Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Экономическая сущность управления предприятием в современных условиях
1.2. Основные методы и стили управления предприятием
2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СВЕТ» И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.1. Характеристика предприятия
2.3. Эффективность использования персонала на предприятии как фактор результативности управления
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «СВЕТ»
1.2. Основные методы и стили управления предприятием
Функции управления коллективом реализуются с помощью определенных методов руководства, которые представляют совокупность приемов управления, используемых руководителем. Они обычно зафиксированы в специальных уставных положениях. Стиль поведения руководителя складывается в процессе выполнения им профессиональных управленческих функций. Профессиональное мастерство руководителя – это умелый выбор методов и приемов управляющего воздействия на коллектив и отдельные личности[13].
В недавнем прошлом при характеристике методов управления все внимание сосредотачивалось лишь на экономических и административных методах. Однако за последнее время сформировалось представление о наличии трех основных групп методов управления: экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических.
Экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели[14].
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы[15].
Организационно-распорядительные методы управления. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении[16].
К числу организационных методов относят:
- организационное проектирование;
- регламентирование;
- нормирование.
При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнени[17]я.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям.
Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации[18].
Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления[19].
К ним относятся:
- моральное поощрение;
- социальное планирование;
- убеждение;
- внушение;
- личный пример;
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
- создание и поддержание морального климата в коллективе[20].
Учитывая конкретные условия, форму деятельности коллектива, индивидуальность работника руководитель должен выбирать наиболее эффективные методы воздействия. Различные методы управления тесно взаимосвязаны. Методы руководства нельзя противопоставлять друг другу.
Функции, методы и стиль руководства в конкретных ситуациях непосредственно реализуются в оперативных действиях руководителя. Основными видами оперативных управленческих действий являются распределение заданий, получение информации и контроль за ходом их выполнения, применение конкретных, исходящих от самого руководителя, стимулов выполнения заданий.
Стиль руководства – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций руководства. В стиле руководства проявляется и характер применения методов, и индивидуальность руководителя, его личные качества[21].
Стили могут классифицироваться по разным критериям (рис.4).
Рисунок 4. Классификация одномерных стилей управления[22].
А. Критерий участия исполнителей в управлении
Наиболее четко здесь различают три стиля:
- авторитарный (единолично управленец решает и приказывает — сотрудники исполняют);- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль — сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис.5)[23].
Рисунок 5. Основные виды стилей управления[24].
Авторитарный стиль управления имеет разновидности[25]:
- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);
- автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);
- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);
- патриархальный (менеджер имеет авторитет "главы семьи", сотрудники неограниченно ему доверяют);
- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).
Сопричастный стиль тоже имеет варианты[26]:
- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера);
- консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно);
- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).
Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления[27]:
Б1 — Управление через инновацию (разработка инновации — как руководящее задание).
Б2 — Управление с помощью задания цели. (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
Б3 — Управление через согласование цели. (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей — лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
Б4 — Управление через правила решения.
Б5 — Управление через мотивацию.
Б6 — Управление через координацию.
Б7 — Управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач). Вмешательство происходит в исключительных случаях (особо критические ситуации, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).
В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач
Пять типичных стилей отражены на рис.6.
Рисунок 6. Стили управления по критерию преимущественной ориентации[28].
Стиль 1.1 (слабое управление) — нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) — с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) — господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) — достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) — идеальный стиль.
Вывод
Управление предприятием представляет собой единый комплексный процесс управления ресурсами (трудовым финансовыми, производственными), упрощенно состоящий из следующих стадий – планирование результатов, их достижение, контроль.
Реализация руководство функций управления представляет собой процесс управления предприятием. В современных условиях необходимо уметь прогнозировать риски и уметь реагировать на кризисные ситуации.
Экономическая сущность управления организацией заключается в получении результатов от управленческих процессов (зависящих от качества ресурсов, способов и условий их применения) в конечном итоге способствующих достижению целей организации.
2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СВЕТ» И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.1. Характеристика предприятия
В январе 2002 года было образовано Общество с ограниченной ответственностью «Свет». Это предприятие полностью соблюдает Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и иные нормативные документы и действует на основании Устава, а его учредителями являются физические лица.
Фактически предприятие расположено по адресу: Московская область, г. Озеры, ул. Ленина, д.13 и является субъектом малого предпринимательства. Численность персонала менее 100 единиц.
ООО «Свет» полностью выполняет определенные законодательством страны функции, имеет свои права и обязанности, представляет в случаях необходимости свои интересы в суде и имеет собственный капитал.
Расчетный счет предприятия находится в одном из банковских учреждений, и, согласно принятому Положению о печатях и товарно-материальных ценностях (ТМЦ) имеет собственный логотип, печать с фирменным оттиском и все необходимые реквизиты.
Предприятие занимается реализацией полиграфической продукции, выполняет заказы на изготовление любых тиражей пакетов, занимается дизайном сувенирной продукции и занимается PR-кампаниями, а также выполняет иные заказы, связанные с этой деятельностью.
Цены и тарифы на свои услуги предприятие устанавливает самостоятельно, но сохраняя при этом собственную конкурентоспособность.
Деятельностью и основными задачами предприятия является предоставление собственных товаров и различных услуг с целью получения прибыли и конкурентоспособности на этом рынке услуг, а среди контрагентов предприятия являются как юридические и частные лица, которые являются конечными потребителями продукции, так и оптовые посредники, которые впоследствии реализуют полученную от ООО «Свет» продукцию.
На предприятии разработаны Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, Положение о дисциплинарных взысканиях, а также система регламентов, с которой каждый работник ознакомлен под роспись, а управление производится в полном соответствии с действующим законодательством.
Организационная структура Общества с ограниченной ответственностью «Свет» представлена на рисунке 7.