Файл: Практика создания и функционирования картелей (Теоретические аспекты картеля).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты картеля
1.1. Сущность картелей и их виды
1.2. Роль картелей в истории экономики
1.3. Государственное регулирование картелей
Глава 2. Анализ влияния картелей на экономику на примере ОПЕК
2.1 Влияние ОПЕК на экономику в 1973 г
2.2 Влияние ОПЕК на экономику в 2008-2014 г
Вместе с тем документальное подтверждение соответствующего факта является неоценимым доказательством. При заключении картельного соглашения недостаточно просто договориться о цене, необходимо также наладить механизм контроля исполнения данного соглашения. Картель — это организация, беспрерывно отслеживающая действия и манипуляции своих участников на рыночной площадке, часть из которых периодически испытывает соблазн торговать по ценам ниже установленных. По словам работников Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), без сотрудничества с одним из участников картеля, раскрыть сговор очень трудно.
Компании, к которым предъявляются претензии в картельном сговоре, как правило, строят свою защиту на том, что установленные ими цены продиктованы колебаниями рынка, подкрепляя этот довод экономическими расчетами. В таком случае, при наличии грамотно составленных расчетов, аналитических данных, ФАС достаточно сложно доказать, что согласованные действия компаний привели к установлению монопольной цены.
Заключение картельных соглашений в определенных случаях может повлечь уголовную ответственность для их руководства. Уголовный кодекс предусматривает состав данного правонарушения: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок и прочее, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.
Таким образом, картельные соглашения в настоящее время — это не редкость. Несмотря на общий запрет их заключения и ответственность, установленную государством, реального способа помешать их заключению сейчас не существует.
Однако в последнее время можно отметить, что государства уделяют больше внимания развитию политики в сфере борьбы с картелями. Можно рассмотреть динамику выявления картелей на примере ЕС
Таблица 1:
Процессуальная практика по отношению к картелям в Евро Союзе2
Тип географического охвата |
1960-1969 |
1970-1979 |
1980-1989 |
1990-1999 |
2000-2015 (по наст. время) |
ЕС/ЕЭЗ |
2 |
2 |
15 |
15 |
29 |
национальный |
0 |
1 |
2 |
3 |
9 |
международный |
0 |
0 |
0 |
5 |
23 |
Всего |
2 |
3 |
17 |
21 |
61 |
Таким образом, благодаря определенным методам обнаружения, таким как инициирования дел, составленных на основе жалоб, отсылок или информации обличителей, дел, начатых на основе процессуальных дел, заведённых в других странах, на основе экономических методологий, применяющих данные мониторинга рынка, заметен рост процессуальной практики в данном вопросе. Действительно, ранее интернациональные картели не обнаруживались и, не являлись субъектом внимания надзорных органов в Евро Союзе. С середины 20 века ситуация значительно изменилась, и если на сегодняшний день рассматривать правовую деятельность, то преследование международных картелей занимает важное, основное, если не главное, значение для правовой деятельности Европейской Комиссии по борьбе с монополиями. Появляются новые конкурирующие предприниматели или, когда происходят внезапные скачки спроса или среди участников картеля заключаются сделки по объединению, таким образом, нарушая существующие договоренности. Во-вторых, стимул заявить становится более непреодолимым, если ведомство имеет заслуживающие доверия историю и опыт или применение других методов выявления. В целом, можно отнести вышесказанное к правам в сфере борьбы с картелями Европейской Комиссией, которая имела последовательный опыт успешного раскрытия картелей при реализации своих полномочий.
Глава 2. Анализ влияния картелей на экономику на примере ОПЕК
2.1 Влияние ОПЕК на экономику в 1973 г
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)– международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти. Изначально в состав организации входили Иран, Ирак, Саудовская Аравия и Венесуэла. Затем к ним присоединились Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон и Ангола. Эквадор вышел из ОПЕК в 1992 году, но вернулся в 2007. Габон покинул организацию в 1994 году. В итоге на сегодняшний день в ОПЕК состоят 13 стран. Штаб-квартира расположена в Вене.
Основными целями создания Организации являются:
- Координация и унификация нефтяной политики государств-членов ОПЕК.
- Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
- Обеспечение постоянных цен на мировых нефтяных рынках.
- Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
- сотрудничество со странами - не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя[5][6]из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.
Проанализируем две ситуации, и поведение картеля в них: «нефтяной шок» в 1973 г. и кризис 2008-2014 гг.
Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом. Кроме того, в 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен.
«Нефтяной шок» 1973 года был вызван действиями ОПЕК. В разгар арабо-израильской войны, которая началась в октябре, страны-члены ОПЕК выступили против политики Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке (в частности – против поставок оружия Израилю). Страны подписали соглашение, согласно которому добыча нефти должна была ежемесячно сокращаться на 5% до тех пор, пока США не прекратят вмешательство в конфликт. Кроме того, ОПЕК наложила эмбарго на продажу нефти Соединенным Штатам Америки.
Таблица 2.
Динамика цен на нефть
Годы |
Текущие продажные цены, долл. за баррель |
1960 |
1,50 |
1965 |
1,17 |
Февраль 1971 |
1,65 |
Январь 1973 |
2,20 |
Ноябрь 1973 |
3,65 |
Май 1974 |
9,55 |
Октябрь 1975 |
11,51 |
Это был первый в истории случай применения так называемого «нефтяного оружия». Цена на сырую нефть практически сразу возросла на 70% - с 3 до 5 долларов за баррель. В результате, энергетическая ситуация в станах-импортерах нефти резко обострилась. Цена продолжала подниматься и к осени 1975 года составляла уже 11,51 доллара за баррель (что мы можем видеть в таблице 2) т.е., по сравнению с начальной, увеличилась практически в 4 раза. Доходы стран-членов ОПЕК за следующие полгода возросли в несколько раз.
Эмбарго было снято в марте 1974 года. К этому моменту состояние мировой экономики значительно ухудшилось. Высокие цены спровоцировали инфляционные процессы, увеличился уровень безработицы. В целом экономическое развитие высокоразвитых индустриализированных стран значительно замедлился. Но, всё-таки цели, ставящие ОПЕК, были достигнуты не в полном объёме. Да и переориентация стран Европы на нефть Северного моря и Сибири привела к тому, что страны-экспортеры нефти потеряли часть своего рынка. В то же время, первый «нефтяной шок» наглядно показал индустриальным странам, как глубоко они подневольны от нефтяного потока с Востока и, в частности, от стран-членов ОПЕК. Лишь с помощью ряда мер, направленных на ослабление зависимости от импорта нефти (использование альтернативных источников энергии, разработка собственных месторождений, использование энергосберегающих технологий) энергетический кризис был преодолен.
В результате влияния таких факторов, как относительное снижение спроса и роста предложения нефти, а также внутренних разногласий, ОПЕК утратил функцию и статус самого влиятельного органа регуляции цен на нефть и стал, простым, но большим и не маловажным, из участников биржевых торгов на нефтяном рынке.
2.2 Влияние ОПЕК на экономику в 2008-2014 г
На ценообразование нефти влияют страны, добывающие нефть и именно они могут диктовать условия ее формирования. Можно сделать логичный вывод, что чем больше страна добывает нефти, тем сильнее она имеет влияние на эту отрасль. Крупнейшей страной-производителем в мире на данный момент является Саудовская Аравия, которая является главным производителем нефти в ОПЕК. На втором месте находится Россия. На четвертом месте находится еще одна страна-член ОПЕК: Иран. Так что, картель наравне с Россией и США, которая добывает 8% нефти в мире и находится на третьем месте, может диктовать свои условия ценообразования. ОПЕК может принимать различные решения, и эти решения будут сказываться не только на повышении или понижении цен, но и на общем уровне развития нефтяной отрасли.
Рисунок 3. Количество добываемой нефти странами 4
Проанализируем действия ОПЕК, и как он повлиял на мировую экономику во время последнего кризиса. Прежде всего, стоит выделить факторы, повысившие цены на нефть в 2008 г. К ним можно отнести:
-
- Слабость доллара, вызванная необходимостью преодоления ипотечного кризиса 2007 и кризиса субстандартного кредитования 2008 года (понижение ставок ФРС и рост денежной массы (М3), как долларовой, так и других знаковых валют).
- Влияние на цену нефти хедж-фондов и спекулятивного капитала, пришедшего на данный рынок после начала кризиса на фондовом рынке в июле 2007 года (бегство капитала из проблемных рынков)
- Рост издержек добычи нефти.
- Влияние на цену нефти таких событий как теракты, забастовки, информация о падении добычи нефти в одной из стран, входящих в число нетто-экспортеров нефти.
Уровень нефтяных цен мог быть экстремальным, если бы ОПЕК вовремя не предприняла ряд упреждающих мероприятий. На нефтяном рынке получилось обойтись без смуты и разногласий. Но из прошлых событий, всемирный фин. кризис, нужно сделать определенные выводы. Завышенные цены 08 года. не объяснены только балансом объемов поставок нефти и спроса на электроэнергию.
Влияние спекулятивного фактора на энергетический рынок оказалось высоким и вынудило ОПЕК принудить всех членов к большей открытости и прозрачности. Фундаментальный диалог производителей и потребителей крайне необходим в нынешнее время, в условиях нестабильности всемирной экономики, невзирая на, предпринятые огромные фин. Захвата территории со стороны правительственных органов ряда стран и в связи с серьезными проблемами с прогнозированием экономической активности стран, особенно в среднесрочной перспективе.