурентами
Наименование продукции |
Магазин «Мясная лавка» |
Магазин «МясновЪ» |
«Фуд Сити» |
«LavkaLavka» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вареные колбасные изделия в/с |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Вареные колбасные изделия 1с, 2с |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сардельки |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сосиски |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сосиски газовая среда потребит. упак. |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Полукопченые колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Продолжение таблицы 2.5 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Варено-копченые изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Копчености |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Продукты упакованные под вакуумом |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сырокопченые и сыровяленые изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сырокопченые колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сыровяленые колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сервировочная нарезка |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Шпик |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Прочие колбасные изделия |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Продукты в желе |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Консервы мясные |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Консервы мясорастительные |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Блюда вторые готовые |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Паштеты |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Кулинарная разделка свинины |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Кулинарная разделка говядины |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Мясо бескостное |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Полуфабрикаты субпродуктовые |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Полуфабрикаты порционные |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Шашлыки |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Сырые колбаски |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Фарши |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Котлеты |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Пельмени |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Окончание таблицы 2.5 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Жиры пищевые |
"+" |
"+" |
"+" |
"+" |
Корма для животных |
"+" |
"-" |
"-" |
"+" |
Коэффициент широты ассортимента |
1 |
0,875 |
0,875 |
1 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Широта ассортимента рассчитывается по формуле 2.1:
Кш = Гф / Гн, (2.1)
где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.;
Гн — общее количество групп товаров, ед.
КшМЛ = 32/32 = 1
КшМ = 28/32 = 0,875
КшФC = 28/32 = 0,875
КшLL = 32/32 = 1
Из таблицы 2.5 следует, что широта ассортимента продукции, которую производит магазине «Мясная лавка» максимальная и равна 1. Такая же широта ассортимента продукции и в магазине LavkaLavka. При этом у двух других конкурентов коэффициент широты ассортимента равен 0,875, что говорит о большей привлекательности магазина «Мясная лавка» на их фоне.
Однако также важно изучить глубину ассортимента, то есть узнать, сколько разных позиций способно производить предприятие в рамках одного ассортиментного наименования. Данные по глубине ассортимента представим в таблице 2.6.
Коэффициент глубины ассортимента рассчитаем по формуле 2.2:
Кг = Рф / Рн, (2.2)
Таблицы 2.6 - Данные по глубине ассортимента продукции магазина «Мясная лавка» по сравнению с основными конкурентами
Наименование продукции |
Магазин «Мясная лавка» |
Магазин «МясновЪ» |
«Фуд Сити» |
«LavkaLavka» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вареные колбасные изделия в/с |
20 |
18 |
19 |
20 |
Вареные колбасные изделия 1с, 2с |
4 |
5 |
4 |
5 |
Сардельки |
7 |
5 |
4 |
6 |
Сосиски |
7 |
6 |
8 |
2 |
Сосиски газовая среда потребит. упак. |
4 |
6 |
10 |
9 |
Полукопченые колбасные изделия |
7 |
5 |
5 |
7 |
Варено-копченые изделия |
10 |
9 |
11 |
16 |
Копчености |
14 |
9 |
10 |
10 |
Продукты, упакованные под вакуумом |
8 |
6 |
7 |
11 |
Сырокопченые и сыровяленые изделия |
11 |
12 |
10 |
8 |
Сырокопченые колбасные изделия |
13 |
6 |
8 |
9 |
Сыровяленые колбасные изделия |
8 |
6 |
7 |
10 |
Сервировочная нарезка |
7 |
4 |
9 |
5 |
Шпик |
5 |
4 |
4 |
4 |
Прочие колбасные изделия |
12 |
8 |
10 |
14 |
Продукты в желе |
2 |
1 |
3 |
2 |
Консервы мясные |
13 |
- |
- |
56 |
Консервы мясорастительные |
3 |
- |
- |
6 |
Продолжение таблицы 2.6 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Блюда вторые готовые |
4 |
- |
- |
3 |
Паштеты |
10 |
4 |
7 |
3 |
Кулинарная разделка свинины |
14 |
7 |
9 |
10 |
Кулинарная разделка говядины |
10 |
9 |
12 |
8 |
Мясо бескостное |
11 |
6 |
8 |
9 |
Полуфабрикаты субпродуктовые |
12 |
7 |
9 |
10 |
Полуфабрикаты порционные |
11 |
9 |
13 |
15 |
Шашлыки |
5 |
4 |
6 |
5 |
Сырые колбаски |
9 |
3 |
6 |
10 |
Фарши |
6 |
7 |
9 |
7 |
Котлеты |
2 |
4 |
5 |
3 |
Пельмени |
6 |
5 |
8 |
5 |
Жиры пищевые |
1 |
1 |
1 |
1 |
Корма для животных |
12 |
- |
- |
17 |
Коэффициент глубины ассортимента |
Примечание – Источник: собственная разработка
где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;
Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.
КгМЛ = 268 / 306 = 0,876
КгМ = 176 / 306 = 0,575
КгФС = 222 / 306 = 0,725
КгLL = 306 / 306 = 1
Из таблицы 2.6 следует, что наиболее высокое значение глубины ассортимента принадлежит магазину «LavkaLavka», оно равно 1. Для определения широты ассортимента данное предприятие было взято в качестве эталона для расчета глубины ассортимента. Магазин «Мясная лавка» находится на втором месте по глубине ассортимента, его коэффициент равен 0,876. При этом видим, что по некоторым позициям магазина «Мясная лавка» отстает от ближайшего конкурента магазина «LavkaLavka». На третьем месте по глубине ассортимента – магазин «ФудСити», на четвертом – магазин «МясновЪ».
Таким образом, ОАО «ОМПК» - ведущий производитель продуктов мясопереработки и полуфабрикатов в центральной России. Предприятие основано в 1954 году. На сегодняшний день Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - это процветающее предприятие, которое входит в ТОП самых успешных компаний России.
Товарный ассортимент продукции, продаваемой в магазине «Мясная лавка» достаточно широкий. Наиболее востребованной продукцией являются колбасные изделия. Положительная динамика в 2016 году (+ 155,923 тонн) в реализации вареных колбасных изделий связано со значительным увеличением в объемах реализации колбас высшего сорта. Структура вареных колбас высшего сорта выросла благодаря вводу в реализацию новых видов: «Майонезная» в/с (низкий ценовой сегмент), «Докторская плюс» в/с (СТМ). Увеличение объемов реализации наблюдается и в группе сарделек. Это связано с вводом в 2016 году таких новых видов как: сардельки «Домашние» в/с, сардельки «С сыром» в/с.
В основном динамика изменения продаж на протяжении 2016г по всем видам продукции достаточно стабильна, примечательно, что к группе Z не относится ни одна позиция в перечне наименований.
К позициям с наименьшим показателем коэффициента вариации из групп А и В относятся следующие позиции: вареные и копчено-вареные копчености – 2,4; сардельки – 5,29; прочие вареные колбасные изделия – 6,42.
Широта ассортимента продукции, которую производит магазине «Мясная лавка» максимальная и равна 1. Такая же широта ассортимента продукции и в магазине LavkaLavka. При этом у двух других конкурентов коэффициент широты ассортимента равен 0,875, что говорит о большей привлекательности магазина «Мясная лавка» на их фоне. Наиболее высокое значение глубины ассортимента принадлежит магазину «LavkaLavka», оно равно 1. Для определения широты ассортимента данное предприятие было взято в качестве эталона для расчета глубины ассортимента. Магазин «Мясная лавка» находится на втором месте по глубине ассортимента, его коэффициент равен 0,876.
глава 3
Направления оптимизации товарного ассортимента в магазине «Мясная лавка»
В рамках реализации стратегии дифференциации для магазина «Мясная лавка» целесообразно ввести в ассортимент питание спортсменов, беременных или кормящих матерей, питание для детского питания.
Особенно актуальным является начало продажи детских мясных консервов.
Рассмотрим основные преимущества магазинного мясного пюре, произведенного в заводских условиях перед домашним мясным пюре.
Преимущества:
- контроль над процессом приготовления;
- гарантированное отсутствие красителей и консервантов;
- получение ребенком свежеприготовленного блюда;
- возможность подобрать сочетание мяса и гарнира индивидуально, исходя из потребностей и вкусовых предпочтений малыша.
Недостатки:
- срок хранения готового продукта мал – не более 1 сут. в холодильнике, вследствие чего его не стоит брать с собой при необходимости длительной поездки;
- если мясо приходится покупать – можно приобрести продукт, полученный при помощи стимуляторов роста, или просто некачественный.
Естественно, что и выбор готового консервированного продукта нельзя назвать идеальным решением. Такой вариант тоже располагает набором, как преимуществ, так и недостатков:
Преимущества:
- сырье и технологии изготовления подлежат государственному контролю;
- готовый продукт может храниться длительное время;
- удобная фасовка и упаковка;
- степень измельчения подобрана в соответствии с потребностями ребенка, а не «на глаз»;
- в продукт добавляют витамины и минеральные комплексы.
Недостатки:
- необходимость доверять контроль приготовления кому-то со стороны;
- высокая, по сравнению с самостоятельно приготовленным пюре, цена.
Таким образом расширение и оптимизация ассортимента в магазине «Мясная лавка» возможно за счет начала продажи детских мясных консервов.
Рассмотрим, как могут измениться основные маркетинговые характеристики ассортимента при условии, что в ассортименте появится совершенно новый вид продукции – мясные консервы для детского питания – таблица 3.1.