Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Экономическая сущность управления предприятием в современных условиях
1.2. Основные методы и стили управления предприятием
2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СВЕТ» И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.1. Характеристика предприятия
2.3. Эффективность использования персонала на предприятии как фактор результативности управления
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «СВЕТ»
Кроме того, предприятие стало лучше справляться с долгосрочной кредиторской задолженностью, фондоотдача выросла, фондоемкость производимых товаров снизилась. Т.е. управление финансами обеспечивает достижение устойчивости, платежеспособности и ликвидности.
Анализ эффективности персонала показал, что среднегодовая выработка одной штатной единицы в 2018 году увеличилась на 29,15% по отношению к 2017 году, а среднегодовая ФЗП на 18%. Можно отметить рост производительности труда работников.
Таким образом, стратегия руководства ООО «Свет» основана на продуманной финансовой, производственной и кадровой политике управления.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «СВЕТ»
3.1. Мероприятия по повышению эффективности управления персоналом как фактор совершенствования управления предприятием
Приведем обоснование необходимости улучшения управления персоналом как основного направления совершенствования управления ООО «Свет» в целом.
Современное предприятие представляет собой сложный механизм. Это в полной мере относится к процессу управления хозяйствующим субъектом. Модель инструментов управления изменениями "7 С", представленная на рисунке 8, разработана консультантами МакКинзи вместе с Гарвардским университетом. Она включает семь независимых уровней организации, которые в совокупности определяют ее направление и успех в достижении своих целей. Планируя совершенствовать управление, следует иметь это в виду.
Рисунок 8 . Независимые уровни организации, определяющие ее направление и успех в достижении целей[29]
Данную модель можно считать основой перемен в управлении. Она дает перечень областей, которые требуют пристального внимания и интеграции для успешного применения стратегии. Результаты анкетирования сотрудников ООО «Свет» приведены в таблице 10.
Таблица 10
Обобщение итоговых результатов анкетирования управления ООО “ДОК”
Набранные баллы |
Макс.возможное кол-во баллов |
Набранные баллы |
Эффективность, % |
Стратегия |
20 |
16 |
80 |
Структура |
35 |
19 |
54 |
Стиль управления |
25 |
20 |
80 |
Общие ценности |
20 |
15 |
75 |
Персонал |
20 |
8 |
40 |
Навыки |
20 |
13 |
65 |
Системы |
40 |
33 |
83 |
Всего |
180 |
124 |
67 |
Подобный анализ дал широкий обзор эффективности ООО «Свет» и определил внимание на сильные и слабые стороны.
Анализируя, полученные данные можно сделать вывод, что эффективность управления ООО «Свет» по параметрам метода «7С» составляет 67 %. Самая низкая эффективность – это система управления персоналом. Для повышения эффективности управления предприятием, и в частности, персоналом разработаем конкретные рекомендации и определим мероприятия, которые необходимо предпринять для достижения более высоких показателей эффективности управления.
Полагаем, что исследуемому предприятию в качестве мер по совершенствованию управления можно предложить усовершенствовать организационную структуру предприятия.
Для этого необходимо понимать, что при численности персонала менее 100 штатных единиц на законодательном уровне допустимо не иметь на предприятии должности специалиста по кадрам или кадровой службы. Эти функции может выполнять любой работник на правах внутреннего совместительства или же имея возложенный дополнительный объем работ на основании ст. 60.2 ТК РФ. Как правило данные функции выполняет один из работников бухгалтерии. Однако, данный подход не позволит предприятию централизовать управление персоналом и, по сути, функции отдела кадров будут дублироваться поскольку принимать в таком случае основные кадровые решения будут либо генеральный директор, либо его заместители, что повлечет за собой целый перечень негативных последствий и повлияет на психологический климат в коллективе.
Со своей стороны, предлагаем внести изменения в действующее штатное расписание и в организационную структуру предприятия добавив должность Заместителя директора по кадрам, как представлено на рисунке 9.
Рисунок 9. Предлагаемая организационная структура предприятия
При этом наличие самой кадровой службы не будет являться обязательным, так как именно заместитель генерального директора будет принимать все необходимые кадровые решения.
Среди комплекса мер, которые направлены на улучшение кадровой политики можно предложить повышать психологическую культуру и улучшать микроклимат в коллективе. Действительно, на практике чем лучше персонал будет относиться к собственной работе, тем будет выше качество производимого товара.
А отношение к собственной деятельности во многом определяется отношением к работникам со стороны руководства. Таким образом, каждый локальный успех предприятия должен отмечать в рабочей среде различными поощрениями, к примеру, выдачей почетной грамоты с материальным поощрением или объявление благодарности.
Более того, данный подход существенно не будет увеличивать бюджет, однако обеспечит лучшее отношение работников к собственному труду и значительно повысит сплоченность коллектива.
Зачастую, само понятие кадровой политики не означает, что речь идет о работе с персоналом. Это может быть и разработка стратегии или комплекса мер, направленных на улучшение финансовой-экономической, социальной и хозяйственной деятельности предприятия.
При этом наиболее действенным методом является повышение эффективности всех трех составляющих, что в дальнейшем обеспечит:
- наличие на предприятии только высококвалифицированного персонала, что сможет обеспечить бесперебойное функционирование предприятия даже в условиях отпускного периода, продолжительной болезни работника или же в условиях появления сильной текучести кадров;
- повышение эффективности деятельности персонала при условии минимального увеличения фонда оплаты труда, но за счет появления дополнительных социальных гарантий. На практике, работникам предлагают обеспечить трудоустройством на этом же предприятии собственных детей, что на самом деле, не вредит, а только повышает эффективность рабочего процесса и практикуется практически во всех предприятиях нашей страны;
- повышение психологического климата в коллективе и создание нормального рабочего процесса.
Кроме того, предлагаем внедрить на предприятии автоматизацию бизнес-процессов. Помимо используемой компоненты «1С: Бухгалтерия» предлагаем предприятию приобрести совершенно новое программное решение для комплексной автоматизации предприятий -«1С:ERP Управление предприятием 2», которое выпустила фирма «1С» еще в 2013 году.
Решение оказалось настолько инновационным, что предлагаемая в нем концепция автоматизации, в определенный момент, опередила потребности рынка. В программе основной акцент был сделан на планировании и, только следствием установленного плана, являлась оперативная деятельность предприятия и её учет. Более того, формирование бухгалтерских проводок вообще не производится в оперативном режиме. Бухгалтер формирует учетную политику предприятия (правила ведения регламентного учета), а затем становится лишь контролером, который подключается на завершающем этапе работ, когда планы установлены, выполнены, и нужно подготовить регламентную отчетность. Назвать такое решение очередной бухгалтерской программой от «1С» абсолютно неверно. «1С:ERP Управление предприятием 2» в полном смысле система управления ERP-класса.
Разработка квалификационных требований к предусмотренным штатным расписанием должностям позволит предприятию автоматизировать процесс подбора персонала и значительно сократить время возможного собеседования с предполагаемыми кандидатами на трудоустройство. Также, этот прием наладит такой бизнес-процесс, как ежегодная аттестация персонала.
И последнее, что можно порекомендовать – это необходимость внедрить систему адаптации персонала. Это позволит обеспечить более быстрый процесс «вливания» новых работников в коллектив и сможет снять большинство проблем, так как новые работники, зачастую, вносят дисбаланс в психологический климат в коллективе, нарушая его.
Еще одной рекомендацией, которую считаем необходимой – это ужесточение стиля руководства со стороны Генерального директора с лояльного, на более авторитарный. К сожалению, исследований на данную тему невозможно привести, так как этот показатель не может быть подвергнут количественной оценке. Данный подход позволит более жестче, но намного эффективнее решать возникающие локальные конфликты на производстве, что в долгосрочной перспективе также повысит эффективность рабочего процессе.
Сочетать авторитарный стиль необходимо с разработанной системой поощрений и наказаний. В связи с чем, предлагается внедрить Положения о награждениях почетными грамотами и благодарностями, а также Положение о дисциплинарных взысканиях и ознакомить каждого работника с ними под роспись.
Таким образом, будут налажены вертикальные связи на предприятии, повысится мотивация персонала, поскольку такая система служит дополнительной мотивацией к труду и повышает дисциплину на предприятии.
Более того, такой подход наладит процедуру обращения коллектива к своим непосредственным руководителям. На практике, это выглядит следующим образом: в случае возникновения локального конфликта или очага недовольства в коллективе, непосредственному руководителю предприятия или структурного подразделения направляется служебная записка о произведенных нарушениях. Далее с работников в соответствии с трудовым законодательством берут письменные объяснения, а также может быть проведена беседа, по результатам которой руководство принимает решение о дальнейших действиях: либо ограничиться устным замечанием, либо использовать инструменты дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения работников в связи с получением выговора.
Также, в качестве мер призванных поддерживать трудоспособность и качество выполняемой коллективом работы, читаем необходимым разработать дополнительную систему адаптации персонала на рабочих местах, а также провести СОУТ (Специальную оценку условий труда), которая ранее называлась аттестацией рабочих мест.
Это позволит привести в соответствие рабочие места правилам и нормам охраны труда, а также привести санитарно-бытовые помещения и всю инфраструктуру предприятия в надлежащее состояние. Полученные с помощью СОУТ данные позволят разработать ряд мер, призванных снизить влияние вредных факторов на рабочих местах. Парадоксально, но даже у административно-управленческого персонала, за счет наличия компьютеров на рабочих местах может быть установлено значение вредности – 3.3 за что по закону положена доплата в размере не более 10% от заработной платы и в случаях проверки со стороны ГИТ это может привести к негативным последствиям.
Что касается повышения мотивации работников, то следует обратить внимание как на уровень заработной платы, так и на необходимость проведения дополнительных мероприятий в жизни персонала. К примеру, во многих предприятиях практикуются проведение корпоративных мероприятий, поздравление работников с государственными праздниками и публичные поздравления с юбилеями и днями рождения посредством корпоративной электронной почты, организация детских подарков детям работников на новый год и т. д..
Остановимся подробнее на системе совершенствования оплаты труда и мотивации персонала, которую предлагается внедрить в ООО «Свет».
Во-первых, необходимо провести метод опроса для того, чтобы понять на какие моменты следует уделить особое внимание и что, по мнению коллектива, более всего вызывает в настоящее время недовольство. Иными словами, речь идет о всестороннем исследовании интересов и желаний каждого члена коллектива с тем, чтобы впоследствии повысить эффективность рабочего процесса и учитывать личные пожелания каждого.