Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические аспекты менеджмента).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты менеджмента
1.1. Понятие менеджмента и его значение в современных условиях
1.2. Сущность и характеристика основных функций менеджмента
2.Менеджер и предприниматель: взаимосвязь и различия
2.1. Компетенции современного менеджера и направления его работы
2.2. Предприниматель и его специфические черты
Принимая во внимание все цифры, можно сделать вывод, что для оценки эффективности управления требуются различные инструменты, и результаты управления достигаются вне самого предприятия.
В любой конкретной ситуации современного менеджмента существует множество влияющих факторов, которые должны быть в состоянии найти свой оптимальный способ управления. И это достигается за счет постоянного добавления знаний об управлении, постоянного анализа результатов деятельности предприятия и изучения зарубежного опыта.
1.2. Сущность и характеристика основных функций менеджмента
Менеджмент как общая наука подразделяется на различные типы в зависимости от специфики деятельности, которую выполняет менеджер. Все виды менеджмента связаны между собой, иногда их функции переплетаются, так как менеджеру необходимо выполнять функции администрирования, руководства персоналом, выбора целей деятельности отдела или организации в целом, выбора средств и методов достижения целей.
В небольших организациях менеджеры часто сочетают в своей работе почти весь набор функций, а индивидуальные предприниматели выполняют их все единолично. В больших организациях существует возможность разделить функции менеджмента между разными отделами и закрепить их. Также разделение может происходить между отдельными сотрудниками. Но во всех организациях необходимо различать и проводить анализ видов менеджмента, так как каждый из видов характеризуется своим набором средств и методов управления, использует определенные навыки и приемы в работе.
Увеличение темпов производства, появление массового производства в ХХ веке способствовали развитию менеджмента как научной дисциплины. Только в ХХ веке началось издание первых учебников по менеджменту, стали появляться специальные учебные заведения, дающие возможность изучать менеджмент, применять математические методы для решения задач управления и т.д. Рост научного менеджмента продолжается до сих пор, и он способствует улучшению структуры менеджмента, разделению на подвиды.
Структурирование происходит на основе следующих признаков:
по объектам управления (персонал, финансы, потоки товаров, запасы, банки, технологии, затраты времени, инструменты и т.д.);
по организационно-правовым формам компаний (коммерческие и некоммерческие организации, государственные и частные предприятия, объединения компаний, которые в свою очередь также подразделяются на виды в зависимости от специфики их организации и функционирования);
по сфере деятельности организации (производство новой продукции, посреднические услуги, заключение коммерческих сделок, финансовые услуги, страхование и т.д.);
по методологии менеджмента (традиционный, системный, ситуационный);
по исторически сложившимся подходам к управлению (социально-этический, японский, американский, стабилизационный);
по специфике ситуации в организации (на перспективу, текущий, оперативный, стратегический);
по повторяемости действий (циклический, непрерывный);
по целям деятельности в подразделении организации (получение прибыли за определенное время; завоевание доли рынка;
максимизация цены на акции, минимизация затрат на производство, увеличение количества продукции, увеличение загрузки и повышение эффективности работы оборудования, уменьшение текучести кадров, повышение безопасности производства и т.д.)
В рамках общего менеджмента в зависимости от структурирования и специфики деятельности организации формируются конкретные направления: управление персоналом, финансами, банками, оперативное управление, стратегическое и т.д. Конкретные направления менеджмента формируются как сочетание нескольких параметров из разных пунктов структуры менеджмента, часто они ориентируются на цели и ситуацию, в которой находится организация.
Классификация видов менеджмента помогает выделить факторы, важные для каждой конкретной организации и специфики управления в ней. Сама классификация основана на сочетании факторов. Она помогает рассматривать возможности для развития данных сочетаний внутри организации как с точки зрения теории менеджмента, так и с точки зрения их практического применения. Использование классификации на практике дает возможность менеджерам применять инструменты менеджмента, которые соответствуют типу решаемых задач.
Таким образом, можно достичь сокращения затрат времени на поиск подходящих методов и приемов работы. С точки зрения методологии все подходы в менеджменте принято разделять на системный, традиционный и ситуационный. Традиционный подход использует такие методы и принципы в управлении, которые можно применять в любом типе организации (по организационно-правовой форме, масштабам, специфике деятельности).
Менеджмент рассматривается как одномерное взаимодействие с простой структурой, которое происходит между людьми и (или) организациями. Все объекты управления понимаются как идентичные, с одинаковыми простыми реакциями на воздействия извне. Системный подход рассматривает организацию как единое целое, обращает большое внимание на процесс взаимодействия между подразделениями организации, изучает каждый элемент системы в контексте его работы в рамках данной системы.
Основные признаки системного подхода:
изучение входа в систему (ресурсов извне и методов их поступления);
изучение процесса трансформации ресурсов в продукцию; изучение выхода из системы (свойства продукции и методов ее распространения);
изучение обратной связи (как результат влияет на всю цепочку с момента входа ресурсов).
Системный подход анализирует организацию как сложный организм, чьи реакции не могут быть исключительно стандартными (как в традиционном подходе), а зависят от поведения элементов в рамках системы. Ситуационный подход рассматривает менеджмент как нестабильную сферу работы организации.
Основной принцип подобного подхода: не существует универсального набора методов, правил и инструментов управления, который подходит ко всем ситуациям, возникающим в процессе работы. Ситуация рассматривается как комплекс явлений, связанных между собой.
Элементы ситуации в данном подходе:
состояние объекта управления в целом;
методы управляющего воздействия на объект;
последствия применения методов управления (т.е., поведение объекта после воздействия).
Ситуационный подход хорошо применим на рынках с высокой нестабильностью, непредсказуемым поведением участников рынка.
Основными функциями управления являются сочетание планирования, организации, координации, контроля и мотивации, благодаря которым обеспечивается эффективное управление организацией. Основные функции управления необходимы для успеха любой организации. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе «Общее и производственное управление» в 1916 году, которая стала результатом исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее влияние на поведение человека.
Организационная структура управления отражает структуру системы управления, содержание которой состоит из функций управления. Функции управления выполняются в соответствии с установленной технологией (методы и последовательность управления), которая во многом определяет эффективность производства и управления. Технология выполнения этих функций обеспечивает управление любым объектом (народное хозяйство, промышленность, предприятие) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.
Общность основных функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому в управлении они образуют цикл управления и отражают содержание управленческой работы. На практике цикл управления выглядит так:
Рис. 2. Цикл управления
Функции управления являются относительно самостоятельными, специализированными и отдельными областями управленческой деятельности. Чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко определенное содержание, разработанный процесс ее реализации и конкретную структуру, в рамках которой завершено ее организационное разделение (таблица 1).
Таблица 1. Критерии существования функции управления.
Содержание
Характеристика участка деятельности по управлению |
Критерий существования функции управления |
Самостоятельность |
|
Специализированность |
Процесс |
Обособленность |
Структура |
Содержание функции отвечает на вопрос, какие действия (набор действий) выполняются внутри этой функции?
Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, выполняемых внутри функции, что должно следовать для выполнения функции?
Структура функции отвечает на вопрос, как или как действия, составляющие эту функцию, формально связаны друг с другом?
Содержание, процесс и структура функции - это области, в которых она анализируется. Результаты этого анализа могут служить основой для разработки функции: выделения из нее новой функции или удаления этой функции из организации из-за неиспользования.
2.Менеджер и предприниматель: взаимосвязь и различия
2.1. Компетенции современного менеджера и направления его работы
Компетентность - это владение целым рядом вопросов, в которых человек обладает знаниями и опытом, позволяющими судить о чем-то, определяя способности, способности и навыки человека в определенной сфере деятельности. Понятие «компетентность» используется для оценки уровня квалификации человека по отдельным вопросам, проблемам, а не по профессиональной деятельности в целом [1, с. 190].
Чем больше задач у руководителя, тем больше он должен развивать компетенции, чтобы справляться со своими обязанностями и быть полезным для организации, в которой он работает. В конце концов, если у вас есть знания, навыки и отличная способность справляться со всеми трудностями в одной области управления и быть любителем в другой, общий показатель эффективности уменьшается и указывает на недостатки.
Следует отметить, что самые прогрессивные российские работодатели уже начинают понимать, что успех организации в большей степени зависит от универсальных компетенций кандидатов, а не от опыта и связей, приобретенных в конкретной профессии и отрасли, хотя в России она принадлежит профессиональные и родственные кланы гораздо более выражены.
В современных условиях управленческая деятельность требует от менеджера следующих компетенций:
1. Умение управлять собой;
2. Умение быть лидером, совершать необходимый риск;
3. постоянный личностный рост;
4. Эффективное решение проблем;
5. изобретательность и способность к инновациям;
6. Высокая способность влиять на других;
7. Использование современных управленческих подходов;
8. Умение управлять;
9. Способность обучать, развивать и мотивировать подчиненных;
10. Умение создавать и развивать эффективные рабочие группы.
Если менеджер хочет быть успешным, он должен иметь управленческие навыки, которые помогут ему в области управления. На рисунке 5 показаны все сферы компетенции менеджера.
Рисунок 5 - Сферы компетентности руководителя
Постепенно развивая и расширяя капитализацию на отечественных предприятиях, становится понятно, что основным звеном на предприятии является менеджер. Никто иной, как менеджер, ежедневно принимает большое количество решений, а также отвечает за хорошо выполненную работу структурных подразделений. Значение менеджера в XXI веке на российском предприятии невозможно переоценить.
Отличной компетенцией хорошего менеджера является умение направлять и регулировать рабочий процесс. В конце концов, менеджер - это психолог, организатор, аналитик, учитель и так далее. Менеджер должен обладать компетенцией для мотивации сотрудников.
В процессе обучения [4]:
* способность не только ценить вклад своих сотрудников, но и своевременно вознаграждать их;
* создать психологический климат, который побуждает сотрудников чувствовать себя частью сплоченной команды и работать вместе для достижения общей цели;