Файл: О. А. Никонов Планы семинарских занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра новой и новейшей истории стран Азии и Африки

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине «История стран Азии и Африки»

часть I «Новая история стран Азии и Африки»

2022-2023 учебный год, 2 курс, 4 семестр

Направление 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль «История и Обществознание»,

«История и Иностранный язык», «История и Право»

Квалификация (степень) выпускника:

бакалавр

Очная форма обучения
Задания для тестирования и колоквиумов

из текущего контроля

(от 20 до 50 баллов)

Разработчик: В. А. Никитюк кандидат исторических наук, доцент
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры новой и новейшей истории стран Азии и Африки (протокол №1 от 04.09.2022)


Заведующий кафедрой Новой и Новейшей истории стран Азии и Африки

доктор исторических наук, доцент

О. А. Никонов

Планы семинарских занятий.
Раздел 1. Цивилизационные особенности и стадиально-формационный уровень развития афро-азиатских обществ к началу Нового времени

Тема1. Национально – государственные религии стран Азии и Африки в Новое время

Проблематика темы

1.Понятия Магриба и Машрика (XVI – начало XX вв.) Мусульманство в Новое время: а) основные направление ислама: сунниты, шииты, хариджиты б) суфизм.

2. Буддизм в Новое время: а) хинаяна б) махаяна, в) ваджраяна (тантрический буддизм), г) буддизм в Центральной Азии и на Дальнем Востоке
, д) буддизм в Китае (чань-буддизм), е) буддизм в Тибете (ламаизм), ж) Далай-Лама.

3. Философско-этическое учение Кун Фуцзы (Конфуций): а) конфуцианство, б) неоконфуцианство – (Cунская эпоха (960-1279 гг.), Чжу Си – (1130-1200 гг.) с элементами даосизма и буддизма) к началу Нового времени, в) в XVI-XIX вв. (династия Цин: Янь Юань, Дай Чжэнь, Кан Ювэй).

4. Синто – традиционная религия Японии в Новое время: а) основные догматы синтоизма, б) буддизм в Японии (дзен-буддизм), в) синтоизм и буддизм.

5. Индостан как географическое и историческое целое в Новое время с точки зрения развития Индуизма. Религиозные традиции в XVI-XIX вв.: а) веды (тексты шрути (откровение) в противоположность смрити (предание): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа); б) джайнизм (нет авторитета вед, доступ  мужчинам и женщинам всех варн, не существует перерождений (нирвана), соблюдает строгие правила, в частности ахимсы – не причинения вреда живым существам); в) индуизм (семейство религиозных традиций основанных на: монотеизме, теизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме (ниришваравада); г) сикхизм (секта в индуизме в XVI - XVII вв., превратившаяся в самостоятельную религию) д) индуизм и буддизм, е) индуизм и ислам.

Формат занятия

Ответы студентов на текущие вопросы темы, с сообщениями, докладами и проектами с показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Присутствующие задают вопросы выступающему и преподавателю.

Цель семинара
Закрепить пройденный материал, научить присутствующих методологии базирующейся на трёх коммуникативных уровнях, где первый отдельные научные дисциплины (теоретические и прикладные), второй междисциплинарный концептуальный уровень, и третий междисциплинарный синтез. Семинар формирует навыки профессиональной дискуссии, прослеживает, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились.
Тема 2. Исламские завоевания в Индостане (конец XV – XVIII вв.)

Проблематика темы

1.Делийский султанат к началу нового времени (правление: Ибрахим – шах II Лоди). 2. Империя Великих Моголов (основатель: Захир-эд-дин Мухаммад 

Бабу́р последний великий могол: Сирадж-уд-дин Абу-ль-Музаффар Мухаммад Зафар (Бахадур Шах II). 3. Организация власти: а) суба (провинция), б) саркар (округ), в) паргана (махалля – местное самоуправление). 4. Религиозные системы: а) ислам суннитского толка, б) буддизм, в) индуистский варновый строй — брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры (высшие и чистые), неприкасаемые, г) правовое обоснование варн (законы Ману). 5. Развитие производительных сил. Землевладение (халисэ, замин, джагир, суюргал (мульк), инам, вакуф). 6. Индийский город. Ремесла и торговля. 7. Мусульманские сельские общины, их этно-исламские принципы создания. 8. Устройство индуистской сельской общины: а) иерархия индуистской общины – общинный совет — панджаят, б) категории общинников (мирасдары, паттидары, пришлые арендаторы и ремесленники, слуги, рабы), в) принцип джаджмани. 9. Кризис империи Великих Моголов: движения маратхов, сикхов и джатов и др. Образование индийских государств: держава Маратхов (Маратхская конфедерация), Бенгалия, Хайдарабад, Ауд, Майсур. 10. Нашествие Надир-шаха (северо-западная часть Индостана).

Формат занятия

Ответы студентов на текущие вопросы темы, с сообщениями, докладами и проектами с показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Присутствующие задают вопросы выступающему и преподавателю.

Цель семинара

Закрепить пройденный материал, научить присутствующих методологии базирующейся на трёх коммуникативных уровнях, где первый отдельные научные дисциплины (теоретические и прикладные), второй междисциплинарный концептуальный уровень, и третий междисциплинарный синтез. Семинар формирует навыки профессиональной дискуссии, прослеживает, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились.


Тема 3. Индостан и западноевропейские христиане. Британское правление в Индии (XVII – первая половина XIX вв.)

Проблематика темы

1.Начало колонизации Индостана: европейские Ост-Индские компании. Англо-французское соперничество (от захвата французами английской базы в Мадрасе, до битвы при Плесси.). 2. Английское завоевание Бенгалии. Англо-майсурские, англо-маратхские и англо-сикхские войны. (Синд, Пянджаб, Ауд). 3. Формы управления Индостаном в XVIII вв. 4. Колониальная политика на рубеже XVIII-XIX в: а) английские реформы систем землепользования (райятвари, заминдари, махальвари (муазавар), б) изменение правового и имущественного положения землевладельцев (закон о «вымороченных имениях»). 5.Последствия реформ: а) разрушение сельских крестьянских общин, в) разорение ремесленников, мелких крестьянских хозяйств, заминдарств, в) пауперизация элитных слоёв индуистского населения (магараджей, раджей и раджпутов). 6. Англо-индийская армия: положение сипаев и саваров к середине XIX века. 7. Сипайское восстание 1857-1859 гг. и его поражение: а) ход восстания, б) расстановка сил, в) характер действий и требований восставших, г) руководители восстания:
Лакшми Бай, Нана Сахиб, Тантия Топи, д) действия колониальных властей.

Формат занятия

Ответы студентов на текущие вопросы темы, с сообщениями, докладами и проектами с показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Присутствующие задают вопросы выступающему и преподавателю.

Цель семинара

Закрепить пройденный материал, научить присутствующих методологии базирующейся на трёх коммуникативных уровнях, где первый отдельные научные дисциплины (теоретические и прикладные), второй междисциплинарный концептуальный уровень, и третий междисциплинарный синтез. Семинар формирует навыки профессиональной дискуссии, прослеживает, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились.
Раздел 2. Социально-экономическое развитие афро-азиатских обществ в период складывания и развития мировой колониальной системы.

Тема 4. Индия во второй половине XIX – начале XX в.

Проблематика темы

1. Изменения в системе управления Индией в связи с восстанием cипаев: а) ликвидация Ост-Индской кампании, б) создание Законодательных и Исполнительных советов, в) переход управления Индии к Англии (подданные английской королевы), г) за индуистскими магараджами, раджами, раджпутами и мусульманскими заминдарами закреплены права собственности на землю. 2. Английский и национальный капитал в Индии. 3. Таможенная политика метрополии. 4. Формирование индийского общества (буржуазия, пролетариат, интеллигенция). 5. Религиозное реформаторство в 1870 – 1880-е гг. (неоведанта). 6. Зарождение национально-буржуазного движения. 7. Индийский Национальный Конгресс (ИНК): а) «умеренные» и «крайние», б) Бал Гангадха́р Тилак и его политическая программа. 8. Формы антиколониальной борьбы. Национально-освободительное движение в Индии в 1905–1908 гг. 9. Мероприятия вице-короля Керзона: план раздела Бенгалии. 10. Позиция ИНК: расстановка сил, лозунги «сварадж» и «свадеши». 11. Позиция индийской национальной буржуазии. 12. Тактика Бала Гангадха́ра Тилака. Отход «умеренных» от активных действий. Процесс Бала Гангадха́ра Тилака. 13. Забастовка в Бомбее. 14. Создание Мусульманской лиги, её цели, идеология и отношение к колониальному режиму.

Формат занятия

Ответы студентов на текущие вопросы темы, с сообщениями, докладами и проектами с показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Присутствующие задают вопросы выступающему и преподавателю.

Цель семинара


Закрепить пройденный материал, научить присутствующих методологии базирующейся на трёх коммуникативных уровнях, где первый отдельные научные дисциплины (теоретические и прикладные), второй междисциплинарный концептуальный уровень, и третий междисциплинарный синтез. Семинар формирует навыки профессиональной дискуссии, прослеживает, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились.
Тема 5. Возникновение и становление Империи Цин (конец XVI - первая половина XIX вв.).

Проблематика темы

  1. Кризис Минской империи: а) (династический, политический, экономический), б) завоевание Китая маньчжурами, в) становление цинского режима, г) государственное устройство империи Цин. 2. Роль и место конфуцианства в идейно-политической системе цинского Китая. 3. Аграрная политика цинских императоров: а) землевладение и землепользование, б) крестьянская община. 4. Китайский город и его население в XVII-XVIII вв. 5. Политика цинских императоров в области идеологии. Тайные общества в Китае. 6. Внешняя политика Китая в XVII-XVIII вв :а) концепция «Срединной империи», б) политика «самоизоляции» и ее последствия. 7. Главный аппарат управления вассальными землями – Лифаньюань. Политика Цинов в землях Тибета, Уйгурского района (Синьцзянь), Тайваня, Гонконга, Макао. 8. Сословная структура и социальная политика цинского Китая. Китай и европейские державы. Попытки «открытия» Китая. 9. Торговля опиумом и первая «опиумная» война. Ход военных действий. Нанкинский мирный договор. «Открытие» Китая и его последствия.

Формат занятия

Ответы студентов на текущие вопросы темы, с сообщениями, докладами и проектами с показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Присутствующие задают вопросы выступающему и преподавателю.

Цель семинара

Закрепить пройденный материал, научить присутствующих методологии базирующейся на трёх коммуникативных уровнях, где первый отдельные научные дисциплины (теоретические и прикладные), второй междисциплинарный концептуальный уровень, и третий междисциплинарный синтез. Семинар формирует навыки профессиональной дискуссии, прослеживает, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились.

Тема 6. Китай с середины XIX – до начала XX в.