Файл: Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические аспекты особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией ……………………………………..


6

1.1 Обзор отечественной и зарубежной логопедической литературы по проблеме исследования………………………………………………………


6

1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с дислалией …………………………………………………………………….


9

1.3 Специфика развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дислалией…………………………………………………………


12

Глава 2. Исследование особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией ………………………………………………


19

2.1 Организация исследования………………………………………………

19

2.2Анализ и результаты исследования ……………………………………..

24

2.3 Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией ………………………………………...


25

Заключение……………………………………………………………………

30

Список источников литературы …………………………………………..

31

Приложение …………………………………………………………………..

33


Введение

Актуальность. Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии
, педагогики и логопедии. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья.

Выготский Л.С. [9] считает, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, и можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д.

Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина [8] и других авторов.

В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста.

Известно, что дошкольный возраст - это период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

Проблема формирования правильной речи в дошкольном возрасте остается одной из наиболее непостижимых и притягательных предметов изучения. Сложность выбранной темы обусловлена, главным образом, противоречивостью и сложностью природы речи.

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры - это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще.



Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения. Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.

Объект исследования – дети дошкольного возраста с дислалией.

Предмет исследования – особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией.

Цель исследования - изучить особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть теоретические представления об особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дислалией;

  • Подобрать методики по исследованию особенности слоговой структуры слова и провести исследование.

  • Проанализировать результаты исследования особенности слоговой структуры у детей дошкольного возраста с дислалией.

  • Составить психолого-педагогические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дислалией.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, были выбраны следующие методы исследования:

1. Организационный метод – сравнительный анализ.

2. Эмпирический метод, реализованный следующей методикой:

- методика изучения произношения слов различной структурной сложности (Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной).

3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.

4. Интерпретационный метод.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №77. В нем приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 10 детей с дислалией и 10 нормотипичных детей.


Глава 1. Теоретические аспекты особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией

1.1 Обзор отечественной и зарубежной логопедической литературы по проблеме исследования

В логопедической литературе отмечается, что ребенок с нормальным речевым развитием осваивает первые навыки восприятия и произношения слоговой структуры слов уже в процессе лепета [3].


Ребенок не сразу осваивает умение воспроизводить все слоги слова: в течение определенного периода происходит разрыв (элизия) слогов.

Основным мотивом, оказывающим влияние на то, чтобы сохранить одни слоги в слове и пропуск других слогов, является их сравнительная сила. Следовательно, сохраняется обычно ударный слог. Это становится более заметно, потому что дети сокращают двухсложные слова и трехсложные слова, оставляя только один слог.

Постепенно протекает процесс овладения слоговой структурой слова, а также, его компонентов. Как правило, дети, у которых речевой онтогенез в норме испытывают затруднения с ее усвоением.

По мнению Бельтюков В.И. Гвоздев, А.Н. Маркова, А.К. Цейтлин [5,8,10,21]: «Нарушения слоговой структуры слова в норме обычно являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода».

На основе схемы системного развития речи детей с нормой, составленной Н.С. Жуковой по книге А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» формирование слоговой структуры слов проходит следующие этапы [6]:

- 1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев - ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

- 1 год 8 месяцев - 1год 10 месяцев - воспроизводятся слова, состоящие из двух слогов, в словах состоящих из трех слогов, часто опускается один из слогов: мако (молоко);

- 1 год 10 месяцев - 2года 1 месяц - в 3-сложных словах иногда слог все же опускается, чаще предударный: кусу (укус); количество слогов в 4-сложных словах может сокращаться;

- 2 года 1 месяц – 2года 3 месяца - в многосложных словах часто опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

- 2 г 3 месяца - 3 года слоговая структура нарушается редко, особенно в незнакомых словах.

На 2-3 году жизни ребенка происходит значительное накопление словарного запаса. В начале третьего года жизни начинает формироваться грамматический строй речи. В четыре года дети используют в речи простые и сложные предложения.

С трех до семи лет у ребенка все больше развивается способность с помощью слуха контролировать собственное произношение, в некоторых возможных случаях корректировать его. Другими словами, формируется фонематическое восприятие [11].

Итак, в норме в три года в основном сформирована слоговая структура, но в некоторых случаях нарушения слоговой структуры после трех лет сохраняются и проявляются регулярно. В сочетании с нарушением произношения звука, нарушением звукового наполнения слов, нарушения слоговой структуры слова часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается его основная развивающая функция - коммуникативная.


А.А. Леонтьев в работе «Слово в речевой деятельности»: «Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности» говорит о слоге, как о минимальном сегменте потока речи, а этот сегмент, в свою очередь, может быть произнесен в отдельной форме» [8].

По мнению А. Алексеевича, условие для выделения слога это и есть критерий «актуальной изолированности». Автор подчёркивает, что у слога существуют «эквиваленты, как в модели языковой способности, так и в модели языкового стандарта.

В варианте рассмотрения эквивалента, как языковой способности, слог это квант потока речи; в языковом стандарте у слога присутствует несколько эквивалентов: слог как сегмент фонетического слова (фонетический слог), слог как последовательность фонем (фонологический слог), слог как последовательность сонем (сонемный слог), слог как субстрат «сонемного» ударения (просодический слог), коррелирующий со слогом-квантом» [10].

А.Л. Трахтеров в книге «Вопросы языкознания» подчёркивает особенности, которые характерны только слогу. Также даёт чёткое разграничение между слогом и фонемой. «Фонема это лингвистически неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов и отличающаяся крайне пестрыми неравноценными физико-акустическими свойствами». А про слоги автор пишет следующим образом: «слоги представляют собой более сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств» [17].

Также А.Л. Трахтеров говорит о том, что физические свойства выделения слога должны быть заложены в нем независимо от ударности, ибо именно они обеспечивают языковую специфику слога. Материальные средства выделения слога это все физические свойства звука. К ним относятся: сила, высота, долгота, тембр [17].

Л.А. Чистович указывает на то, что все артикуляторные свойства гласного звука включены в структуре, соответствующей типу слога СГ, которая, в свою очередь, является универсальной во многих языках мира. Очевидно, что в любом произносимом элементе слова используется набор однотипных частей. Эти части соответствуют типу слога СГ, благодаря которым формируются более сложные структуры. Любые конструкции проявляют тенденцию к разложению на последовательности типа СГ [13].

Понятие «структура слова» объясняется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин и Е.В. Клобуков представляют звуковое членение речи как «деление речевого потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами». Такими единицами выступают: фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетическое слово же понимается авторами, как отрезок звуковой цепи, который объединён одним словесным ударением [20].