Файл: Курсовая работа Отчет о финансовых результатах порядок составления и анализ эффективности деятельности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 2367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отчет о финансовых результатах имеет важное значение, так как в нем содержатся все необходимые сведения о финансовых результатах деятельности организации в целом и суммы, их составляющие.

При составлении отчета о финансовых результатах организации следует руководствоваться следующими принципами, закрепленными в ПБУ 9/99, ПБУ10/99, а именно: соблюдение критериев признания доходов и расходов; соблюдение классификации доходов и расходов; принцип равномерного и обоснованного распределения доходов и расходов между отчетными периодами; принцип взаимосвязи доходов и обусловивших их получения расходов; Принцип признания расходов при наличии данных о том, что от использования этого актива экономическая выгода получена не будет.

В соответствии с п. 18.1 ПБУ 9/99 доходы, составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются в отчете о финансовых результатах по каждому виду деятельности в отдельности.

В бухгалтерском учете доходы и расходы организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими доходами и расходами.

Весомый блок в анализе финансового состояния предприятия – это оценка прибыльности его деятельности. Ее проводят, чтобы увидеть: -насколько адекватны расходы организации при сложившемся уровне доходов; - значимо ли влияние чистой прибыли в формировании собственного капитала; - насколько эффективно используются активы и пассивы в привязке к прибыли; - какие факторы препятствуют росту финансового результата.

 Чтобы проанализировать финансовые результаты компании, понадобятся отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс. Отчет будет основным, так как именно он содержит четыре вида прибыли (убытка). В балансе под это отводится лишь одна строка.

1.3. Порядок формирование финансового результата в бухгалтерском учете и подготовка информации для отражения в отчетности
Подсчет финансового результата деятельности предприятия зависит от следующих правил:

1) финансовый результат деятельности предприятия – это разница между доходами и расходами. Если она положительна, то итог называется прибылью. Если отрицательна – убытком. Выходит, отождествлять прибыль с доходами, а убыток с расходами неверно.


2) финансовый результат бывает разный. Все определяется тем, какие именно доходы и расходы вы берете в расчет. Например, если вообще все, то получите чистую прибыль (убыток). Если только по основным видам деятельности, то прибыль (убыток) от продаж. Иначе она именуется операционным результатом деятельности;

3) предыдущие два правила не совсем подходят для расчета нераспределенной прибыли или непокрытого убытка из баланса. Там это уже не просто доходы за вычетом расходов. Это сумма чистой прибыли (убытка), которую предприятие накопило за весь период функционирования с учетом корректировки на некоторые операции. Например, на уменьшение по причине выплаты дивидендов;

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ №9/99 и 10/99) выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг; проценты к получению; доходы от участия в других организациях; прочие доходы; прочие расходы.

Бланк формы отчёта о финансовых результатах — таблица, над которой указаны:

- отчётный период и дата;

- сведения о компании — коды ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС;

- единица измерения показателей отчёта — с 2019 года показатели выражаются только в тысячах рублей.

Отчет о финансовых результатах должен содержать следующие виды прибыли в российской отчетности в соответствии с рисунком 1.2.1:


Рисунок 1.2.1 – Виды прибыли в российской отчетности

Организация вправе ввести в отчет дополнительные строки и привести в справочном разделе другую дополнительную информацию, которая необходима заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности.

Финансовый анализ предприятия в части финансовых результатов состоит из четырех этапов:

Этап 1. Провести горизонтальный анализ прибыли (убытка)

Суть горизонтального анализа в том, чтобы понять: как изменился финансовый результат по сравнению с предыдущим периодом. Вот некоторые его особенности:

  • потребуется минимум два значения прибыли (убытка). Одно из них принимается как база для сравнения. рассчитываются либо абсолютные, либо относительные отклонения фактического уровня от базового.

  • абсолютные отклонения измеряются в той же единице, что и анализируемый показатель. если показатель в базовом периоде равнялся нулю или имел другой знак, нежели в текущем, то темпы роста/прироста рассчитать либо не выйдет, либо они не будут иметь смысла.


 Этап 2. Выполнить вертикальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Вертикальный анализ заключается в расчете удельного веса какого-либо показателя в общей сумме однородных величин. Иначе – это оценка структуры, при которой отдельный элемент соотносится с неким целым, частью которого он является.

Вертикальный анализ по двум направлениям:

  • для нераспределенной прибыли из баланса рассчитать ее долю в собственном капитале и/или в пассиве. Это позволит понять, насколько значим вклад накопленного результата в совокупную величину источников финансирования деятельности предприятия;

  • для прочих видов прибыли из отчета о финансовых результатах соотнести их значение с доходами. Причем для валовой прибыли и от продаж рассчитать соотношение с выручкой. Для прибыли до налогообложения и чистой – с суммой выручки и прочих доходов.

Этап 3. Рассчитать показатели рентабельности

Абсолютные значения финансового результата имеют большой недостаток: низкая степень сравнимости с другими организациями.

Особенности, которые характерны для таких относительных величин:

  • есть базовая схема расчета. Ее суть: в числителе – всегда прибыль, в знаменателе – тот показатель, рентабельность которого рассчитывается. Чаще других это: активы, собственный капитал и выручка.

  • если в знаменателе формулы находится балансовый показатель, значит, берется его среднегодовое значение, а не величина на дату. Неверно совмещать при расчете периодические и точечные значения. Разумный выход: превратить то, что сложилось на дату, в то, что было в среднем за год.

Этап 4. Оцените влияние отдельных факторов на финансовый результат

Факторный анализ финансовых результатов можно реализовать по двум направлениям:

  • по абсолютным значениям прибыли (убытка);

  • по относительным величинам, то есть по рентабельности.

На примере формул: аналитик не располагает ничем, кроме бухгалтерской отчетности предприятия. У него нет данных о цене, объеме продаж и операционной прибыли по конкретной номенклатурной позиции. Тогда оптимальной окажется такая формула (1.2.1) факторного анализа: 
ПП = В – СП – КР – УР, (1.2.1)

где СП – себестоимость продаж (2120 ОФР);

КР – коммерческие расходы (2210 ОФР);

УР – управленческие расходы (2220 ОФР).
С ее помощью оценивается влияние четырех факторов (в формуле – справа) на значение финансового результата.

Особенность формулы: для расчета факторного влияния по ней нет необходимости применять какие-то особые методики.

Для факторного анализа рентабельности существует много моделей. Остановимся на самой популярной – на модели Дюпон. Вот ее трехфакторная формула (1.2.2):
Рск = Рп × Коа × МК, (1.2.2.)

где Рск – рентабельность собственного капитала;

Рп – рентабельность продаж;

Коа – коэффициент оборачиваемости активов (В ÷ Аср.);

МК – мультипликатор собственного капитала (Аср. ÷ СКср.).
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о значимости основных показателей, формирующих отчет о финансовых результатах и правильности отражения их значений в отчете о финансовых результатах, так как от этого будет зависеть финансовый результат деятельности предприятия.

2. Анализ отчета предприятия на примере ПАК «Нестле

2.1.. Организационно-экономическая характеристика предприятия ПАК «Нестле» и ее учетной политика
«Нестле» — крупнейшая в мире компания – производитель продуктов питания и напитков, эксперт в области правильного питания и здорового образа жизни. Кредо «Нестле» — делать жизнь лучше, предлагая потребителям только качественные и полноценные продукты. История «Нестле» уходит корнями в 1866 год. Именно в этом году Генри Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел первую в мире молочную смесь для грудных детей и приступил к ее производству.

С тех пор ассортимент продукции «Нестле» постоянно расширяется, и в настоящее время насчитывает свыше 8000 торговых марок продуктов питания, которые знают потребители на всех континентах. В 2013 году объем производства «Нестле» достиг докризисного уровня и составил 58 тыс. тонн сладкой продукции (в 2012 году – 55 тыс. тонн).

В развитие фабрики было инвестировано более 570 млн. рублей. Так, в 2012 году на 8% сократились выбросы в атмосферу, потребление газа снижено на 10%, образование сточных вод сокращено на 23%. В 2013 году состоялся запуск в эксплуатацию новой котельной фабрики, что позволило снизить потребление газа и электроэнергии на 30% и 20% соответственно. Суммарный объем инвестиций в ПАК «Нестле» с 1995 года составил около 220 млн. долларов США. В состав объединения входят кондитерская фабрика АО «Кондитер» и АО «Шоколадная фабрика «Россия»».

В составе бухгалтерии 9 сотрудников, один из которых выполняет функции кассира.


Главный бухгалтер начисляет налоги, ведет все журналы-ордеры, формирует главную книгу, отчетность, статистику. Заполнение журналов ордеров исполняется в Microsoft Excel, другие работы исполняются с помощью компьютерного учета в программе 1С: Бухгалтерия. Главный бухгалтер имеет высокую квалификацию и большой стаж работы.

Бухгалтера  исполняют учет заработной платы, социальных отчислений, а еще остальные расчеты с персоналом. Помимо всего этого, они ведут учет материалов, МБП, основных средств. Автоматизация работы наименьшая – работа в программе 1С: Бухгалтерия. Имеют высокую квалификацию, хотя небольшой опыт работы.

Главный бухгалтер компании, с помощью программы 1С отслеживает, а так же утверждает или отклоняет процессы, связанные с движением денежных средств.

Учетная политика утверждается соответствующим приказом руководителя организации на весь налоговый период и не может быть изменена в течении года, исключая случаи:

  • изменения законодательства об учете расходов и доходов организации. Решение о внесении изменений в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

  • осуществления новых видов деятельности. В учетной политике определяются принципы и порядок отражения учета расходов и доходов при осуществлении новых видов деятельности.

Положение по учетной политике в компании утверждается в конце предшествующего года и имеет следующую структуру:

  1. Общие положения

  2. Общие положения организации налогового учета в целях налогообложения прибыли.


2.2. Анализ финансовых результатов предприятия
Далее будет производиться анализ на состав и динамику финансовых результатов деятельности предприятия. В таблице 1 проведем анализ финансовых результатов ПАК «Нестле» за 2013 год.

В аналитическом отчете о прибылях и убытках отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли.
Таблица 1 – Аналитический отчет о прибылях и убытках ПАК «Нестле» Показатели В тыс. руб. Темп прироста, % Структура, % 2012 г. 2013 г. Отклонение 2012 г. 2013 г. Отклонение 1 2 3 4 5 6 7 Прибыль от продаж 447369 648959 201590 45,1 113,9 88,8 -25,1 Прибыль до налогообложения 392607 730503 337896 86,1 100,0 100,0 — Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 48959 120701 71742 146,5 12,5 16,5 4,1 Чистая прибыль 343648 609802 266154 77,4 97,5 83,5 -4,1

В отчетном году прибыль до налогообложения увеличилась на 86,1 %, чистая прибыль – на 77,4 %, по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от продажи продукции составляет преобладающую долю в прибыли до налогообложения. В прошлом году доля прибыли от продаж в общей сумме прибыли до налогообложения составляла 113,9 %, что указывает на превышение прочих расходов над прочими доходами и означает потери прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг).