Файл: Технологии тьюторского сопровождения детей с задержкой психического развития обучающихся в 4 классе Исполнитель Лотова Л. В., слушатель программы профессиональной переподготовки Тьютор в образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ результатов частичной реализации комплекса мер по сопровождению реализации обучающимися индивидуального образовательного маршрута/ проекта
При реализации комплекса мер по сопровождению реализации ИОМ обучающегося с задержкой психического развития тьютор выполнял следующие трудовые функции:
-
педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; -
организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; -
организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
В рамках стажировки была изучена нормативно-правовая документация МКОУ Галкинская СОШ по вопросам организации образования детей с ОВЗ. Для получения образования детей с ОВЗ в образовательной организации созданы специальные условия. Эти условия способствуют получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ЗПР. В ОО разработан индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с задержкой психического развития. С такими детьми по своим профессиональным направлениям работают следующие специалисты сопровождения:
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учитель логопед;
- учитель дефектолог;
В индивидуальном образовательном маршруте для ученицы 4 класса У. раскрыты направления коррекционной работы для специалистов сопровождения, даны рекомендации ППк по пространственно-временной организации образовательной среды, по реализации специальных образовательных условий, а также содержание работы каждого специалиста сопровождения и классного руководителя (см. приложение ).
Деятельность тьютора в индивидуальном образовательном маршруте не предусмотрена, так как в ОО нет ставки, поэтому был составлен план работы тьюторского сопровождения и включен в ИОМ (см. приложение).
Деятельность тьютора в рамках сопровождения обучающегося с задержкой психического развития предполагает анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности ребенка с задержкой психического развития.
Образование детей с ЗПР в МКОУ Галкинская СОШ организовано как в отдельных классах, так и совместно с другими обучающимися.
Организацией разработана необходимая нормативно-правовая база, в том числе АООП. Для детей с особыми образовательными потребностями разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. В школе имеются специальные учебники и методические пособия, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
В организации функционирует ППк, осуществляющий мониторинг результативности образовательных достижений, сформированности социальных компетенций ребенка с ОВЗ.
Но в школе имеется потребность в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.). Для таких детей необходима специально укомплектованная в зависимости от возраста и предпочтений детей игровая комната и двигательная зона. Оборудованная мягкой мебелью, ковровым покрытием, аквариумом, аудио оборудованием, а также комната релаксации.
Для обеспечения условий получения обучающейся У. с ЗПР качественного образования в соответствии с ФГОС ОВЗ были изучены характеристика девочки, ее работы, рекомендации ПМПК. После знакомства с тьюторантом было организовано наблюдение за ним во время уроков. По результатам наблюдений сделан следующий вывод: ребенок испытывает затруднения в обучении. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. Самостоятельно с выполнением учебных заданий не справляется. Для усвоения учебного материала требуется постоянная организующая помощь учителя, поэтапные действия с ним при постоянном одобрении.
В ходе беседы с родителями, были выявлены важные стороны образовательной направленности такие, как мотивация обучающегося, его познавательная активность при выполнении домашних заданий, интересы, способы достижения поставленных целей, реакция на удачу и неуспех.
По результатам проделанной работы была проведена уточняющая диагностика и определены ресурсы, формы и методы тьюторского сопровождения, которые тьютор может задействовать в своей работе (см. приложение).
Для решения задачи преодоления затруднений в обучении было организовано индивидуальное сопровождение тьюторанта во время уроков русского языка, математики. На уроках тьютор подбирал задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического. Самостоятельную обработку информации ученица осуществляла по образцу, по алгоритму или по вопросам. Каждое учебное задание четко формулировалось, потому что ученик с ЗПР должен точно знать, что надо сделать для получения результата.
Также к урокам в помощь тьюторанту изготовлялись памятки, карточки-помощницы, картинные планы, карточки-схемы и т.п. (см. приложение).
Для обучающихся с ЗПР необходима постоянная актуализация изученного материала, поэтому с тьюторантом проводились индивидуальные консультации (см. приложение).
Таким образом, совместно с педагогом выстраивалась деятельность, комфортная ребенку, осуществлялось взаимодействие в рамках учебного процесса, адаптировался материал и применялись щадящие методы обучения.
Для тьюторанта необходимо развитие коммуникативных способностей и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умения общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои потребности и желания. Для формирования навыков коммуникации тьюторант приняла участие в групповом тьюториале «Человек среди людей». В ходе этого мероприятия детям были раскрыты нравственные мотивы культурного поведения, произошло знакомство с правилами поведения в общественных местах, воспитывалось внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Результат успешного развития личности ребёнка может быть при тесном взаимодействии тьютора и семьи, поэтому в ходе стажировки было налажено взаимодействие с родителями «особого ребенка».
Направления работы тьютора в этом направлении.
1. Координация действий педагога и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации.
2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.
3. Разработка памяток, буклетов (см. приложения 7, 8, 9) по развитию психических процессов.
Консультирование семьи будет способствовать повышению родительской компетенции, которая заключается в грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. По запросу родителей была проведена тематическая консультация «Поможем ребёнку учиться» Цель консультации показать значимость и действенность поддержки ребенка родителями в выполнении домашних заданий. На консультации родители узнали, с какими трудностями сталкиваются дети при выполнении домашних заданий, проанализировали ошибки, которые допускают родители и дети при выполнении домашних заданий и получили рекомендации, как этих ошибок избежать.
Сотрудничество с разными специалистами – залог успешности работы тьютора. Взрослые, работающие с «особым» ребенком, должны составлять одну команду, задача которой в объединении разносторонних усилий с целью успешного вовлечения ребенка в школьную жизнь. Основными членами такой команды должны стать учитель, социальный педагог, логопед, дефектолог, психолог, тьютор. В составе команды могут быть и другие специалисты, в зависимости от кадрового состава образовательной организации. Кроме того, для разрешения сложных проблем могут привлекаться и внешние специалисты.
Прежде всего, взаимодействие тьютора с другими специалистами и педагогами реализуется на психолого-педагогическом консилиуме, где происходит обследование ребенка и разрабатываются образовательные маршруты программы образования и психолого-педагогического сопровождения, разрабатываются рекомендации о режиме посещения обучающимся уроков, отслеживается динамика.
В рамках стажировки проходило заседание ППк по результатам освоения АООП НОО ученицей 4 класса У. с ЗПР. Цель работы круглого стола составление характеристики, для повторного обследования на ПМПК. Задача тьютора заключалась собрать воедино всю информацию о ребенке и рассказать, о том, каковы его успехи и достижения. Для этого тьютор обращался к специалистам – психологу, дефектологу, логопеду.
В заключение можно сделать вывод: в процессе реализации программы тьюторского сопровождения были найдены эффективные способы коммуникации и взаимодействия с тьюторантом, его семьей, педагогом и специалистами сопровождения.
Тьюторское сопровождение строилось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его ведущей деятельности, с
учетом принципа индивидуализации, в рамках сопровождения создан благоприятный микроклимат и обстановка. В ходе работы с ребенком шаг за шагом реализовывались потребности самого ученика.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель программы тьюторского сопровождения достигнута, задачи выполнены.
В ходе стажировки были усовершенствованы умения разработки индивидуальных образовательных маршрутов, их реализации в ходе работы с обучающимся с ЗПР. Были освоены умения разработки и организации тьюторских индивидуальных консультаций для обучающегося с ЗПР и их родителей. Также усовершенствованы навыки взаимодействия со специалистами, работающими с детьми с ОВЗ.
В качестве проблемного поля остаются следующие виды деятельности:
- составление индивидуальных образовательных маршрутов;
- разработка и реализация педагогического проекта, направленного на обеспечение педагогического сопровождения реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
В ходе взаимодействия с ребенком сложно было наладить контакт.
Также дальнейшего совершенствования требуют аналитические умения (составлять отчеты по результатам стажировки).
В целом можно сделать вывод, что стажировка позволила освоить основные функции тюьторской деятельности, способствовала развитию умения работать с обучающимися с ОВЗ и их родителями, сотрудничать со специалистами, оформлять документацию тьютора.
Список литературы
-
Абрамова Л.А. Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР. URL: https://infourok.ru/tyutorskoe-soprovozhdenie-rebenka-s-zpr-806366.html (дата обращения: 22.05.2022). -
Вишнякова Е.А. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ. Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. -
Григорьева И.В. Тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ обучающихся в условиях реализации ФГОС Москва, 2017. -
Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы. 2-ое издание, переработанное и дополненное. М. : АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. -
Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Москва, Педагогический университет, «Первое сентября», 2010 -
Образование детей с особыми образовательными потребностями. Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Свердловской области на 1 сентября 2020 года. URL: https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=679 (дата обращения: 25.05.2022). -
Прибыткова Г.Н. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. Казань : Молодой ученый, 2021. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16726/ (дата обращения: 22.05.2022). -
Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и (или) сопровождения ассистента //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. №3. -
Тьютор в ДОУ и школе. URL: https://vk.com/wall-199529049_24 (дата обращения: 22.05.2022). -
Тьюторское действие в образовании: теория, практика, подготовка кадров : учебно-методическое пособие. Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Южно-Уральский научный центр Российской академии образования (РАО). 2021 -
Шрамко Н.В. Основы тьюторства : курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2018 -
Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика. 2019. №3.