Файл: Реферат по содержанию и методике психосоциальной работы Процесс общения Трапезникова А. А.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле -эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания, как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом
Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Аттракция (от англ. - притягивать, привлекать) -это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.
6. Помехи в общении
1. Двойные сигналы в общении.
Несоответствие между вербальными и невербальными планами общения порождает двусмысленность. Слова говорят одно, а все остальное - другое.
Почти всегда такое происходит неосознанно. Слушатель воспринимает два сигнала, но может реагировать только на один. Например, он может воспринимать только буквальный смысл слов, игнорируя все остальное, а может быть наоборот.
Примерами могут служить следующие высказывания: женщина говорит с радостной улыбкой: "Я ужасно себя чувствую". Здесь налицо двойной сигнал. Реакция на такое высказывание может быть следующей -
-
"Это очень плохо" - на что женщина может сказать, что пошутила; -
"Ты отлично выглядишь" - может вызвать обиду - "Как ты можешь так говорить"; -
Игнорирование слов - женщина может вскипеть: "В чем дело, тебе наплевать?"; -
Уравновешанный отклик "Я не знаю, что ты имеешь ввиду. Ты улыбаешься, но в то же время говоришь, что тебе плохо. Что же ты хочешь сказать?".
Последнее высказывание может позволить выразить истинные чувства и лишить некоторой неопределенности.
2. Маски в общении.
3. Искажения информации в общении.
4. Формирование образа партнера.
-
социальное, интеллектуальное первенство, -
фактор внешней привлекательности, -
фактор любовных, дружеских отношений,
7. Техники эффективного общения
Два уха и один язык даны нам для того,
чтобы больше слушать и меньше говорить.
Зенон из Китиона
А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.
2 основных правила общения:
-
Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. -
Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.
Почему люди не слушают? Это может быть связано со множеством причин, например, поглощенность собственными мыслями, эмоциональная неуравновешенность, уязвленное самолюбие, выставление оценок сказанному (не докончив до конца оцениваем), потери внимательности к близким, не владение техникой слушания.
Приемы понимающего слушания:
Нерефлексивное слушание - Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться.
Правила: минимум ответов (невмешательство), обратная связь, т.е. мы должны постоянно давать собеседнику понять, что мы его слышим.
Выяснение -Это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями; выполняется посредством выясняющих вопросов.
Перефразирование - Это значит сказать ту же мысль, но несколько иными словами.
Резюмирование - Это подведение итогов. Мы подводим итог основным мыслям собеседника.
Правила:
-
Использовать фразы типа: "Таким образом, главное...", "Итак, Вы предлагаете...", "Ваша основная идея, как я понял, в том, что..."; -
При резюмировании из целой части разговора выделяется только целая часть.
Отражение чувств - Это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства.
Предлагается обсудить два возможных варианта беседы двух друзей:
А - Как меня измотали отношения с шефом. Наверное уйду я оттуда.
- И правильно! Зачем тебе эта нервотрепка? Переходи ты в другое место.
Б - Как меня измотали отношения с шефом. Наверное уйду я оттуда.
- Да...Мне кажется, ты просто устал постоянно бороться за свои предложения и, видимо, хочешь отдохнуть от всего этого, хотя бы на время.
В первом случае - реакция на буквальные слова, во втором - на чувства.
Понять чувства собеседника можно различными путями:
1) Следует обращать внимание на употребляемые им слова "неприятный", "коварный", "убийственный", "неожиданный".
2) Можно многое понять по выражению лица, жестам, интонации собеседника.
3) Необходимо как можно ярче представить, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в такой ситуации.
Для наиболее полного понимания собеседника, мы часто задаем вопросы и получаем на них ответы. Вопросы можно условно подразделить на простые и сложные, открытые и закрытые, прямые и косвенные. Ответы в свою очередь делятся на полные и неполные, прямые и со скрытым смыслом, проясняющие и уводящие в строну.
8. Стратегии общения
Под стратегией общения понимают общую схему действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели, которой стремятся собеседники. Это определения можно взять за основу. К тому же нужно учитывать: мотивационный (или достигается цель во время общения одним субъектом или обеими), сети (коммуникативные установки - гуманистические или манипулятивные) и процессуальный (характер конструирования общения - определенное соотношение между диалогом и монологом) компоненты стратегий общения. Поэтому обобщенная характеристика формируется из следующих основных видов стратегий общения:
-
• гуманистической-диалогической, направленная на достижение общей цели; -
• гуманистической-монологична, направленная на достижение общей цели; -
• гуманистической-диалогической, направленная на достижение индивидуальной цели; -
• манипулятивные-диалогической, направленная на достижение общей цели; -
• манипулятивные-монологична, направленная на достижение общей цели; -
• манипулятивные-диалогической, направленная на достижение индивидуальной цели; -
• манипулятивные-монологична, направленная на достижение индивидуальной цели. Назовем лишь некоторые из них. Так, исходя из манипулятивных особенностей общения, Э. Шостром выделяет четыре основные стратегии манипуляторов.
Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он не демонстрировал свою слабость в отношениях, а будет играть роль человека полного сил. При этом он использует свое социальное положение (босс, отец, старший брат, учитель, начальник). Активный манипулятор достигает удовлетворения, опираясь на бессилие других и контролируя их. Он применяет систему прав и обязанностей, приказов и просьб, табелей рангов и т. п., управляя людьми как марионетками.
Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Этот тип человека решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и играет роль «угнетенного». Он побеждает своей вялостью и пассивностью, позволяя активному манипулятору думать и работать за него.
Манипулятор, который соревнуется, относится к жизни как к состоянию, что требует постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть: третьего не дано. Для такого типа человека жизнь - это битва, где все остальные люди - соперники или враги, реальные или потенциальные. Этот человек, колеблющийся между методами «гнобления» и «угнетенного», и поэтому его можно считать чем-то средним между активным и пассивным манипуляторами.
Равнодушный манипулятор. Он пытается отойти от контактов. Однако в действительности его поведение связано с возможностью обыграть партнера.
В противовес манипуляторов актуализатор- это человек, который проявляет свои внутренние потенции активнее, чем средний индивид, и поэтому живет более полной и богатой жизнью. Э. Шостром обращает внимание на то, что стиль жизни манипулятора характеризуют четыре основные фактора:
• неправда (манипулятор ломает комедию и играет роли, которые должны произвести впечатление);
• неосознанность (манипулятор не осознает истинного значения жизни, видит и слышит лишь то, что хочет);
• контроль (манипулятор кажется спокойным, однако держит себя и других под постоянным контролем, скрывая от них свои мотивы);
• цинизм (манипулятор не доверяет себе и другим, считает, что в отношениях между людьми имеются только две возможности: управлять или быть управляемым. Тогда философия жизни актуализатора отличается четырьмя противоположными факторами:
• честностью (актуализатор способен к честного проявления своих чувств, какими бы они были);
• осознаностью (актуализатор восприимчив к себе и других);
• волей (актуализатор годных для свободного выражения присущих ему возможностей);
• доверием (актуализатор глубоко верит в себя и других).
Чрезвычайно популярной и широко применяемой в различных сферах жизнедеятельности индивида является концепция Томаса-Килмена, в которой отделяется пять основных стратегий (или типов, стилей) поведения человека в ситуации конфликтного общения.
1) Конкуренция, соперничество или противоборство участников общения. Эта стратегическое действие сопровождается открытой борьбой за свои интересы и обязательно предполагает того, кто выиграл, и того, кто проиграл. Она может быть эффективной в том случае, когда человек имеет определенную власть (человек знает, что ее решение или подход в данной ситуации являются правильными, и она имеет возможность настаивать на них) или когда участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на принятие волевых решений. Обычно люди, которые используют эту стратегию общения, удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их поддерживать именно свое решение. Однако эту стратегию не стоит использовать в личных отношениях - она может вызвать отчуждение. А если же применить ее в ситуации, когда человек не имеет достаточной власти, а ее мнение не совпадает с мнением других, то вообще можно потерпеть фиаско.
В литературе по проблемам разрешения конфликтов приводятся примеры тех случаев, когда следует использовать эту стратегию поведения: