ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 340
Скачиваний: 2
теория систем // Теория эволюции: наука или идеология? Труды XXV Любищевских чтений. Москва-Абакан.1998.
9 Хакен Г Информация и самоорганизация. М., 1991.
10 Судаков К В . Мотивы поведения животных // Знание. Сер. Биология. 1971,
№ 2.
11 Харкевич А.А. О ценности информации. Проблемы кибернетики. Вып. 4. М., 1960.
12Ухтомский А Л . Доминанта. М.-Л., 1966.
13Крушинский П.В. Возможный механизм рассудка // Природа. 1974, № 5.
14Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1962.
15 Штеренберг М.И. Синергетика и биология // Вопросы философии. 1999,
№ 2.
16 Соловьев Вл.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989,
№ 6.
С.В. Светлов
БИОТЕХНОЛОГИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ
Весь комплекс наук о живом, составными частями которого явля ются такие разные сферы, как молекулярная биология, физиология, экология и многие другие, требует единого осмысления. Такое осмыс ление может быть осуществлено только на основе разработки еди ных теоретических основ, охватывающих все эти сферы, несмотря на их значительные различия. До тех пор, пока таких теоретических ос нов ещё не создано, рано говорить и о создании теоретической био логии. Тем не менее за прошедшее столетие были сделаны важные шаги на пути в этом направлении.
Этот путь в значительной мере оказался сопряжен с созданием практических технологий по управлению биологическими организ мами и их генетической модификацией, получивших обобщенное на звание «биотехнология». По существу, новые теоретические дости жения в этой области были теснейшим образом связаны с практиче ским воплощением новых знаний, что особенно проявило себя бла годаря разработке и применению методов генетической инженерии. Человечество получило возможность целенаправленным образом менять генетические программы развития и функционирования би ологических организмов, что кардинальным образом расширило по тенциальное возможности воздействия человечества на биосферу в целом.
Значительные достижения стали возможны благодаря установле нию глубинной основы организации живого: что информация, запи санная в виде последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеи новых кислот, реализуется («считывается»), определяя последова тельность аминокислот в молекулах белков; что эти две формы за писи информации соответствуют друг другу. Это соответствие полу чило звучное название «генетический код», хотя иногда этот термин используют и в качестве синонима понятия «геном». После этого бы ли разработаны методы, позволяющие изменять последовательнос ти нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот, «разрезать»
и «склеивать» эти молекулы произвольным образом. Эти методы по лучили не менее звучное название — «генетическая инженерия».
Таким образом, расшифровав генетический код и развив методы генетической инженерии, оказалось возможным произвольно менять последовательности нуклеотидов в геноме биологических организ мов с целью придания им новых свойств, что обычно осуществляет ся путем «встраивания» уже готовых фрагментов генетических про грамм одних организмов в геномы других организмов благодаря чему оказалось возможным модифицировать культивируемые в искусст венных условиях микроорганизмы так, что они получают способность продуцировать специфические человеческие белки, широко приме няемые в медицине. Этим путём удалось избавиться от старых мето дов производства ряда лекарственных препаратов — использования органов животных и даже умерших людей в качестве сырья.
Но знание «генетического кода» отнюдь не закрывает всех про блем, связанных с глубинной основой организации живого. Даже пол ное выяснение последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеи новых кислот всего организма ещё не даёт полного понимания смыс ла всего этого генетического «текста». Реализация этой информации в биологическом организме происходит сложным многоступенчатым образом, и то, что именно «закодировано» в данном генетическом «тексте», далеко не всегда понятно. Остаётся также нерешенной пол ностью и обратная проблема — кодирование желаемой структуры или функции биологического организма в виде соответствующего ге нетического «текста». В настоящее время, зная «генетический код», можно «закодировать» желаемый белок, но каким образом закоди ровать определенный орган или структуру организма — этот вопрос остается открытым.
Проблема «генетического кода» в целом ещё полностью не реше на, а его «расшифровка» ещё далеко не окончена. Понятна лишь оп ределенная часть этого «шифра» — соответствие последовательно сти нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот последовательно сти аминокислот в молекулах белков. Но остаётся невыясненным принцип кодирования структур и функций биологических организмов в геноме. С этим, в определенном смысле, связана и другая пробле ма теоретической биологии — естественное создание новых биоло гических видов. Современное решение этой проблемы состоит в том, что новые биологические виды возникают в результате случайных ге нетических изменений (мутаций). Организмы с «полезными» мута
циями выживают и дают начало новым видам, а организмы с «вред ными» мутациями — погибают.
Но процесс создания новых биологических видов, несмотря на длительную и детальную проработанность эволюционной теории, не всегда может так легко быть объяснён только случайными мута циями. Проблемы возникают в тех случаях, когда для появления но вого биологического вида требуется создание принципиально новой сложной структуры, обеспечивающей ту или иную функцию, напри мер, ультразвукового локатора, обеспечивающего ориентацию в про странстве и определение местонахождения добычи. Такой ультразву ковой локатор должен «кодироваться» весьма значительным объ ёмом генетической информации, возникновение которой случайным образом довольно проблематично. Но и реальных альтернативных путей появления такой информации, по крайней мере в рамках об щепринятых научных теорий, пока ещё не найдено.
Можно было бы предположить существование в биологических организмах специальных механизмов, ответственных за целена правленное формирование необходимой генетической информации, обеспечивающей возникновение определенных структур или функ ций. Но экспериментально существование таких механизмов до сих пор не установлено, их возможное наличие в биологическом орга низме обычно отрицается в принципе. Вместе с тем отсутствие по добных механизмов вовсе не означает полное решение проблемы появления значительных объемов генетической информации в ре зультате случайных мутаций. Точнее говоря, собственно объем слу чайно появившийся генетической информации может быть весьма значительным, но проблема состоит в том, что эта информация должна быть самым тщательным и детальным образом структури рована и выверена.
Генетическую информацию можно сравнить с определённым ли тературным произведением, и в этом сравнении становится понятной та проблема, которая возникает при объяснении её появления в ре зультате «случайности». Собственно говоря, не приходится объяс нять то, насколько нереально появление новой повести или романа, даже одной из их глав в результате случайного перебора клавиш пи шущей машинки. Другим сравнением, даже ещё более точным, мо жет послужить написание компьютерных программ, где даже одна ошибка в каком-либо символе способна привести к полной нерабо тоспособности всей программы. Такое строгое соответствие имеет
место и в генетических программах, где также даже одна ошибка мо жет привести к нежизнеспособности всего организма. Уникальный ге нетический текст, таким образом, должен быть «написан» сразу во всём его объёме и без единой ошибки, причём «написан» чисто слу чайно.
С проблемой случайного появления больших объёмов структури рованной генетической информации сталкивается и ещё одна дли тельно и тщательно разрабатываемая область теоретической биоло гии — теория происхождения жизни. Оставаясь в рамках научного подхода, в целом разработка этой теории базируется на представле нии о естественном происхождении живого (биологических организ мов) из неживого вещества (химических элементов, составляющих биологические организмы, находящихся в форме неорганических со единений и простейших органических соединений — «строительных блоков»). Вариации естественного происхождения живого существу ют относительно конкретного места появления жизни — планета Зем ля, другие планеты Солнечной системы или ещё более дальние кос мические объекты. Разумеется, это обстоятельство весьма важно, но не так существенно, как определение самого механизма самопро извольного появления простейших биологических организмов из не живого вещества.
В том, что произошло естественное самопроизвольное появление простейших биологических организмов из неживого вещества, оста ваясь в пространстве современных научных теорий, сомневаться не принято, но каким образом «строительные блоки» самопроизволь ным образом объединились именно так, что создали простейший био логический организм, остаётся совершенно непонятным. Если не учи тывать, что даже для самого простейшего организма помимо генети ческой информации требуется наличие уже готового аппарата для её считывания (а это само по себе представляет значительную пробле му), необходимый минимальный объём структурированной генетиче ской информации оказывается слишком велик, чтобы её возникно вение легко можно было объяснить только случайными причинами. Любое другое объяснение также выводит нас из пространства суще ствующих научных представлений.
Ещё одной важнейшей проблемой теоретической биологии явля ется создание теории, описывающей принципы и механизмы функ ционирования биологических организмов на молекулярном уровне. Те химические соединения, которые составляют биологический орга
низм, ведут себя в химическом отношении весьма сложным образом, отличным от того, как ведут они себя вне организма. Живое состоя ние организма как бы оказывает на химические соединения своё, да леко ещё не выясненное действие, «заставляя» их вступать в реак ции друг с другом именно таким образом и именно в таких объёмах, какие требуются для данного организма в данной стадии его разви тия и в данных условиях окружающей его среды. Ничего подобного вне живого наблюдать не приходится — там все химические соеди нения реагируют друг с другом таким образом и в таких объёмах, ка кие соответствуют уже открытым химическим законам.
В определенном смысле можно сказать, что химические соедине ния в биологических организмах подчиняются биологическим зако нам, ещё далеко не понятым и не открытым. Эти законы «заставля ют» химические соединения реагировать именно так, как нужно био логическому организму. Химические реакции в живом организме не протекают «до конца», как протекали бы они вне организма. Их те чение осуществляется лишь до того момента, который задается ор ганизмом в соответствии с его собственными «целями». Так, напри мер, течение химических реакций в микроорганизме может быть пре кращено, если он «посчитает» условия окружающей среды неблаго приятными и впадёт в состояние анабиоза. В сходное состояние мо гут впадать и многие высшие организмы. Существенным обстоятель ством является также способность живых организмов осуществлять целые каскады химических реакций, имеющих разное направление и назначение, в одной единственной клетке.
Таким образом, поведение химических соединений в биологичес ких организмах не может быть описано известными химическими за конами, но и существование особой «жизненной силы» уже давно вы ведено за пространство научных представлений. Осознание того фак та, что объяснение причин необычного поведения химических соеди нений в биологических организмах до сих пор отсутствует, было в не которой мере отодвинуто на второй план несомненными успехами биохимии и молекулярной биологии, а также развитием представле ний о поведении сложных систем, энтропии, синергетики и т. п. Но во всех этих представлениях нет объяснений глубинных причин необыч ного поведения химических соединений в «живом веществе», столь разительно отличающегося от их поведения в «неживом веществе».
Ещё одной проблемой теоретической биологии является объясне ние принципов функционирования и причин возникновения разума.