Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические аспекты менеджмента).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты менеджмента
1.1. Понятие менеджмента и его значение в современных условиях
1.2. Сущность и характеристика основных функций менеджмента
2.Менеджер и предприниматель: взаимосвязь и различия
2.1. Компетенции современного менеджера и направления его работы
2.2. Предприниматель и его специфические черты
• привычка периодически чествовать сотрудников, которые показали лучшие результаты в отведенный период;
* способность быть открытым для новых идей, исходящих от сотрудников под их руководством;
* способность оказывать своевременную поддержку при необходимости;
* умение вести конструктивный диалог с каждым сотрудником индивидуально и со всей командой в целом;
* способность предоставлять сотрудникам - в пределах их компетенции - способность нести ответственность как за принятые решения, так и за их последствия;
* умение давать качественные отзывы и делиться своим опытом с подчиненными;
* способность поддерживать тесные и плодотворные отношения с другими подразделениями организации;
Менеджер должен уметь управлять командой и быть ее частью как по вертикали, так и по горизонтали.
Сегодня Россия жаждет инновационных методов управления, и в ней не хватает профессиональных менеджеров, отечественным организациям нужны лидеры, которые создают отношения с компанией и ее сотрудниками на основе профессионализма, сотрудничества, взаимного уважения и заинтересованности, четкого понимания взаимных обязательств.
Нынешний менеджер в стране временно отстранен от неопределенности и постоянных изменений. Некоторые задачи в его деятельности теряют смысл и просто исчезают, в то время как другие меняются и адаптируются в некотором роде.
Менеджеры сталкиваются с гораздо большей неопределенностью, чем когда-либо прежде. Менеджеры часто работают в совершенно новых условиях. Из-за огромной скорости изменений компании сталкиваются с проблемой практически мгновенного устаревания информации.
2.2. Предприниматель и его специфические черты
Предпринимательство - это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с риском.
Предприниматель - французское слово для «посредника». Р. Кантильон впервые использовал термин «предприниматель» для обозначения лиц, которые получают прибыль за счет возможности покупать дешевле, продавать - дороже. Предприниматель в понимании Р. Кантильона был особенным субъектом, наделенным способностью прогнозировать, рисковать и нести полную ответственность за принятые решения.
Адам Смит понимал предпринимателя как владельца предприятия, и целью предпринимательской деятельности является получение предпринимательского дохода.
Ж.. б. Скажем, в отличие от А. Смита, основная роль предпринимателя заключалась не в извлечении прибыли, а в организации и управлении воспроизводством в рамках обычной экономической деятельности.
Инновационная интерпретация предпринимательства была дана Дж. Шумпетером. Инновация была истолкована им как открытие новых технических знаний, используемых в воспроизводстве, внедрение новых технологий и нового сырья в производство, освоение новых источников и форм снабжения, новых форм труда и организации производства. Дж. Шумпетер отождествляет предпринимателя с новатором. Предприниматель не обязательно является владельцем, но менеджер также может действовать в этом качестве.
А. Тюнен описывает предпринимателя как обладающего особыми качествами и, следовательно, требующего незапланированного дохода.
Основными условиями существования и развития предпринимательства являются:
- право собственности на средства производства и конечный продукт деятельности, а также возможность получать или передавать права собственности на хозяйственные товары;
- частная автономия (или относительная изоляция) хозяйствующих субъектов, что подразумевает свободу экономической деятельности, договоров, ассоциаций, профессионального и потребительского выбора;
- развитые формы обмена, то есть наличие товарно-денежных отношений, в том числе свободная покупка и продажа рабочей силы.
Характерные черты предпринимательства:
1. субъект обладает определенным набором свобод и прав - выбирать вид экономической деятельности, формировать производственную программу, выбирать источники финансирования, доступ к ресурсам, продавать товары, устанавливать цены на них, распоряжаться прибылью, и т.п.
2. Предпринимательство принимает на себя ответственность за принятые решения, их последствия и связанный с этим риск.
3. Сосредоточьтесь на достижении коммерческого успеха и получении прибыли.
4. Разнообразие форм, видов и видов собственности, а следовательно, и предпринимательства.
По цели деятельности предпринимательство подразделяется на следующие виды:
а) производство;
б) коммерческий;
В) финансовый;
г) Консультативный.
Промышленное предпринимательство - это деятельность, в которой предприниматель напрямую производит товары, товары, работы, услуги и информацию. В то же время производственная функция является основной для предпринимателя.
Содержание и методы реализации промышленного предпринимательства в общих чертах заключаются в следующем. Предприниматель сначала выбирает тип производственной деятельности, другими словами, описывает, какие товары, работы и услуги он намеревается производить. Затем он вступает в контакт с потенциальным потребителем, покупателем товара. Другими словами, предпринимательство включает маркетинговую деятельность. Этот первый этап сделки может получить юридическое оформление в виде договора между предпринимателем и будущим покупателем продукта.
Для осуществления производства предприниматель использует факторы производства: труд, производственные фонды, материалы и информацию. Часть факторов производства может принадлежать предпринимателю, а недостающие факторы он вынужден приобретать до или в процессе ведения бизнеса.
Результатом производственно-хозяйственной деятельности является продажа покупателю определенного объема произведенных товаров и получение за них денежной выручки.
Товарно-денежные, торговые и обменные операции играют решающую роль в коммерческом предпринимательстве. Это сделки купли-продажи. Коммерческая сделка должна предшествовать анализу рынка, который предсказывает объем покупок и продаж продукта, цену покупки и цену продажи продукта.
3.Взаимосвязь и различия менеджера и предпринимателя
В российском контексте понятия «управление» и «предпринимательство» стали широко использоваться в конце 80-х и начале 90-х годов в связи с началом перестройки в стране. Переход от системы административно-командного управления к рыночной потребовал изменений как в общественно-политической жизни общества, так и во всей экономической сфере [1, с.48].
У предпринимателя и менеджера много общего, и, прежде всего, они заинтересованы в успехе предприятия и имеют схожие взгляды на то, как этого добиться. Такое сходство в малых предприятиях часто приводит к тому, что предприниматель сам выполняет функции менеджера. Однако бывает, что предприниматель недоволен чрезмерной скрупулезностью менеджера в соблюдении определенных норм и может подтолкнуть его к нарушениям с целью получения максимальной прибыли. Их объединяет то, что они оба возглавляют команду в рыночной экономике. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, в основе которого лежит анализ возможных направлений их выявления и разрешения конфликтов, возникающих в процессе производственной деятельности и в общественных отношениях. Условиями эффективного управления являются эффективность и качество внешних связей, развитие коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат [3, с.56].
Управление включает в себя функции планирования, организации, мотивации, контроля, а также связывания процессов в деятельности компании, а именно коммуникации и принятия и реализации управленческих решений. Профессиональное управление требует разносторонних знаний, исследовательского подхода, стратегического и альтернативного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, навыков общения, независимости, инноваций и предпринимательства. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это отражается на предпринимательском поведении менеджера: цели и пути их достижения, система стимулирования, используемая информация, стиль и методы управления и т. Д.
Целью настоящего предпринимательского поведения менеджера является не только получение текущей прибыли, но и оптимизация потенциала прибыльности, то есть обеспечение получения прибыли в течение достаточно длительного периода времени. Действительно, предпринимательское поведение не имеет ничего общего с хищническим использованием производственного и трудового потенциала. Это обеспечивает долгое и стабильное существование компании.
Как и любая другая деятельность, бизнес-деятельность менеджера основана на определенной информационной системе. В то же время основное внимание уделяется информации о возможностях производства и продаж, рыночных условиях, а не самой текущей деятельности. В соответствии со своими целями и способами их достижения предприниматель-менеджер использует гибкие и меняющиеся организационные структуры и формы управления. Гибкость - это способность меняться и адаптироваться к новым условиям. Это обеспечивается сочетанием специализации и интеграции, вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. Изменение организационных структур основано на критическом анализе существующих структур и преодолении традиционных моделей мышления.
Любой предприниматель одновременно является (так или иначе) управляющим. Для него характерны профессиональные знания в сфере деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производством, продажами и маркетингом.
Предприниматель осуществляет свои функции, права и обязанности непосредственно или с помощью менеджеров, которые занимают соответствующие должности и подчиняют своих сотрудников и специалистов. Менеджер может управлять ими как администратором (бюрократически) или демократически. В любом случае Управляющий выполняет возложенную на него задачу в рамках договорных отношений с владельцем бизнеса [14, с.94].
Итак, с полными правами называть предпринимателя менеджером, а менеджера - предпринимателем можно только тогда, когда речь идет об единственном собственнике предприятия, который управляет им сам и имеет сотрудников. В современных условиях такая ситуация встречается довольно редко и встречается в основном на малых предприятиях. Мир XXI века - это мир менеджеров и исполнителей, а не мир предпринимателей [3, с. 58].
Менеджер как предприниматель должен обладать рядом разных качеств. Но самое главное, менеджер должен иметь возможность руководить, организовывать и поддерживать работу команды, быть готовым к действиям и риску. Он должен уметь определять сферу своей официальной власти, умение действовать независимо от руководства, побуждать людей подчиняться, избавляться от балласта и помогать остальным становиться собой, а не давить себя. Для этого руководитель должен проявлять терпимость к слабостям людей, которые не мешают работе, и нетерпимость ко всему, что мешает успешному решению задач, стоящих перед ним и командой [9, с.338].
Предприниматель и менеджер - это не одно и то же.
Предприниматель - это тот, кто «зарабатывает деньги», владелец капитала, находящегося в обращении, приносящий доход. Это может быть деловой человек, который никому не подчиняется, или крупный владелец, который не занимает какую-либо постоянную должность в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее Совета. Менеджер должен занимать постоянную должность, а люди подчиняются ему. Несколько более частный случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связан с личностью человека - предпринимателя, который занимается бизнесом, начинает новый бизнес, внедряет некоторые инновации, вкладывает собственные средства в новое предприятие и принимает на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень большими, если менеджер стремится к бюрократическому стилю управления, но они несколько стираются, если он придерживается стиля предпринимательского управления. Очень немногим крупным фирмам удалось разрешить это противоречие.
Основная задача для предпринимателей - не найти идею или ресурсы, а найти их клиента и организовать процесс взаимодействия с ними. То есть играть в сущности другую роль - роль «менеджера». Предприниматель работает в своем бизнесе, находится «внутри»: бизнес Предпринимателя неотделим от него, он умирает, начиная с того самого момента, когда Предприниматель по тем или иным причинам прекращает это делать. Менеджер начинает работать над своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить независимой жизнью, его легко отделить от него и передать другому менеджеру, например, профессиональному менеджеру ».
Разница между предпринимателем как владельцем и менеджером как сотрудником: предприниматель в процессе работы рискует всей своей собственностью, а менеджер - только своим заработком. Их объединяет то, что они оба возглавляют команду в рыночной экономике. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, в основе которого лежит анализ возможных направлений их выявления и разрешения конфликтов, возникающих в процессе производственной деятельности и в общественных отношениях. Условиями эффективного управления являются эффективность и качество внешних связей, развитие коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат.
Менеджер и предприниматель занимают разные позиции в рыночной экономике и имеют разные цели. Менеджер находится в организации, все его внимание направлено на то, чтобы производство товаров или услуг, для которых была создана компания, четко функционировало. Предприниматель находится во внешней среде по отношению к организации