ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 796.06
Н.А. Исаев, аспирант ВГПУ
(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж)
Технологии как средства в подготовке магистрантов физической культуры и спорта
Аннотация. Современное информационное общество требует профессиональной и компетентной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Высшее образование должно быть основано на применении различных технологий, которые способны выводить образовательный процесс на новый уровень.
Ключевые слова. Инновационные технологии, цифровой образовательный ресурс, физкультурное образование, сфера физической культуры и спорта.
Технологическая система образования предусматривает развитие и совершенствование системы образования, подготовку соответствующих кадров, владеющих современными информационными и цифровыми технологиями. При этом способных решить профессиональные задачи. Комплексное внедрение в сферу образования цифровых технологий, которые выступают в качестве новых источников и новых способов получения информации, педагогического инструментария, позволяет достичь определенных результатов в процессе подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту задачи [4, с. 34].
Главными задачами высшего образования в целом и физкультурного образования в частности в условиях цифровой трансформации становятся задача «научить учиться». Также быть готовым к стремительным переменам, происходящим в информационном обществе.
Задача построения эффективного взаимодействия с работодателями для определения перспективных направлений подготовки будущих специалистов, изменения в самой структуре знаний и умений, для чего требуется переход от школы знаний к школе умений, способностей, компетенций, необходимых для решения профессиональных задач в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Потребность современного общества в компетентных специалистах в таких условиях профессиональной деятельности порождает возникновение новых требований к их подготовке.
Главной задачей использования современных технологий в профессиональном обучении магистрантов в области физической культуры и спорта является мотивация студента к образовательной деятельности. Применение в образовательном процессе различных технологий позволяет учащимся более углубленно рассмотреть основы профессии, которую они выбрали. А также современные технологии позволяют всем участникам образования (преподаватели, студенты) в полной мере использовать возможности, которые даются в современном образовании.
Технологии являются фактором заинтересованности студента в получении знаний о своей профессии и будущем. В ходе использования современных технологий, каждый участник образовательного процесса способен выполнять нестандартные задания и решать ситуативные задачи [1, с. 109].
Внедрение современных технологий – важный путь нейтрализации перегрузки студентов, важный аспект использования еще не раскрытых, но потенциальных внутренних ресурсов личности, которые проявляют себя в сотрудничестве друг с другом.
Роль наставника во внедрении технологий отводится педагогу. Он является носителем новаторских идей и мотиватором к получению новых знаний и навыков [3, с. 7].
Педагог профессионального образования должен учитывать различные критерии, при отборе и использовании на занятиях технологий. К таким критериям относят:
- адекватность технологии п отношению к целям и задачам учебного материала;
- обоснованность выбора в гностическом, логическом, контрольно-оценивающем аспектах;
- соответствие технологий материальной базе и учебному времени.
Многое зависит от формы организации, при использовании современных технологий на занятиях. К основным формам можно отнести:
-альтернативная;
- академическая;
- клубная;
- индивидуальная;
- групповая;
- дифференцированное обучение [2, с. 18].
Каждая из представленных форм имеет свои преимущества и недостатки. Какая именно форма подходит для той или иной технологии решает преподаватель. Во многом выбор формы обусловлен группой студентов – одной группе будет интересно работать в клубной форме, другая группа отдает приоритет индивидуальной.
В данной статье, мы рассмотрим технологии активного обучения, без которых не происходит ни один современный профессиональный процесс обучения магистрантов.
К таким технологиям в первую очередь относится интерактивный метод, который включает в себя использование кейс-стади и метод проектов.
Вторая технология – метод проблемного обучения, который основывается на решении ситуативных задач и способствует развитию профессиональных навыков.
Также современной технологией профессионального обучения является исследование. Без данной технологии теоретические знания не способны раскрыть полностью сущность получаемой профессии. Исследование помогает более углубленно изучить процесс, изучаемый в определённой сфере обучения.
Тренинговые формы – ещё одна современная технология, которая заключается в использовании различных средств и приемов активного образования. В ее основу закладываются такие навыки участников образовательной среды, способствующие развитию мышления, внимания, памяти и логики.
Также невозможно не отметить такую современную технологию профессионального обучения, как деловая и ролевая игра. Данная технология имеет несколько форм внедрения в образовательный процесс: круглый стол, викторина, научная конференция и т.д.
Перечисленные выше современные технологии профессионального обучения в настоящее время испытывают проблему: замена образовательных технологий применением информационных технологий.
К таким информационные технологиям мы относим:
- использование учебников в мультимедийном формате, профессиональные курсы повышения уровня образования на базе различных онлайн-платформ;
- использование методических пособий (учебники, энциклопедии, и др.) в электронном формате;
- использование электронных презентаций, рефератов, курсовых работ;
- внедрение в образовательный процесс онлайн-обучения с помощью видеоконференцсвязи (лекции, практические занятия, собрания группы);
- использование электронных тестов с помощью специальных платформ.
Информационные технологии с одной стороны облегчают современное образование и вносят новизну в процесс изучения дисциплин, но с другой стороны они создают проблему и заменяют давно проверенные педагогические технологии.
Можно говорить о том, что данная проблема возникла наиболее ярков на рубеже 2019-2021 года, когда ситуация в стране осложнилась из-за пандемии короновирусной инфекции. Многие образовательные процессы вынуждены были перейти на информационные технологии.
В настоящее время многие учебные заведения возвращены к штатному режиму работы, но произвести обратную связь с информационных технологий и на более эффективные не смогли. В этом и видится проблема, которая с каждым годом угнетает использование привычных современных профессиональных технологий.
Для решения данной проблемы следует изучить инновационные технологии образовательного процесса более углубленно, чтобы возобновить ситуация в профессиональном образовании – использование стандартных технологий преподавания.
Далее мы рассмотрим современные технологии, которые не сводятся к использованию компьютерных технологий, но в меньшей степени подразумевают их.
Case-study – современная технология, используемая в профессиональном образовании. Сущность данной технологии заключается в том, что студентам предлагается описать конкретную ситуацию, которую они должны осмыслить. При этом описание в данном смысле подразумевает не только теоретическую направленность, но и практическую проблематику, а также аккумуляцию определенных комплексов знаний и умений, полученных студентом.
Вторая современная технология, которую мы рассмотрим – инновационные проекты и программы в образовании. На деле это та же самая технология проектного обучения, но в данной форме она имеет несколько преимуществ.
Во-первых, написание проекта в творческом направлении, например, создание иллюстративных комиксов по стратегии повышения предприятия (менеджмент) или создание наглядного пособия в виде книги или журнала по пиар-менеджеру (журналистика).
Во-вторых, разработка проекта в малых группах (от 2 до 3 человек). Это позволит включить в процесс метод мозгового штурма и более подробно изучить проблему проекта.
В-третьих, внедрение в проект игровую образовательную среду. Это может быть использование тематических игр по направлению обучения. Например, проведение игры «Монополия», не в виде настольной игры, а более масштабно. Таким образом, каждый студент будет понимать сущность своей профессии и рассмотрит с различных сторон плюсы и минусы, выбранной профессии.
Суть рассмотренных выше инновационных технологий профессионального обучения заключается в том, что преподаватель помогает студентам понять сам процесс обучения
, помогает найти ту информацию, которая им будет полезна.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная система образования отличается от образования конца прошлого века. Теперь это информационная инфраструктура, которая включает в себя различные технологии и людей, обладающие знаниями и практическим опытом использования их.
Библиографический список
1. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. 2019. №1. С.108-121.
2. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 16-26.
3. Петров П.К. Информатизация физкультурного образования: опыт и проблемы // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 6-8.
4. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф., Вершинина С.В. Управление формированием индивидуальной образовательной траектории курсантов военных вузов с использованием информационных технологий: монография. М.: Издательство «Палеотип», 2017. 140 с.
N.A. Isaev
graduate student of VSPU
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Technologies as means in the preparation of undergraduates of physical culture and sports
Annotation. The modern information society requires professional and competent training of specialists in the field of physical culture and sports. Higher education should be based on the use of various technologies that can take the educational process to a new level.
Keywords. Innovative technologies, digital educational resource, physical education, physical culture and sports.