ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение …………………………………………………………….4
1 Электронный учебник …………………………………………..5
2 Электронные учебные материалы ……………………………...7
3 Требования к общей структуре электронного пособия ……...10
4 Требования к оформлению электронного учебника …………13
5 Процесс разработки электронного пособия …………………..15
6 Используемые программные продукты ……………………….17
7 Разработка программного продукта …………………………...37
8 Программная и эксплуатационная документация …………… 48
Заключение …………………………………………………………58
Список использованной литературы ……………………………..59
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных отношениях и в условиях развитии экономики все больше становится востребованной автоматизация любой сферы деятельности человека, создание автоматизированных рабочих мест на предприятиях и в организациях. На большинстве предприятий все чаще стали использовать различное программное обеспечение для автоматизации рабочих мест, что приводит к повышению качества работы и значительному сокращению времени на выполняемую работу, а так же экономически положительно сказывается на работу предприятия в целом. В условиях повсеместного внедрения в профессиональную деятельность человека информационных технологий приходится повышать квалификацию рабочего персонала. Для этого существуют разного рода учебные заведения и специальные учреждения. В каждом отдельном направлении обучения по разным видам программного обеспечения существует специальный обучающий материал, как в бумажном, так и в электронном виде. В последнее время все большее распространение получают электронные учебники, пособия, а так же обучающие программные комплексы, которые имеют свои достоинства и недостатки по отношению к книжным пособиям.
При дипломном проектировании я разработал электронное учебное пособие по САПР программного обеспечения AutoCAD и Компас с возможностью последующей проверкой знаний и администрированием системы контроля проверки знаний, как для индивидуального, так и для коллективного изучения материала.
1 ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
Электронный учебник – это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника состоит в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем учебным программам.
В настоящее время основные виды электронных изданий устанавливается в соответствии с ГОСТ 7.83-2001 «Межгосударственный стандарт Системы стандартов по информации, библиотечному издательскому делу (СИБИД). Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».
Под электронным изданием понимают электронный документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Учебные электронные издания - электронные издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания и рассчитанные на учащихся разного возраста и степени обучения.
Электронные учебники обеспечивают дифференцированный подход к обучению при этом время занятия используется более эффективно и не расходуется на урегулирование вопросов дисциплины, отвлекающие от занятия всю группу учащихся или индивидуального студента. С помощью электронного пособия каждый студент сможет освоить программу учебного курса согласно его индивидуальному темпу развития.
На основании этих данных мною была исследована предметная область: изучены возможности обработки графической информации с помощью САПР – систем автоматизированного проектирования; и выбрана цель данного дипломного проекта – создание обучающего электронного пособия по САПР программы «AutoCAD» Американской компании «Autodesk» и программы «Компас» производитель, которой является Российская компания «Аскон», а так же поиск и применение программы для проверки знаний по пройденному материалу.
Для создания всех компонентов приложения были выбраны такие программы как: Teach Book Constructor, для создания электронного учебника и программа «Ассистент II» (версия 1.2), для создания контрольных тестов с возможностью администрирования и получения статистики по успеваемости студентов.
2 ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Электронные учебные материалы могут быть следующих видов:
1) Электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях.
Сетевое электронное издание: электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети.
2) Электронное издание комбинированного распространения: электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
В настоящее время существуют разработки нескольких видов электронных учебных материалов (ЭУМ):
- Электронный учебник.
- Электронная лекция.
- Электронный аналог печатного издания.
Электронный учебник (ЭУ) - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и другими функциями.
Электронный учебник может быть предназначен для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.
Кроме разного носителя, электронный учебник имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:
-
возможность мультимедиа; -
обеспечение виртуальной реальности; -
высокая степень интерактивности; -
возможность индивидуального подхода к обучаемому.
Внедрение в структуру электронного учебника элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео.
Многие процессы и объекты в электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.
Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.
Индивидуальный подход к личности обучающегося формируется после проведения психологического тестирования. Результат такого тестирования позволяет разбить обучающихся на определенные группы и предложить наиболее адекватные модели изучения учебного материала.
Электронный учебник имеет определенные преимущества перед традиционными видами учебников:
- изучение материала может быть не связано с временными рамками (расписанием занятий у учащихся, сменностью работы у работников предприятий и так далее);
- работа с электронными пособиями позволяет развить навыки самостоятельной работы;
- структура учебника помогает устанавливать контроль над изучением определенных блоков тем.
Электронные учебники, могут иметь дополнительные возможности по сравнению с бумажным вариантом. Одной из таких возможностей является использование гиперссылок, с помощью которых возможен быстрый переход от одного части учебника, к другой.
Несмотря на то, что создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя и программиста, необходимо все же придерживаться определенных методических требований.
3 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ
Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи особое значение приобретают методы визуализации исходных данных.
Весь учебный материал должен соответствовать следующим требованиям:
- учебный материал должен быть разбит на блоки;
- каждый блок должен быть снабжен подробными иллюстрациями;
- иллюстрации должны подбираться таким образом, чтобы более подробно и просто разъяснить трудновоспринимаемый учащимися материал.
Основной материал блока должен быть объединен в одно целое с помощью гиперссылок. Гиперссылки могут связывать собой и отдельные блоки электронного учебника.
С точки зрения функциональной значимости материал электронного учебника должен состоять из презентационной части, основного материала с упражнениями, задачами, контрольными вопросами; промежуточными тестами, позволяющими оценить полученные знания и открыть доступ к следующей ступени обучения.
Презентационная часть электронного учебника - есть аналог введения печатного учебника. В этом разделе дается краткая характеристика содержания электронного учебника, перечисляют рекомендации по использованию данного программного продукта, название дисциплины, информация об авторах и т.д. (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Презентационная часть электронного учебника.
Основное содержание электронного учебника разбивается на отдельные блоки или модули. Блок аналогичен главе в обычном учебнике. Он должен состоять из одного или нескольких файлов.
Переход из одного блока или модуля возможен двумя путями. Первый путь это выбором с помощью меню учебника и второй путь по окончании изучения страницы переход по кнопке «Далее»
Если блок состоит из большого количества файлов, то целесообразно разработать его внутреннее меню.
Очень важно обеспечить доступ к справочникам, словарям терминов с каждой страницы учебника. Для этого необходима навигационная система. Навигационная система отображается на так называемых навигационных панелях (см. рис. 2). Для удобной навигации по электронному учебнику в текст вставляются гиперссылки. Гиперссылка - это слово или фраза, подчеркнутые или выделенные ярким цветом, при нажатии на которые осуществляется быстрый переход к нужным фрагментам текста. Например: в каком-то абзаце текста введено определение какого–то понятия. Тогда в дальнейшем, при упоминании этого понятия, его можно указать как гиперссылку, т.е. при нажатии на слово, будет осуществляться быстрый переход на тот абзац, где дано его определение. Все гиперссылки расставляются по указанию автора учебника.
Рисунок 2 - Навигационная система.
4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЕЛИНЮ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
Требования к бумажному варианту. Бумажным вариантом может быть изданные типографским способом материалы учебника или распечатанный на принтере, подготовленный к типографской печати, электронный вариант. Бумажный вариант учебника необходим для того, чтобы разработчик имел представление о том, как должен выглядеть конечный вариант электронного учебника.
Для реализации гиперссылок в электронном учебнике необходимо выделить в бумажном варианте (например, подчеркнуть, выделить маркером) часть текста - ссылку и указать абзац текста (страницу бумажного носителя, номер абзаца, а также выделить первое слово этого абзаца), на который будет осуществляться переход по ссылке.
Требования к электронному варианту. Текст электронного варианта учебного ресурса должен быть набран или сохранен в формате текстового редактора Word и соответствовать следующим требованиям:
-
формат страницы A4 (210х297); -
поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1 см; -
шрифт текста - Times New Roman; -
размер шрифта - 14 -
начало абзаца - отступ с красной строки; -
межстрочный интервал - одинарный, выравнивание по левому краю.
При оформлении заголовков документа должны использоваться соответствующие стили. Так, если заголовок главы имеет стиль "Заголовок 1", то заголовок подглавы (раздела или части) должен иметь стиль "Заголовок 2". Заголовки не должны быть набраны стилем "Обычный". Основной текст - стиль «Основной текст».