Файл: Успех и карьера менеджера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для менеджера очень важно, чтобы он делал свое дело настолько хорошо, чтобы это было по достоинству оценено и окружающими.

Генри Форд как-то сказал замечательную фразу о том, что если ты делаешь что-то действительно полезное для общества, как не уворачивайся, богатым все равно станешь. И, как показывает практика, за этим подходом - будущее. Нужно лишь вовремя сделать правильный выбор.

Сейчас уже становится понятно, почему последствия августовского кризиса были столь катастрофичными для одних и стали чуть ли не положительным фактором для других. Все дело в том, что первые (и во многом это относится к менеджерам высшего звена) делали только то, за что платят деньги. Они получали, а не зарабатывали. Они думали о сиюминутной выгоде, не давая себе труда задуматься о завтрашнем дне. И стали первыми кандидатами на увольнение. А вторые поняли, что кризис - это шанс. Это проверка на профессионализм, толчок к переосмыслению своего пути, новая точка отсчета. И вторые стали победителями. Даже потеряв работу, они не только удержались на плаву, они стали ценным приобретением для других, более успешных компаний. Наверное, один из факторов успеха для менеджера - умение зарабатывать, а не получать. Кроме того, настоящие профессионалы должны воспринимать любую, даже негативную внешне ситуацию как еще одну ступеньку в карьере, еще один шаг к самосовершенствованию. Как писал Дейл Карнеги: Если судьба дает тебе лимон, сделай из него лимонад.[8]

К сожалению, большинство отечественных компаний реализует принципы примитивного менеджмента, в том числе и кадрового. Топ-менеджер одной из ведущих компаний охарактеризовал эту ситуацию как настоящее плантаторство. Это значит, что всякая инициатива подавляется на корню, что сотрудники работают за страх, а не за совесть, что о современных методиках менеджмента, о мотивации и стимулировании, миссии организации и бизнес-тренингах в компании слыхом не слыхивали. Наконец, это значит, что начальство и рядовые сотрудники столь же далеки друг от друга, как плантаторы и рабы на полях сахарного тростника. Может ли иметь будущее подобная система. Даже со скидкой на непредсказуемость нашей экономики и политики, думаю, что нет. Слишком уж далеко зашел процесс глобализации, размывания границ, принятия единых общечеловеческих принципов в области построения бизнеса. Мы просто не сможем остаться в стороне от всего этого и уж, тем более, не сможем этому противостоять. Да, можно возразить, что у России собственная гордость, но это не значит, что нам нужно в
штыки встречать все закономерные изменения, происходящие в бурно меняющемся мире. Сотрудничество на равных придет-таки на смену средневековому плантаторству. И это тоже станет залогом успеха для менеджеров, которые строят карьеру в рамках своей компании.[9]

Одним из характерных качеств на пути успеха современного менеджера должна быть гибкость. Не секрет, что сегодня для многих наших специалистов, успевших поработать в западных компаниях, представляет определенную сложность адаптация к условиям работы в российских фирмах. И наоборот. Что называется, почувствуйте разницу. Причина здесь не только в уровне оплаты труда (к слову, на многих российских предприятиях платят ничуть не хуже). Основной камень преткновения - разные подходы к выполнению обязанностей, полярное различие в корпоративной культуре. К сожалению, одного знания иностранного языка недостаточно, чтобы органично вписаться в коллектив, где работают представители зарубежных стран. Что характерно для них? В большинстве случаев, это жесткая корпоративная культура, в которой нет места интригам, перемыванию косточек, рыданиям в жилетку, жалобам на низкую зарплату и проч. У тебя есть круг обязанностей, которые ты должен выполнять точно и в срок.

Что характерно для нас? Семейная корпоративная культура, в которой не возбраняется брать с собой на работу ворох личных проблем и щедро делиться им со всеми. У нас до сих пор очень сильны психологические установки, доставшиеся в наследство от советских времен, - культ личных связей, понятия не в службу, а в дружбу, я от Иван Иваныча, ничего страшного, закончу это завтра. Понятно, что человек, привыкший работать по одной из этих двух схем, будет тяжело привыкать к другой. И в преодолении этих проблем тоже состоит талант современного менеджера. Футурологи утверждают, что через несколько лет бизнес станет настолько транснациональным, что люди должны быть готовы к работе в любых странах и в любых условиях со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Рассмотрим, каковы же должны быть личные качества современного менеджера? Без сомнения, формула успеха будет неполной, если мы забудем о таком важном аспекте, как лидерство. Некоторые ошибочно считают

, что с этим качеством нужно родиться. Но ведущие специалисты в области менеджмента и управления персоналом не согласны с этой точкой зрения. Например, Владимир Тарасов, которого можно назвать первым менеджером Советского Союза (еще в 1984 году он основал знаменитую Таллиннскую школу менеджеров), говорит следующее: Кто такой лидер? Человек, который всегда адекватен ситуации. Каждый настоящий руководитель обладает харизмой, то есть умением зажигать, привлекать, вести за собой, причем в правильном направлении. А лидером может быть каждый. Потерять это умение невозможно, как опыт. Вполне реально научиться быть харизматической личностью, подобно тому, как люди обучаются любому искусству.[10]

Конечно, в каждой компании нужны не только руководители, но и исполнители. Но, все-таки, стать по-настоящему успешным менеджером можно только при наличии лидерских качеств. Научиться быть лидером - вопрос хорошей профессиональной подготовки и практики.

Есть еще одно качество, отличающее современного менеджера, которое трудно оспорить. Речь идет об образовании. Канули в Лету те времена, когда бизнес вершили люди, закончившие только среднюю школу и прочитавшие за свою жизнь две с половиной книжки. Конечно, бывают исключения, но эти исключения лишь подтверждают правило.
Вывод один - нужно учиться, причем получать базовые знания лучше в молодости, а совершенствоваться - всю жизнь. Наша система образования позволяет сегодня выбрать тот способ получения и реализации знаний, который тебе наиболее близок. И нынешним студентам повезло, что они могут обучаться по таким специальностям, о которых в свое время слышали только краем уха привилегированные студенты таких вузов, как МГИМО и МГУ. Сегодня открыты все двери, нужно лишь не пройти мимо них.

Современные менеджеры получают образование, строят карьеру, стремятся стать настоящими профессионалами своего дела. Но бывает так, что жизнь вносит в эти планы свои коррективы. Никто не застрахован от случайностей и неприятностей - подобные варианты сценария тоже нужно учитывать. В такой ситуации, самым важным будет одно - оставаться порядочными и честными. Честность - лучшая политика, сказал великий дипломат Талейран. И человечность, добавим мы. Потому что не хочется себе представлять будущих менеджеров, как одинаковых молодых людей в синих воротничках, холодных и расчетливых карьеристов, способных на все, если того потребуют личные амбиции.[11]

Слова менеджер и человек не должны противоречить друг другу
, и, наверное, счастливое сочетание этих двух понятий и становится отличительной чертой тех, кто будет строить бизнес в новом веке.

Конечной целью деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом им структурном подразделении. Управление людьми - работниками компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.

Карьера в любой из сфер деятельности является сложным и многомерным феноменом, требующим от субъекта карьерного продвижения, ставящего целью достижение успеха в плане профессионального развития и должностного роста, наличия некоторого объема знаний относительно его сущностных и динамических характеристик, а также умений и навыков продуктивного использования карьерных возможностей и выстраивания эффективных маршрутов ее развития. Развитие рыночных механизмов и интенсификация темпа жизни актуализировала проблему планирования и развития карьеры будущих специалистов уже на этапе получения профессиональной подготовки в вузе.

Карьера менеджера и рост его профессиональных ресурсов представляют собой два хорошо согласованных процесса. Трудно сказать, как они соотносятся между собой по значимости, какой из них является первичным по отношению к другому? Если исходить из того, что профессионализм включает в себя и знания и опыт, то легко понять, что только реальная деятельность, соответствующая карьере менеджера дает ему возможность накапливать опыт, и только требования карьерного роста ставит перед ним задачи обновления знаний.

2 Актуальность проблемы карьерного роста и работы менеджера

2.1. Дефицит карьерного развития в профессии менеджера
Менеджер вынужден в течение всей своей карьеры прилагать усилия для устранения регулярно возникающего дефицита профессионализма. И его первое реальное столкновение с этой проблемой происходит в момент, когда вчерашний выпускник, получивший современное бизнес-образование с уклоном в менеджмент, начинает поиск работы. Далее на каждом этапе, когда менеджер совершает переход на очередную ступень карьеры, он вынужден устранять возникший дефицит профессиональных ресурсов. Для завершающей стадии карьеры, и в первую очередь это справедливо в отношении топ – менеджеров, характерно совершенно особое состояние профессионализма: широта знаний в сочетании с неглубокой специализацией. [12]

1. Противоречие начала карьеры.

Выпускник престижного учебного заведения, получивший диплом менеджера (или специалиста области менеджмента) и, действительно, прекрасно усвоивший весь учебный материал, обсуждает перспективы своего первого трудоустройства с потенциальным Заказчиком. В роли Заказчика может быть представлен начальник отдела кадров, директор по персоналу или даже первое лицо в иерархии компании.

Что может предложить Заказчику этот молодой специалист? Каковы профессиональные ресурсы будущего менеджера в самом начале карьеры? Какие предложения он может услышать в ответ?

В список несомненных достоинств такого молодого специалиста входят глубокие знания по всем трем составляющим профессионализма, и в первую очередь - глубокое знание технологии производственных процессов. В зависимости от ориентации учебных программ это могут быть знания технологий промышленного производства, маркетинга, управления финансами, персоналом и т.д. Добавим к этому наличие знаний по методам управления людьми, а также определенный набор специальных знаний (основы делопроизводства, планирование рабочего времени и др.).

Однако если мы попытаемся определить, какому уровню иерархии может соответствовать перечисленный набор знаний, то очень быстро обнаружим, что, скорее всего, наибольшая степень их использования может быть достигнута на самых верхних уровнях иерархии. Это означает, что система знаний молодого специалиста более подходит топ - менеджеру, чем начинающему руководителю.