Файл: Практика создания и функционирования картелей (Теоретические аспекты картеля).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты картеля
1.1. Сущность картелей и их виды
1.2. Роль картелей в истории экономики
1.3. Государственное регулирование картелей
Глава 2. Анализ влияния картелей на экономику на примере ОПЕК
2.1 Влияние ОПЕК на экономику в 1973 г
2.2 Влияние ОПЕК на экономику в 2008-2014 г
Затем можно видеть дефляцию нефти, вызванную резким спадом объема денежных средств, и снижение цен на сырьевую базу, а также понижением спроса, который ранее поддерживался доступностью кредитов.
В этой ситуации ОПЕК принял решение поддержать цены на нефть, и на внеочередном собрании они сократили объем добычи нефти. Но ожидаемой реакции не добились, рынок был готов к данному заявлению, и эта новость только снизила цены на нефть. Так же это было определенно спекуляциями крупных финансовых организаций. Можно отметить, что ОПЕК не может сильно влиять на экономику, как в середине 20 века[6][7], но она является достаточно сильным игроком, и результаты обрушения объемов добычи нефти.
Рисунок 4. График цен на нефть с мая 2007 по февраль 2014[8]
На графике можно увидеть повышение цен до июля 2008 года, и последующий резкий обвал. Так же можно отметить повышение цен до ноября 2009, вызванное действиями ОПЕК.
2.3 Зависимость ценообразования нефти от решений ОПЕК
ОПЕК влияет на изменение цен на нефть посредством повышения или понижения квот на добычу нефти, т.е. можно увидеть обратную пропорциональность от решений картеля и уровня цен. Проанализируем, как ведет себя кривая цен на нефть после проведенных собраний ОПЕК. Первым примером является 135 конференция ОПЕК, проведенная 16 марта 2005 года. В результате изучения ситуации на мировом рынке нефти было принято решение о немедленном увеличении квот на добычу, которая достигнет[8][9]27,5 миллионов баррелей ежесуточно, и необходимости регулирования и стабилизации нефтяных цен. Стоит отметить, что ОПЕК располагал необходимым потенциалом для увеличения уровня добычи нефти и на его взгляд, стабилизация цен нуждалась в принятии срочных мер. Этот жест был чисто символический и мало повлиял на снижение цен. На 136 конференции, которая проходила 15 июня 2005 г, было принято решение о производстве дополнительных 500000 баррелей/день до следующей конференции, так же было принято решение поддерживать мировые цены в пределах 50-55 долл./барр. Отметим, что решения картеля не могут полностью контролировать уровень цен, но регулировать в определенных рамках могут.
Рисунок 5 Цены на нефть с марта по сентябрь 2005 года[9] [10]
На графике можно заметить, что после 135 конференции цены немного снизились. После 136 конференции цены повысились, но до августа ОПЕК удавалось варьировать цену в рамках 50-55 долл./барр.
Весной и в начале лета наблюдается снижение мирового спроса на "черное золото". Поэтому можно было ожидать сокращения производства нефти на 500 тысяч барр./день от того уровня заявленной добычи в 28 миллионов баррелей. В 2006 году после 140 конференции ОПЕК (8 марта 2006 г.) было принято решение сохранить производственные квоты на уровне 28 млн. баррелей нефти в сутки.
Рисунок 6: Цены на нефть с февраля по май 2006 года[10][11]
На графике видно, что после решения ОПЕК не изменять квоты цены на нефть начали повышаться, то есть картель не предпринял никаких действий для понижения цен.
Страны-члены ОПЕК на своей 145 конференции (11 сентября 2007) решили увеличить квоту на 500000 барр./день с ноября месяца, тем самым показывая потребителям, что они неравнодушны к повышению цен.
Рисунок 7: Цены на нефть с сентября по декабрь 2007 года[11][12]
Отметим, что цена на нефть в декабре снизилась до 87,19. Тем самым ОПЕК влияет на формирование цены, но не только картель является фактором ценообразования нефти.
Нормализации цен на нефть способствовала 150 конференция (24 октября 2009 г). Страны ОПЕК решили сократить добычу нефти на 1,5 млн барр. в сутки.
Рисунок 8: Цены на нефть с октября 2009 года по март 2010 года[12][13]
На рисунке можно увидеть реакцию цен на нефть после собрания ОПЕК. В ноябре небольшое повышение цен, в среднем на 3,62 долл., это повышение было вызвано сокращением объема добычи нефти. Но уже в декабре цены начинают понижаться. То есть решение ОПЕК вызвало нужный эффект – цены повысились – но не на долгосрочный период.
Проанализировав зависимость собраний ОПЕК и изменения цен на нефть, можно сделать вывод, что решения картеля влияют на поведение цен, но есть другие факторы ценообразования, к которым можно отнести, например, экономический кризис 2008-2010 гг. Так на своей 150 конференции ОПЕК снизил квоты, что при прочих равных условиях (при условии, что нет кризиса) повысило бы цены на нефть. На изменение квот очень сильно влияет политическая ситуация в стране, и прежде всего картель заботится о собственной выгоде. Здесь примером может являться 136 конференция 0ПЕК.
Рисунок 9: Цены на нефть с мая 2010 года по май 2014 года[13][14]
Рисунок 10: Цены на нефть с 1998 года по 2014 год[14][15]
Цена нефтяной "корзины" ОПЕК повысилась на 3,5% и установилась выше 108 долл./барр. Как сообщал в тот момент секретариат международного нефтяного картеля, "корзина" ОПЕК по состоянию на 9 мая 2011г. подорожала относительно предыдущего торгового дня на 3 долл. 68 центов, а ее цена официально составила 108,08 долл./барр. Это ее самый высокий показатель после 5 мая 2011 года. Отметим, цена нефтяной "корзины" ОПЕК повысилась после того, как 6 мая 2011 года она впервые примерно за два с половиной месяца упала ниже отметки 105 долл./барр.
Заключение
В ходе написания курсовой работы на тему «Практика создания и функционирования картелей» я проделала следующую работу. Подобрала теоретический материал, позволивший повторить теорию по предмету «Теория отраслевых рынков», по связанным дисциплинам, таким как «Экономика», «Менеджмент», «Маркетинг». На своём рабочем месте мне постоянно приходится обращаться к нормативно-правовым базам, изучать Положения, Указания , Инструкции , Кодексы и письма Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, обращаться к арбитражной практике по различным вопросам бухгалтерского, налогового учета, правовым вопросам гражданского права. Зачастую для понимания тех или иных нормативных документов не хватает глубины познаний вышеперечисленных дисциплин, приходится адресоваться к экономическим и финансовым справочникам. Надеюсь, написание данной курсовой работы позволило обогатить мой багаж знаний, поможет мне понимать процессы, происходящие в экономике, и, соответственно в трудовой деятельности. По моему мнению, не зависимо от стажа и опыта работы, надо постоянно обращаться к базовым знаниям, обогащенным достижениями науки, не стоящей на месте в своем развитии.
Выполняя цели, поставленные перед собой в начале подготовки курсовой работы, я старалась отразить в первой главе теоретический материал по теме, раскрыть теоретические основы картели, их виды, роль в истории экономики, роль государства в регулировании картели. Коротко материал первой главы можно изложить следующим образом.
Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения чаще всего являются: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих, требования, предъявляемые к определенным профессиям при найме и т. д.
Картели существуют законно и незаконно, существуют, как на межгосударственном уровне, так и в масштабах отдельно взятого государства, или же на уровне незначительного в экономическом и территориальном значении региона. Многие государства при этом поступили самым «надёжным» образом: запретили картели, и лишь немногие направили деятельность картелей в такое экономическое русло, когда они стали служить интересам всего общества. Так, например, картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, что несомненно, облегчает им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели создаются также с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли.
В разные моменты своего существования картели по-разному влияют на экономику. Таким образом, своей политикой они могут вызвать кризис в какой-либо отрасли или же не смогут регулировать ценообразование на различные продукты из-за таких факторов как экономический кризис. Так же их политика сказывается на макроэкономическом уровне. Их политика может быть направлена как на развитие всей отрасли, и как следствие на общее экономическое развитие, так и на монополизацию и получение собственной фундаментальной выгоды по видам деятельности.
Во второй главе постаралась провести анализ влияния картелей на экономическую ситуацию в мире на примере ОПЕК в различные годы от 1973 до 2014 года и показать зависимость ценообразования на нефть от решений, принимаемых конференциями ОПЕК.
Надеюсь, что благодаря полученным знаниям, я смогу стать более грамотным специалистом, расширить горизонты своей деятельности внутри Банка, буду лучше понимать функционал других подразделений, которые занимаются планированием объемов операций, в том числе операций с клиентами Банка, с портфелем ценных бумаг, распределением ресурсов внутри кредитной организации.
В заключение хочу сказать, что тема «Практика создания и функционирования картелей» имеет почву для дальнейшего теоретического изучения, требует более глубокого раскрытия, перспективна для дальнейшего исследования.
Библиография
- Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций// Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 с-13.
- Холопов. А. Теория международной торговли. // Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2014. С-49.
- Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135 - ФЗ от 26.07.2006 года, принят Государственной Думой 08 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года, вступил в силу после истечения 90 дней со дня официального опубликования.
- Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика. Краткий курс. 2-е изд. // Издательство: Питер, 2010.
- Михнева С.Г., Дралин А.И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. 2-е изд. // Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2009
Интернет-ресурсы
- Интернет-ресурс http://www. finam.ru
7. Стратегия модернизации экономики России [Электронный ресурс]: теория, политика, практика реализации/ Г.Б. Клейнер [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Современная экономика и право, 2011. —с 164
-
Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций// Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 с-13 ↑
-
Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций// Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. С-242 ↑
-
3 Холопов. А. Теория международной торговли. // Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2014. С-49 ↑
-
4 Михнева С.Г., Дралин А.И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. 2-е изд. // Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2009 с-54 ↑
-
5 Холопов. А. Теория международной торговли. // Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2014. С-85 ↑
-
6 Холопов. А. Теория международной торговли. // Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2014. С-223 ↑
-
8 Стратегия модернизации экономики России [Электронный ресурс]: теория, политика, практика реализации/ Г.Б. Клейнер [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Современная экономика и право, 2011. —с 164 ↑
-
9 Стратегия модернизации экономики России [Электронный ресурс]: теория, политика, практика реализации/ Г.Б. Клейнер [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Современная экономика и право, 2011. —с 164 ↑
-
10 Данный взяты с ресурса http://www.finam.ru/ ↑
-
11 Данный взяты с ресурса http://www.finam.ru/ ↑
-
12 Данный взяты с ресурса http://www.finam.ru/ ↑
-
13 Данный взяты с ресурса http://www.finam.ru/ ↑
-
14 Данный взяты с ресурса http://www.finam.ru/ ↑