Файл: Системы автоматизированного проектирования технологических процессов..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
Признаки зршномнчности отражают соответствие конструкции объек та гигиеническим условиям жизнедеятельности человека, а также его антро пометрическим и физиологическим свойствам.
Основные показатели эстетичности: композиционная целостность формы; товарный вид, определяемый состоянием наружной отделки и др.
Признаки экологичности характеризуют воздействие объекта на окру жающую среду, людей, животных. Показатели экологичности - уровень внешнего шума, содержание углекислого газа в продуктах сгорания топлива идр.
Признаки патентной чистоты характеризуют конструкцию объекта с точки зрения патентов и свидетельств, а также товарных знаков.
Условия эксплуатации, технического обслуживания и ремонта харак теризуются показателями: продуктивности, качественной работоспособно сти, ресурсопотребляемости, транспортабельности.
Наиболее существенные, по мнению конструктора, признаки включа ются в техническое задание на проектирование, другие учитываются как критерии или критериальные ограничения при выборе наиболее рациональ ного варианта и оптимальных параметров объекта. Установить признаки объекта на данной стадии еще не означает выбрать его конструктивное ре шение. Признаковое пространство достаточно широко для вмещения многих вариантов технического решения, хотя и определяет направление дальней шего поиска.
Для автоматизированного выполнения процедуры нужно построить полные множества целей и признаков, установить бинарные отношения ме жду элементами этих множеств и произвести срез внутри этих отношений по выбранному подмножеству целей А0.
Бинарное отношение между целями и признаками можно отразить в
виде таблицы или матрицы соответствий |
|
|
л |
Рг |
Рш |
^ко |
С|(2) |
Сцт) |
^2(1) |
С?(2) |
^2(т) |
С„(1) |
Г„(2) |
Сп(т) |
Строки матрицы соответствуют целям проектирования, а столбцы - основным признакам. В ячейках на пересечении строк и столбцов простав ляются +1,-1 или 0 (+1 означает, что признак соответствует цели, а для ее достижения показатели должны быть увеличены; -1 - признак отвечает цели, показатели должны быть уменьшены; 0 - признак не отвечает цели).
На основании целевого описания и матрицы соответствий можно со ставить концептуальное описание. Оно включает в себя: выражение потреб
ности проектирования, цели в ранжированной последовательности и призна ки, соответствующие целям:
ОП2 = {а0[а,{р„ Р2\ fl2 (/*„/>,)...]},
Р), Р2 - признаки, соответствующие целям проектирования я, из полного множества признаков; Ръ, Р5- признаки, соответствующие цели а2.
Пример. Цель на уровне заказчика при проектировании машины для разработки мерзлых грунтов - снижение себестоимости разработки грунтов - связана с признаками: показателями надежности и технологичности, ха рактеристиками условий эксплуатации, технического обслуживания и ре монта, показателями экономичности.
2.2. Процедуры на стадии разработки технического предложения
Техническое предложение - это совокупность конструкторских доку ментов, разработанных на основе технического задания и содержащих опи сание вариантов возможных решений и оптимального среди них.
Поиск вариантов решений выполняет инженер-конструктор. Однако уже на этой стадии целесообразно привлекать к работе над проектом инже- неров-технологов и художников-конструкторов.
Технологи, участвуя вместе с конструкторами в выборе вариантов, за ботятся о лучших предпосылках для использования рационального членения и компоновки будущей конструкции, лучших предпосылках для использова ния стандартных и унифицированных узлов, типовых технологических про цессов и ограничении номенклатуры конструкционных материалов. Худож ник-конструктор формирует требования технической эстетики и эргономики, разрабатывает варианты художественно-конструкторского решения.
В техническом предложении отражаются результаты исследований по проверке патентной чистоты выбранного варианта решения. В число доку ментов технического предложения входят пояснительная записка и ведо мость технического предложения. Кроме того, в него могут дополнительно включаться: чертеж общего вида или габаритный чертеж, схемы, таблицы, расчеты и патентный формуляр.
Чертеж общего вида определяет конструкцию изделия и взаимодейст вие его составных частей и поясняет принцип работы изделия. Он включает в себя виды, разрезы изделия, надписи, текстовую часть; наименования составных частей, для которых объясняется принцип работы. Составные части изображают упрощенно.
Габаритные чертежи выполняют с максимальными упрощениями, но так, чтобы были видны крайние положения перемещающихся частей. На чертеж наносят габаритные, установочные и присоединительные размеры.
Схемы в зависимости от входящих в состав изделия элементов подраз деляются на следующие виды, обозначаемые буквами: электрические - Э, гидравлические - Г, вакуумные - В, пневматические - П, кинематические - К, оптические - Л, и т.д. В зависимости от основного назначения схемы де лятся на типы, обозначаемые цифрами: структурные - 1, функциональные - 2, принципиальные (полные) - 3, соединений (монтажные) - 4,и т.д.
Структурная схема определяет основные функциональные части изде лия, их назначение и взаимосвязи.
Функциональная схема разъясняет процессы, протекающие в функ циональных цепях изделия или в изделии в целом.
Принципиальная (полная) схема определяет полный состав элементов и связей между ними и дает детальное представление о принципах работы изделия.
Исходя из содержания технического предложения выделены три ос новные процедуры: поиск вариантов технических решений с разработкой функциональных и структурных моделей объекта проектирования, выбор оптимального варианта и анализ принятого варианта решения.
2.2.1. Поиск вариантов технических решений
На входе процедура поиска возможных решений имеет цели проекти рования и основные признаки. А выходом ее должны стать варианты дости жения поставленных целей, т.е. варианты проектируемого объекта. Этап проектирования в наибольшей степени носит творческий характер, когда на глядно проявляются способности конструктора к изобретательству. Разгадка механизма творчества - неотъемлемое условие создания искусственного ин теллекта. На заре технического творчества поиск конструктивною решения всецело относился к области искусства. В настоящее время этот процесс все ближе примыкает к науке. Использование систематизированных и обобщен ных знаний в поиске технических решений - характерная черта современно го проектирования. Знания нужны не для того, чтобы освободить человека от творчества, а для того, чтобы сделать это творчество более целенаправлен ным. Стремление к сокращению сроков проектирования не позволяет наде яться на спонтанное озарение, его нужно стимулировать. Нередки случаи, когда наиболее удачный вариант технического решения возникает в конце разработки и уже не может быть использован.
Известные в настоящее время приемы и методы поиска технических решений по степени формализации делят на три группы: 1) неформализо ванные эвристические приемы и методы, состоящие из набора эвристик (для неструктурированных задач); 2) частично формализованные эвристические методы (для слабоструктурных задач); 3) полностью формализованные приемы и методы - алгоритмы.
Названные группы отличаются по численности входящих в них прие мов и методов. Наиболее многочисленна первая группа. Она включает в себя
как общие (инвариантные) методы, применимые к любым объектам, так и частичные, относящиеся к определенному классу технических систем и их элементов.
Полностью формализованные методы (алгоритмы) составляют самую малочисленную группу и относятся лишь к конкретным объектам техники. Однако с развитием методики проектирования все большее число методов переходит из первой группы во вторую и из второй в третью. Автоматизиро ванное проектирование строится на второй группе методов, а автоматиче ское - на третьей.
Эвристические методы рождаются в результате анализа уже выпол ненных проектных разработок. Некоторые из них являются сугубо индиви дуальными, связанными с образом мышления конкретной личности. Переда ваемые от учителя к ученикам, они зачастую не приносят последним тех ре зультатов, которых добился учитель. Другие приемы и методы, несомненно, полезны всем, помогают преодолеть инерцию мышления, служат ориенти рами в поиске технических решений.
Примерами первой группы методов поиска решений являются эври стические приемы, метод гирлянд ассоциаций, метод мозгового штурма, синектика, метод идеального объекта.
Эвристические приемы. Они указывают на то, как преобразовать имеющееся техническое решение для получения искомого, т.е. имеется не который объект (прототип), к которому применяется преобразование (эври стический прием), после чего полученный результат сравнивается с целевым. Большинство приемов включает в себя две части. Первая отвечает на вопрос «Что изменить?», вторая - «Как изменить?». Первая часть может содержать несколько переменных, а вторая - несколько способов их изменения. Поэто му приемы зачастую содержат несколько поисковых шагов. Известно более двухсот эвристических приемов, в том числе «от целого к частному», анало гии, элементарные вопросы и др.
При поиске технических решений, используя эвристические приемы, следует: 1) уяснить цели проектирования, изложенные в техническом зада нии, и составить список признаков искомого технического решения; 2) вы брать из известных технических решений (если решение не задано) один или несколько прототипов, в наибольшей степени отвечающих списку призна ков; 3) проанализировать прототипы, выявив несоответствие их признаков искомому решению; 4) в соответствии с признаками, подлежащими измене нию, выбрать наиболее подходящий прием.
Метод гирлянд ассоциаций. В некоторых случаях, когда цель проек тирования определяет единственный признак объекта - новизну, можно вос пользоваться методом гирлянд ассоциаций. Для этого объекту подбирают синонимы (если это возможно), а затем случайным образом называют другие объекты и составляют комбинации из тех и других. Каждую пару объектов дополняют тем или иным признаком случайного объекта или ассоциациями, которые они вызывают. Основной смысл заключается в том, чтобы «расша