ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.2 Характеристика категории «рентабельность» на предприятии
1.3 Современные методы анализа рентабельности
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ТА «ТОРТУГА ТУР»
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО ТА «ТОРТУГА ТУР»
2.2 Анализ финансового состояния ООО ТА «Таратуга ТУР»
3 Пути повышения рентабельности предприятия
3.1 Направления работы по управлению рентабельности на предприятии
На основании данных таблицы 4 можно сделать следующий вывод:
капитал и резервы с 2019 по 2021 гг. увеличиваются, темп роста составил 131,60 % в 2021 году в сравнении с 2019 годом;
в 2021 году в сравнении с 2019 годом произошло снижение долгосрочных заемных средств на 249 тыс. руб.;
кредиторская задолженность за анализируемый период показывает тенденцию к уменьшению, предприятию удалось погасить 337 тыс. руб. за 2019-2021 гг.;
кредиторская задолженность за анализируемый период постепенно падает.
В 2021 году в сравнении с 2019 годом уменьшилась на 37 тыс. руб. В 2021 году относительно 2019 года темп роста составил 98,28 %. Данная ситуация связана с тем, что предприятию удалось погасить часть краткосрочной кредиторской задолженности. Таким образом, предприятие может платить по своим обязательствам: оплачивать счета своих контрагентов.
Таким образом, на основании анализа структуры активов и пассивов баланса можно сделать вывод, что финансово-хозяйственная деятельность ООО ТА «Тортуга тур» способствовала увеличению его собственного капитала. Понижение кредиторской задолженности говорит о том, что ООО ТА «Тортуга тур» не испытывает недостатка в оборотных средствах, идет улучшение структуры баланса и понижается риск утраты финансовой устойчивости. Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость.
Коэффициенты финансовой устойчивости, характеризуют независимость по каждому элементу активов предприятия и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива компания в финансовом отношении. Проанализируем в таблице 3 структуру источников капитала предприятия для оценки финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 3 – Основные показатели финансовой устойчивости, %
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Абсолютное изменение | |
2021 г. к 2020 г. | 2020 г. к 2019 г. | ||||
Коэффициент автономии | 0,45 | 0,60 | 0,75 | 0,15 | 0,15 |
Коэффициент финансового левериджа | 0,71 | 0,29 | 0,06 | -0,42 | -0,23 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,00 | 0,27 | 0,50 | 0,27 | 0,23 |
Коэффициент маневренности собственного капитала | 0,83 | 0,73 | 0,64 | -0,10 | -0,09 |
Коэффициент мобильности имущества | 1,24 | 1,23 | 1,02 | -0,02 | -0,20 |
Коэффициент краткосрочной задолженности | 0,57 | 0,62 | 0,57 | 0,05 | -0,06 |
Коэффициент финансовой устойчивости | 0,58 | 0,67 | 0,77 | 0,08 | 0,10 |
Коэффициент автономии организации в период 2016 - 2018 гг. составил находится в нормальном значении от 0,3. Полученные результаты свидетельствуют о достаточной доле собственного капитала и независимости от кредиторов.
Значение коэффициента финансового левериджа в течение анализируемого периода удовлетворяет нормативному значению.
Однако следует обратить внимание на уменьшение данного показателя в исследуемый период, что может говорить об упущенной возможности применить финансовый рычаг, то есть повысить рентабельность собственного капитала за счет привлечения в деятельность заемных источников.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в течение 2019-2021 гг. изменился в сторону увеличения.
В 2018 году данный показатель не соответствовал нормативному значению и составлял 0,002 %.
В течение 2019-2021 гг. коэффициент соответствовал установленному нормативу, повышение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами говорит о снижении риска потери финансовой устойчивости предприятия, росте платежеспособных клиентов и роста собственного капитала. Значение коэффициента маневренности с 2018 по 2021 год было выше оптимального значения и присутствовал риск неплатежеспособности за счет высокой зависимости от заемных источников финансирования, в 2021 году значение пришло в оптимальное значение 0,64.
Коэффициент мобильности в течение 2019-2021 гг. с каждым годом постепенно снижается.
Коэффициент краткосрочной задолженности на протяжении исследуемого периода соответствует норме, что говорит независимости предприятия от краткосрочных обязательств, которые требуют срочного погашения. Это повышает финансовую устойчивость компании.
Коэффициент финансовой устойчивости с 2019 по 2021 гг. соответствует нормативному значению и присутствует тенденция к росту. Исходя из анализа следует, что предприятие финансово независимо и платежеспособно за длительный период времени.
ООО ТА «Тортуга тур», важно контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, а также поддерживать баланс, так как несоблюдение оптимальных размеров соотношения может указывать о неэффективном использовании имеющихся средств фирмы.
2.2 Анализ финансового состояния ООО ТА «Таратуга ТУР»
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Основные обозначения коэффициентов рентабельности:
ROM Рентабельность услуг;
ROS Рентабельность продаж;
ROA Рентабельность активов;
ROE Рентабельности собственного капитала.
Коэффициенты рентабельности могут показывать соотношение прибыли и объема продаж, прибыли и инвестиций в активы. В исчислении коэффициентов рентабельности используются показатели прибыли, таким образом величина затрат напрямую влияет на показатели рентабельности. Чем меньше затраты, тем больше прибыль, и тем выше показатели рентабельности. Результат расчетов коэффициентов рентабельности отражен в таблице 4.
Таблица 4 – Анализ рентабельности ООО ТА «Тортуга тур», 2019-2021 гг., %
Показатель | Значение показателя | Абсолютное изменение | |||
2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2021 г. к 2020 г. | 2020 г. к 2019 г. | |
Рентабельность услуг | 14,81 | 11,72 | 15,65 | -3,10 | 3,93 |
Рентабельность продаж | 12,03 | 9,79 | 12,68 | -2,25 | 2,89 |
Рентабельность собственного капитала | 37,84 | 23,50 | 24,01 | -14,34 | 0,51 |
Рентабельность активов | 16,89 | 14,11 | 17,97 | -2,78 | 3,85 |
Среднеотраслевые показатели рентабельности за 2021 год по предприятиям, проводящим деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, составляют 10 % – рентабельность продаж, 12,7 % – рентабельность активов, 38,8 % – рентабельность собственного капитала.
Эти показатели рентабельности рассчитывались по методике Федеральной налоговой службы (ФНС) [50]. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность продаж, насколько прибыль от продаж покрывает произведенные расходы. Коэффициент за 2019 год составил 12,03 %, а за 2021 значение упало до 9,79 %. Такое значение было получено вследствие понижения объема продаж турпродуктов. В 2018 году коэффициент составил 12,68 %.
Рентабельность активов показывает, какой доход получен от использования активов.
Соответственно, чем выше коэффициент рентабельности активов, тем лучше. Предприятие показало 16,89 % в 2019, 14,11 % в 2018 и 17,97 %. Коэффициент использования собственного капитала отражает эффективность использования собственного капитала и качество управления собственным капиталом. Показатель рентабельности показывает отрицательную динамику в 2018 году из-за снижения выручки. Коэффициент рентабельности услуг показывает прибыльность реализуемых услуг. Данный коэффициент в 2018 году снизился на 3,10 %, но в 2019 году показал рост на 3,93 %.
Подводя итог оценке деятельности ООО ТА «Тортуга тур», можно сделать вывод, что предприятие работает с прибылью, прибыль в 2020 году по сравнению с 2018 годом увеличилась.
В 2019 году на предприятии наблюдается небольшой рост таких показателей как рентабельность услуг и рентабельность активов. В качестве негативного фактора можно отметить ухудшение показателей рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала.
Анализ ликвидности показал, что у организации не хватает денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств. Относительные показатели ликвидности не все соответствуют нормативным значениям, на основании этого можно сделать вывод о том, что баланс ООО ТА «Тортуга тур», не является абсолютно ликвидным и платежеспособным.
Среди показателей влияющих на деятельность ООО ТА «Тортуга можно назвать.
-
Внешние
-
размер налогов; -
изменение спроса (например, сезонное); -
общегосударственная либо региональная экономическая ситуация; -
политический курс в стране; -
санкции других государств; -
конкуренция; -
расположение фирмы.
-
Внутренние
-
качество услуг или товаров; -
политика ценообразования; -
объем производства; -
квалификация персонала; -
эффективность маркетинговых кампаний; -
условия труда; -
репутация компании; -
организация логистики; -
техническое оснащение; -
коммуникация с партнерами, клиентами.