Файл: Отчет по производственой практике специальность 44. 02. 06 Профессиональное обучение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
- Часто мы считаем, что внимательно слушать - значит просто молчать, но это не совсем так. Очень важно давать собеседнику понять, что мы его слушаем. Это делает разговор живым и более искренним.
Существует несколько техник слушания.
Слушание бывает 2 видов:
1. пассивное
2. активное.
Пассивное слушание – это такое слушание, когда нет «обратной связи» с говорящим. Мы ничем не даем понять собеседнику, что слышим его. Это слушание НЕактивное.
Активное слушание предполагает «обратную связь» в каком бы то ни было виде. Обратная связь бывает следующих видов:
1. Поддержка – замечательный вид обратной связи! Как вы думаете, что при этом происходит? ( Ответы детей) Из ваших ответов я вижу многие пользуются это техникой. На сообщение собеседника мы невербально
(киванием), вербально (словами «Угу», «Да», «Понимаю») сообщаем ему, что мы его слышим. Часто это применяется, когда наш собеседник очень эмоционален и не дает нам вставить ни слова.
2. Вопросы – самый простой вид обратной связи. Он показывает собеседнику
, что вы его не просто слушаете, а слушаете с интересом. Причем, чем точнее ваши вопросы и чем больше они открывают новых тем, тем эффективнее ваше слушание!
3. Парафраз - это повторение мысли собеседника своими словами.
Нужно быть очень внимательными при использовании этого приема.
Перефразируйте собеседника только тогда, когда уверены, что правильно его поняли. Начать парафраз помогут фразы типа «Правильно ли я понимаю, что...», «Если я тебя верно понял,…»,
«То есть ты хочешь сказать, что…», «То есть ты имеешь в виду , что…»,
«Насколько я понял, …», «Ты, значит, считаешь, что..» и т.д. Если вы не уверены, что правильно поняли собеседника, то лучше его фразу своими словами не пересказывать. В этом случае необходимо задать уточняющие вопросы. Этот вид активного слушания очень эффективен. С его помощью вы не только узнаете, правильно ли вы поняли человека, но и уточняете, насколько верно вы поняли его чувства и эмоции.
Давайте потренируемся использовать активный вид слушания. Посмотрим и ощутим на себе, как это происходит в жизни.
Формирование на микро группы
Ребята, те которые сидят в автобусе с левой стороны, одна команда и вы будете отстаивать свою позицию «Чипсы и кола – хорошее решение для перекуса», а кто с правой те будут отстаивать другую позицию «Чипсы и кола не годятся для перекуса». И
Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Вы обязательно должны поддерживать высказывания соперников


37 и попытаться понять их аргументацию. Поэтому перед тем, как произнести свой аргумент, вы должны перепроверить, действительно ли вы правильно услышали аргумент противоположной команды. Перепроверьте высказывание при помощи парафраза. Свои аргументы вы можете высказывать только после того, как собеседник подтвердит, что вы поняли его правильно.
Между вашими командами должен сложиться, например, следующий диалог
(тема «О вреде и пользе компьютерных игр» Я считаю, что компьютерные игры очень вредят психике человека, потому что вызывают зависимость. - Ты хочешь сказать, что они вызывают зависимость в любом случае, и не важно, сколько лет этому человеку, какое количество времени он проводит за этими играми и в какие игры играет? - Нет, я только против того, чтобы дети и подростки сидели несколько часов подряд за компьютером и резались в « стрелялки». - Понятно. Я тоже так считаю и согласен с тобой. Но хочу сказать, что есть и развивающие компьютерные игры, например, стратегии.
Они расширяют кругозор и развивают логическое мышление. - Правильно ли я понимаю, что ты считаешь компьютерные игры полезными? - Да, правильно, хотя и не все. - Но ведь все без исключения компьютерные игры сужают круг общения и т.д.)
- Молодцы, справились блестяще. При активном слушании вы получаете более точную информацию. А где и когда вы можете в повседневной жизни это использовать? Да, это можно использовать на уроках для уточнения, при ведении дискуссии на переменах.
- Мы понимаем легче тех, кто нам близок по духу, чьи интересы нам близки.
Именно поэтому чаще всего друзьями становятся из-за схожих интересов.
Однако способность понимать другого человека, по-настоящему слышать и чувствовать его можно развивать и даже следует тренировать в себе.
- И вновь прошу обратить внимание на свои билеты на обратной стороне написаны слова, очень хотелось бы услышать в конце нашего пути задорную причалку из этих слов. Вы можете придумывать сами, или с теми, с кем вам легче всего общаться, кого вы понимаете лучше всех. ( слова – слышать, слушать, повторять, закреплять, общение, разговор , комплимент, улыбка)
Вы можете использовать все слова или несколько. Кто как посчитает нужным. Придумывание и озвучивание кричалок.
III Итоговый этап (5 минут)
Ну что ж, я в завершение хочу сказать вам всем большое спасибо за совместное путешествие, во время которого мы с вами рассмотрели только некоторые навыки общения, но вы уже сейчас можете их использовать.
Чтобы добиться успеха вам необходимо запомнить несколько вещей ( прописать на доске):
1) Общение – это двусторонний процесс, поэтому он зависит не только от говорящего, но и от слушающего.
2) Те навыки, о которых вы узнали сегодня, нужно тренировать, чтобы наше


38 общение стало более эффективным.
Рефлексия
Изменчив ветер перемен, но главное – держаться правильного курса (ребятам раздается «Роза ветров»). На полученной «розе ветров» закрасьте, пожалуйста, ту стрелочку, которая соответствует вашему состоянию сейчас: юг – «на занятии было весело, интересно, узнал(а) много нового», запад:
«хотел(а) бы использовать полученные знания в дальнейшем и обучаться еще по этой теме», север: «хочу забыть занятие как страшный сон», восток:
«многое для меня осталось непонятным, хотел бы кое-что добавить и исправить».
(Ребята закрашивают стрелочки, затем встают по направлениям сторон света, в зависимости от того, какую стрелочку закрасили. Высказывания.)
- Ребята! Путь к успеху непрост! Но я желаю вам стремления и дальнейшего развития. Пусть с вами рука об руку всегда идет верный друг.
Заключение
На данном мероприятии подростки узнали о том, что существуют специальные техники, которые позволяют нам сделать процесс общения более эффективным. Такие занятия помогают детям задуматься над своим поведением во время общения со сверстниками и взрослыми, над умением слушать друг друга и понимать. Практические задания и психологические упражнения дают возможность опробовать и отработать в дружественной, непринуждённой обстановке различные техники общения. Такая форма проведения мероприятия делает детей более открытыми, а их интерес к восприятию нового материала неиссякаемым. На занятии подростки осмысливают роль конструктивного общения как одной из главной составляющей своего успеха в обществе.
Такое занятие является мотивирующим и, как правило, в результате дети обретают интерес к воспитательным мероприятиям, которые проходят в неназидательной, а интересной для них форме. Данное мероприятие может стать отправной точкой в системе воспитательных мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.
Рекомендации:
Мероприятие проводится для группы в количестве 12-25 человек, количество детей должно быть чётное. Не допускается насильственное участие в практической работе. Все высказывания детей выслушиваются.
Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров. —
Казань, 1992.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Мн., 2000.
3. Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М., 1998.
4. Бабаева А.В. Мамина Р.И. Маркова О.Ю учебник Деловое общение –.


39
Философия общения
5. Комплексная внешкольная программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков «Всё, что тебя касается» Фонд
«Здоровье и Развитие», 2010 Веб-сайт: www.fzr.ru
6. Стороженко З.С. Мастерство делового общения, учебно-методический практикум /. – М : Литера, 2009.
Приложение «Упражнение «Слухи»
МАРФУША
Марфуша училась в 10 «б» классе специализированной школы с гуманитарным уклоном и была примерной девочкой: ходила в магазин за продуктами, посещала все школьные мероприятия, а глазки строила только на уроках физики и только одному мальчику, с которым они ходили в кино только по воскресеньям на 8-часовой сеанс. Однажды она пошла погулять в парк и встретила там НЛО. С ней произошел катарсис*. После этого ее жизнь изменилась коренным образом: за продуктами она стала ходить на рынок, стала посещать дискотеки, глазки начала строить на всех уроках, а в кино стала ходить в какой угодно день на 4-х, 6-ти и 8-часовые сеансы.
*Катарсис – эмоциональное потрясение. Внимание: это информация только для ведущего. Значение слова объясняется участнику игры только в том случае, если он САМ об этом спросит.

40

41

42

43

44