Файл: Курсовая работа развитие скоростносиловых качеств у хоккеистов на этапе спортивной подготовки Выполнил студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча). Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объём нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является всё тело школьника в упражнениях с приседаниями или подтягиваниями.
В последнее время большую популярность получил так называемый ударный метод развития скоростно-силовых способностей. Примером его является прыжок вниз с возвышения с дальнейшим выпрыгиванием (прыжок в глубину). Максимальный эффект при этом достигается в результате феномена миостатического эффекта, то есть предварительное растяжение мышц, создающего условия для более мощного последующего их сокращения.
Очень эффективным в подростковом возрасте является игровой метод развития скоростно-силовых способностей. Известно, что в подростковом возрасте дети стремятся к настоящему соревнованию, поэтому применять на уроках различные игровые упражнения с проявлением скоростно-силовых способностей очень целесообразно. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера» [12].
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафета) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя волевые максимальные усилия [2].

Несколько последних лет в спортивной практике часто применяется комбинированное упражнение, заключающийся из прыжка в глубину и отскока вверх или вперед. Многие авторы сходятся на использование в тренировке упражнения позволяющие действенно воздействовать на воспитание скоростно-силовых способности.

Метод развития «взрывной силы» при помощи прыжков в глубину с отскоком получил название «ударного». По Теоретической основой «ударного» метода является поглощение работающими мышцами энергии падающего тела, что обеспечивает быстрый переход мышц к активному состоянию в момент амортизации, стимулирует быстрое развитие рабочего усилия, создает в мышцах значительный потенциал напряжения «ударный» метод, развивая в основном «взрывную силу», оказывает значительную нагрузку на нервно-мышечный аппарат.

Ударный метод можно рассматривать как специфическое упражнение, позволяющее развивать силу и быстроту тренируемых мышечных групп с одновременной тренировкой способности центральной нервной системы к быстрым переключениям, концентрации волевых усилий, координации движений.

Изучая воздействие «ударного» метода на скоростно-силовые способности штангистов установили, что указанный метод обеспечивает высший уровень прироста скоростно-силовых качеств. Поэтому, абсолютная величина силы возрастает на 19,3%, «взрывная сила» - на 55.1%, стартовая сила - 40,7%.

Ударный метод, идея которого заключается в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растяжением, предшествующим активному усилию в тренируемом движении, должен занять ведущее место в тренировке, направленной на развитие реактивных способностей нервно-мышечного аппарата у всех возрастных групп занимающихся.

Величина ударной нагрузки определяется подготовленностью ребенка и подбирается эмпирически, однако, преимущество следует отдавать большой высоте свободного падения, нежели массе отягощения. Нагрузка должна быть подобрана так, чтобы она обеспечивала развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. В ударных упражнениях следует стремиться к минимальному амортизационному пути и как можно более мощному последующему напряжению.

Говоря об исключительно высоком тренирующем эффекте прыжка в глубину с отскоком, данное упражнение обеспечивает достижение высокого уровня специальной подготовленности при минимальных затратах времени.

В литературе имеются работы, в которых даются рекомендации по применению «ударного» метода для развития скоростно-силовых качеств некоторых возрастных групп детей, а также для спортсменов разного возраста, специализации и квалификации.[23]
Анализируя существующие методики развития «взрывной силы» ударным методом, можно отметить наличие в большинстве из них эмпирического подхода при подборе параметров прыжковой нагрузки.



Анализируя структуру движений «ударного» метода можно выделить в ней важный элемент - прыжок в глубину. Прыжок в глубину наряду с развитием двигательного качества оказывает и механическое воздействие на опорно-двигательный аппарат испытуемого. Так при прыжке с высоты 1-ого метра, в момент касания опорной поверхности, человек с массой 70 кг будет испытывать силу, превышающую несколько тонн. В лабораториях на испытательных стендах сила такой величины разрушает не только хрящевую, но и костную ткань. Но в организме человека нарушений целостности тканей, как правило, не наступает. Его опорно-двигательный аппарат способен уменьшить действие инерционных сил на организм, но полностью устранить влияние этих сил на организм человека упругая система опорно-двигательного аппарата не всегда способна. В этих случаях в тканях организма каждый раз возникает динамическая деформация. При часто повторяющихся чрезмерных нагрузках могут развиться значительные дегенеративно-дистрофические явления в мышцах, хрящах, связках. И вместо ожидаемого развития двигательных качеств у занимающихся может возникнуть тяжелое патологическое состояние. Поэтому для научного обоснования высоты спрыгивания при разработке «ударного» метода развития скоростно-силовых качеств очень важно знать, в какой степени упругая система испытуемого уменьшает воздействие сил на организм.

Хоккеисты, у которых развиты силовые показатели, эффективно выполняют большинство маневров во время игры. Например, торможения, остановки, броски, быстрые старты. Также, исследователями выявлена прямая зависимость между показателями силы и уровнем мастерства спортсмена [30, 31]. Благодаря развитым силовым показателям вратарь во время игры не так остро ощущает тяжесть экипировки при положении в основной стойке. А основным игрокам требуются сильные мышцы плеча, предплечья и кисти рук. [5, 14]. Для лучшей стабилизации позы во время игры хоккеистам необходимо развивать следующие мышцы туловища: разгибатели туловища, сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра. Важно развивать следующие качества у хоккеистов:

 Взрывную силу. Она обеспечивает высокое рабочее усилие и позволяет спортсмену достигать максимальных показателей силы во время выполнения двигательного действия;


 Быструю силу, которая требуется в выполнении скоростных движений или в преодолении отягощения;

 Абсолютную силу, где максимальное изометрическое напряжение обеспечивает преодоление большого отягощения;

 Относительную силу, выражающую соотношение максимальной силы и веса собственного тела. Она имеет определяет успешность перемещения веса собственного тела;

 Силовую выносливость, как способность организма противостоять утомлению, вызванному длительными мышечными напряжениями;

 Силовую ловкость, как способность различать мышечные усилия разной величины в условиях смешанной работы мышц [6, 22, 35]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что важную роль в процессе тренировочной деятельности хоккеистов играет развитие силы мышц, которое должно осуществляться с учетом возрастных особенностей. Динамика развития силовых возможностей неравномерна и зависит от особенностей строения скелета человека, от мышечной массы, от нервной и сенсорной системы, от опорно-двигательного и суставно-связочного аппарата, и, наконец, от биологических особенностей организма [4, 23]. Абсолютная сила мышц начинает свое развитие с самого рождения человека и продолжает вплоть до 30-ти лет, после чего развитие останавливается, и со временем идет на спад. В тренировочных комплексах начинающих хоккеистов преобладают упражнения на развитие сначала крупных мышечных групп, например, мышцы плечевого пояса, спины, груди и ног, а затем добавляют упражнения на развитие маленьких групп мышц, таких как: икроножная, четырехглавая, ягодичная, двуглавая, трапециевидная, широчайшая. Слабо развитые мышцы живота, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы или связочно-мышечный аппарат стопы могут способствовать развитию плоскостопия у молодых хоккеистов. Профилактика и грамотно распределенная нагрузка полностью предотвращают развитие данного заболевания [14, 31]. Силовая тренировка – это комплекс упражнений, который подразумевает стабильное увеличение отягощения и направлен на укрепление скелетно-мышечной системы организма. При составлении тренировочного комплекса для хоккеистов важно учитывать следующие факторы:

 Эффективность отдельных силовых упражнений определяется степенью увеличения силовых показателей различных мышечных групп;

 Предельные силовые напряжения значительно снижают быстроту движений и взрывные усилия;

 По мере наступления соревновательного периода, силовые тренировки должны быть направлены на основные мышечные группы;


 Энергообеспечение, по мере наступления соревновательного периода, характеризуется игровым режимом [24, 33]. В процесс силовых тренировок хоккеистов входят следующие этапы подготовки:

1. Втягивающий;

2.Общеподготовительный;

3.Специально-подготовительный;

4. Предсоревновательный;

5.Соревновательный.

Втягивающий этап силовой тренировки характеризуется восстановление силовых способностей мышечного аппарата и укрепление опорно-двигательного аппарата. На данном этапе применим метод повторных усилий [41]. На общеподготовительном этапе осуществляется прицельное воздействие на основные мышечные группы, из чего следует развитие общесилового потенциала спортсмена. Допустим комплекс отягощений прогрессирующих, максимальных, динамических и повторных усилий. Специально-подготовительный этап характеризуется повышением общего и специального силового потенциала. Тренировочная деятельность имеет более узкую направленность [13]. На этапе предсоревновательного периода основная цель состоит в повышении качества основных соревновательных движений. Допускается применение специально-подготовительных и соревновательных упражнений, которые развивают скорость и мощность передвижений [12]. В соревновательный этап силовая деятельность носит больше поддерживающий характер. Чем ближе соревновательный период, тем точнее тренировочные воздействия силового характера. Однако, если между играми организованы большие перерывы, то силовые тренировки следует усилить, включая общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения. А во временных промежутках между играми, силовые тренировки организовываются в зависимости от физической подготовки самих спортсменов [25]. При организации тренировочного процесса важно следовать индивидуальному подходу к каждому спортсмену. Необходимо создать определенный позитивный эмоциональный фон силовых упражнений [10]. К основным факторам развития силовых способностей относятся:

 Мышечная координация;

 Внутримышечная координация. Проявляется через силу и частотой эффекторной импульсации из центрально-нервной системы к работающей мышце;

 Биомеханический фактор, который зависит от рычага применяемого силового усилия и определяется углом в рабочем суставе;

 Собственная реактивность мышц. Напрямую зависит от физиологического поперечника и функционального состояния в момент сокращения. Чтобы развить силовые способности, хоккеисту требуется достичь предельных мышечных усилий, что может быть достигнуто в результате волевых усилий и при выполнении различных напряжений [29, 38]. В тренировочном комплексе силовой направленности используются следующие общеразвивающие упражнения: