Файл: Технологии тьюторского сопровождения детей с задержкой психического развития обучающихся в 4 классе Исполнитель Лотова Л. В., слушатель программы профессиональной переподготовки Тьютор в образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Содержательное направление – создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.

2. Деятельностное направление - формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и информационно-коммуникационные технологии.

3. Процессуальное направление - организационные аспекты педагогического процесса.

Таблица 1 – Технологическая карта тьюторского сопровождения ИОМ/ИОП



Этапы

Форма работы

Содержание

деятельности

Результат

Тьютор (педагог)

Тьюторант

(обучаемый)




1.

Диагностический

Наблюдение, анкетирование, диагностика

Подготовка материалов для диагностического исследования

Участие в диагностике

Выявление индивидуальных потребностей субъектов сопровождения и их актуальных уровень развития

2.

Проектировочный

Проектирование тьюторских действий работы, оформление индивидуальной образовательной программы (ИОП, ИОМ)

Разработка средств и процедур сопровождения

Подготовка и обзор реализационного этапа

Составление основных компонентов ИОП, ИОМ, разработка программы тьюториалов

3.

Реализационный

Тьюторские

консультации,

развивающие

занятия

Сопровождение ИОП, ИОМ применение

технологий

продуктивного, дифференцирова

нного, развивающего обучения

Готовность к взаимодействию

Отслеживание динамики развития и внесение корректив в ИОП, ИОМ

4.

Рефлексивно-аналитический

Оценка эффективности построения и реализации ИОП, ИОМ

Анализ тьюторской работы

Рефлексия позитивного опыта и затруднений

Мотивация к дальнейшему

развитию дея-тельности


5.

Результативный


Рекомендации субъектам тьюторского действия

Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возникающие проблемы

Освоение новых горизонтов личностного развития


Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей получения образования, на основе ФГОСНОО, мотивов и потребностей обучающегося и его родителей, лиц их заменяющих);

-содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательной программы);

-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

-диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

-организационно-педагогический (организация условий и путей достижения педагогических целей реализации ИОМ);

- результативный (формулировка ожидаемых результатов, сроков их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Достигается это путем:

-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

-регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).

Критерии эффективности ИОМ/ИОП

Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

1) образовательными потребностями обучающегося;

2) индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению образовательной программы школы);

3) возможностями материально-технической базы учреждения;

4) профессионализмом педагога.

Комплекс мер, реализуемых в процессе тьюторского сопровождения реализации индивидуального образовательного маршрута

Ковалева Т. М. дает следующее определение тьюторскому сопровождению – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы

, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и познавательной рефлексии обучающегося.

Деятельность тьютора в логике индивидуализации направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей. Тьютор, сопровождая процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ЗПР, осуществляет комплекс мер.

Совокупность мер индивидуального тьюторского сопровождения обучающихся с задержкой психического развития обусловлен рядом нормативных документов развития образования:

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Конституция РФ

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  4. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

  6. Государственная программа «Доступная среда» до 2025 года.

  7. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12. 2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).

  8. Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06.

  9. Письмо МО РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями»)

  10. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ
    «Об образовании в Свердловской области».

  11. Закон Свердловской области от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ
    «О защите прав ребенка».

  12. Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 года № 148-ОЗ
    «О социальной защите инвалидов в Свердловской области».

  13. Устав ОУ

  14. План мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых на них услуг в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Галкинская средняя общеобразовательная школа на 2019-2023 годы.

  15. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ;


Цель тьюторского сопровождения реализации ИОМ: обеспечение условий для получения обучающейся У. с ЗПР качественного образования в соответствии с ФГОС ОВЗ

Задачи:

  1. организация условий для успешного включения ребёнка с особенностями развития в среду школы;

  2. обеспечение условий для успешной социализации ребёнка;

  3. обеспечение условий для преодоления затруднений в обучении;

  4. информирование родителей ребёнка с ЗПР о его успехах, трудностях в обучении.

Результатами работы тьютора по реализации сопровождения ИОМ ребенка с ЗПР в образовательной организации являются:

  1. успешное включение такого ребенка в образовательный процесс и социальная адаптация в образовательной среде, развитие самостоятельности обучающегося;

  2. развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умения общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои потребности и желания;

  3. динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося;

  4. повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР.

Предлагаемый комплекс разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающегося с ЗПР. Девочка, 10 лет, обучается в 4 классе. Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении. Проявляет низкие образовательные способности. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой, не всегда может спланировать свою деятельность. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. С заданиями повышенной трудности не справляется. Контрольные работы вместе со всем классом выполнять не успевает. Для усвоения учебного материала требуется много времени и при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого-либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении.

Содержание работы тьютора по реализации индивидуального образовательного маршрута представлено по основным направлениям сопровождения: диагностико-оценочное, проектировочное, консультативное, информационно-просветительское, реализация коррекционно-развивающих задач.


Содержание деятельности тьютора

Формы, методы и технологии тьюторского сопровождения

Диагностико-оценочное направление

1.Изучение нормативно-правовой документации МКОУ Галкинская СОШ по вопросам организации образования детей с ОВЗ.

Анализ документов

2.Изучение характеристики тьюторанта, его работ, рекомендаций ПМПК.

Анализ документов

3. Анализ образовательной среды МКОУ Галкинская СОШ

Анализ документов, беседа, визуальный осмотр.

4. Встреча со специалистами для получения рекомендаций по реализации ИОМ

Заседание ППк

5. Первая встреча с тьюторантом.

Беседа

6. Наблюдение за тьюторантом.

Наблюдение

7. Подбор диагностических методик и обследование ребенка на их основе.


Беседа

Анкетирование

Письменная работа

8. Знакомство с семьей подопечного.

Беседа

Проектировочное направление

1. Оформление результатов диагностики.

Составление протокола

2. Составление характеристики ребенка.

Составление характеристики

3. Корректирование ИОМ с учетом работы тьютора.

Подбор методических средств

Консультативное направление

1. Тематические консультации для родителей.

Беседа, создание информационного буклета, памяток

2. Консультирование специалистов по индивидуализации образовательного процесса ребенка с ЗПР.

Беседа, консультация

3. Индивидуальные консультации для тьюторанта.

Беседа, консультация

4. Индивидуальное сопровождение тьюторанта во время уроков русского языка, математики

Создание карточек – помощниц, алгоритмов, картинных планов, опорных, обобщающих схем, графических моделей.

5. Участие в заседании ППк по результатам освоения АООП НОО ребенком с ЗПР

Круглый стол

Информационно-просветительское направление

1. «Роль тьютора в образовании»

Выступление на родительском собрании

Создание информационного буклета.

2. «Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития»

Выступление на педсовете, создание информационного буклета

Реализация коррекционно-развивающих задач

1. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Индивидуальные консультации.

2. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной, коммуникативной сферы. (По запросу)

Групповой

тьюториал «Человек среди людей»

Тренинги

Беседы

Индивидуальные консультации