Файл: Технологии тьюторского сопровождения детей с задержкой психического развития обучающихся в 4 классе Исполнитель Лотова Л. В., слушатель программы профессиональной переподготовки Тьютор в образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Содержательное направление – создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
2. Деятельностное направление - формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и информационно-коммуникационные технологии.
3. Процессуальное направление - организационные аспекты педагогического процесса.
Таблица 1 – Технологическая карта тьюторского сопровождения ИОМ/ИОП
№ | Этапы | Форма работы | Содержание деятельности | Результат | |
Тьютор (педагог) | Тьюторант (обучаемый) | | |||
1. | Диагностический | Наблюдение, анкетирование, диагностика | Подготовка материалов для диагностического исследования | Участие в диагностике | Выявление индивидуальных потребностей субъектов сопровождения и их актуальных уровень развития |
2. | Проектировочный | Проектирование тьюторских действий работы, оформление индивидуальной образовательной программы (ИОП, ИОМ) | Разработка средств и процедур сопровождения | Подготовка и обзор реализационного этапа | Составление основных компонентов ИОП, ИОМ, разработка программы тьюториалов |
3. | Реализационный | Тьюторские консультации, развивающие занятия | Сопровождение ИОП, ИОМ применение технологий продуктивного, дифференцирова нного, развивающего обучения | Готовность к взаимодействию | Отслеживание динамики развития и внесение корректив в ИОП, ИОМ |
4. | Рефлексивно-аналитический | Оценка эффективности построения и реализации ИОП, ИОМ | Анализ тьюторской работы | Рефлексия позитивного опыта и затруднений | Мотивация к дальнейшему развитию дея-тельности |
5. | Результативный | Рекомендации субъектам тьюторского действия | Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возникающие проблемы | Освоение новых горизонтов личностного развития |
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, на основе ФГОСНОО, мотивов и потребностей обучающегося и его родителей, лиц их заменяющих);
-содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательной программы);
-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
-диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
-организационно-педагогический (организация условий и путей достижения педагогических целей реализации ИОМ);
- результативный (формулировка ожидаемых результатов, сроков их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Достигается это путем:
-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
-регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).
Критерии эффективности ИОМ/ИОП
Индивидуальный образовательный маршрут определяется:
1) образовательными потребностями обучающегося;
2) индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению образовательной программы школы);
3) возможностями материально-технической базы учреждения;
4) профессионализмом педагога.
Комплекс мер, реализуемых в процессе тьюторского сопровождения реализации индивидуального образовательного маршрута
Ковалева Т. М. дает следующее определение тьюторскому сопровождению – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы
, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и познавательной рефлексии обучающегося.
Деятельность тьютора в логике индивидуализации направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей. Тьютор, сопровождая процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ЗПР, осуществляет комплекс мер.
Совокупность мер индивидуального тьюторского сопровождения обучающихся с задержкой психического развития обусловлен рядом нормативных документов развития образования:
-
Конвенция о правах ребенка. -
Конституция РФ -
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) -
Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» -
Государственная программа «Доступная среда» до 2025 года. -
«Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12. 2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216). -
Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06. -
Письмо МО РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями») -
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ
«Об образовании в Свердловской области». -
Закон Свердловской области от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ
«О защите прав ребенка». -
Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 года № 148-ОЗ
«О социальной защите инвалидов в Свердловской области». -
Устав ОУ -
План мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых на них услуг в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Галкинская средняя общеобразовательная школа на 2019-2023 годы. -
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ;
Цель тьюторского сопровождения реализации ИОМ: обеспечение условий для получения обучающейся У. с ЗПР качественного образования в соответствии с ФГОС ОВЗ
Задачи:
-
организация условий для успешного включения ребёнка с особенностями развития в среду школы; -
обеспечение условий для успешной социализации ребёнка; -
обеспечение условий для преодоления затруднений в обучении; -
информирование родителей ребёнка с ЗПР о его успехах, трудностях в обучении.
Результатами работы тьютора по реализации сопровождения ИОМ ребенка с ЗПР в образовательной организации являются:
-
успешное включение такого ребенка в образовательный процесс и социальная адаптация в образовательной среде, развитие самостоятельности обучающегося; -
развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умения общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои потребности и желания; -
динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося; -
повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР.
Предлагаемый комплекс разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающегося с ЗПР. Девочка, 10 лет, обучается в 4 классе. Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении. Проявляет низкие образовательные способности. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой, не всегда может спланировать свою деятельность. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. С заданиями повышенной трудности не справляется. Контрольные работы вместе со всем классом выполнять не успевает. Для усвоения учебного материала требуется много времени и при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого-либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении.
Содержание работы тьютора по реализации индивидуального образовательного маршрута представлено по основным направлениям сопровождения: диагностико-оценочное, проектировочное, консультативное, информационно-просветительское, реализация коррекционно-развивающих задач.
Содержание деятельности тьютора | Формы, методы и технологии тьюторского сопровождения |
Диагностико-оценочное направление | |
1.Изучение нормативно-правовой документации МКОУ Галкинская СОШ по вопросам организации образования детей с ОВЗ. | Анализ документов |
2.Изучение характеристики тьюторанта, его работ, рекомендаций ПМПК. | Анализ документов |
3. Анализ образовательной среды МКОУ Галкинская СОШ | Анализ документов, беседа, визуальный осмотр. |
4. Встреча со специалистами для получения рекомендаций по реализации ИОМ | Заседание ППк |
5. Первая встреча с тьюторантом. | Беседа |
6. Наблюдение за тьюторантом. | Наблюдение |
7. Подбор диагностических методик и обследование ребенка на их основе. | Беседа Анкетирование Письменная работа |
8. Знакомство с семьей подопечного. | Беседа |
Проектировочное направление | |
1. Оформление результатов диагностики. | Составление протокола |
2. Составление характеристики ребенка. | Составление характеристики |
3. Корректирование ИОМ с учетом работы тьютора. | Подбор методических средств |
Консультативное направление | |
1. Тематические консультации для родителей. | Беседа, создание информационного буклета, памяток |
2. Консультирование специалистов по индивидуализации образовательного процесса ребенка с ЗПР. | Беседа, консультация |
3. Индивидуальные консультации для тьюторанта. | Беседа, консультация |
4. Индивидуальное сопровождение тьюторанта во время уроков русского языка, математики | Создание карточек – помощниц, алгоритмов, картинных планов, опорных, обобщающих схем, графических моделей. |
5. Участие в заседании ППк по результатам освоения АООП НОО ребенком с ЗПР | Круглый стол |
Информационно-просветительское направление | |
1. «Роль тьютора в образовании» | Выступление на родительском собрании Создание информационного буклета. |
2. «Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития» | Выступление на педсовете, создание информационного буклета |
Реализация коррекционно-развивающих задач | |
1. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Индивидуальные консультации. |
2. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной, коммуникативной сферы. (По запросу) | Групповой тьюториал «Человек среди людей» Тренинги Беседы Индивидуальные консультации |