Файл: Лекционный курс оценка, охрана и управление интеллектуальной собственностью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70 индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). В отличие от лицензионных договоров, уступка предусматривает смену правообладателя с передачей последнему всех исключительных прав.
Однако товарный знак может быть уступлен на часть товаров, для которых он зарегистрирован. При уступке товарного знака у него появляется новый владелец, который может со своей стороны разрешать или запрещать пользоваться этим товарным знаком другим лицам. Следует отметить, что договором об уступке товарного знака в отличие от лицензионного договора не требуется выставлять условие новому владельцу об изготовлении продукции надлежащего качества. Вместе с тем, уступка товарного знака не допускается, если он может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
По договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
Договор об уступке должен быть зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без такой регистрации договор считается недействительным.
При внесении ОИС в качестве вклада в уставный капитал наряду с учредительным договором одновременно должен быть заключен договор на передачу (уступку) исключительных прав.
По правилам бухгалтерского учета уставный капитал формируется путем вкладов участников в имущество предприятия для обеспечения его деятельности. Уставный капитал формируется в тех размерах, в той форме и в таком порядке, в которых они определены в учредительных документах, поэтому в учредительных документах должны быть предусмотрены возможность внесения, механизм внесения, а в отдельных случаях и порядок изъятия интеллектуальной собственности из уставного капитала.
Принципиальным является правильное документальное оформление официальной передачи прав собственности (прав использования) на данный объект интеллектуальной собственности.
В качестве вклада в уставный капитал могут выступать имущественные права на
ОИС, передаваемые в соответствии с договором уступки и имеющие денежную оценку.
Если целью является приобретение отдельных экземпляров произведения
(продукции), созданной с использованием ИС, для использования в хозяйственной
71 деятельности и без цели получения дохода от прямого использования ИС, то подобные отношения могут быть оформлены договором купли-продажи. Этот договор используется, в том числе, при приобретении литературы, музыкальных произведений, программ для ЭВМ. Предметом договора купли – продажи является материальный объект
(имущество), а не имущественные права автора (правообладателя).
При определении условий сделки купли-продажи экземпляров произведения имеет значение сам автор распространяет созданные им экземпляры произведения или указанные экземпляры выпущены автором в свет, опубликованы и их дальнейшее распространение происходит без участия автора. В случае если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. В случае, когда продавцом выступает сам автор произведения (например, при продаже рукописи своей книги, созданной им программы для ЭВМ и т.п.), важно не допустить отождествления договора купли-продажи с авторским договором об использовании произведения. Для этого в договоре купли- продажи экземпляра произведения следует указать, что по договору передается имущество в виде экземпляра произведения на определенном материальном носителе, а также, что по данному договору авторские права на произведение не передаются.
В случае если произведение (например, программа для ЭВМ) требуется на непродолжительное время, то его приобретение может быть оформлено договором аренды
(найма) экземпляра произведения.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 28
Вопросы для самопроверки
1. Какие объекты защищаются авторским правом?
2. Что включают права на объекты авторского права?
3. Каковы особенности охраны прав на программы для ЭВМ?
4. Каковы объекты и субъекты смежных прав?
5. Как осуществляется защита авторских прав?
6. Какими сделками можно оформить передачу имущественных прав на ОИС?
5. Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания,
наименований мест происхождения товаров и фирменных наименований
В соответствии со ст. 1477 ГК РФ для индивидуализации продукции и субъектов рынка используют следующие обозначения:
72
товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров;
знак обслуживания – обозначение для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг (гостиницы, транспортный фирмы и т.д.);
фирменное
наименование
– обозначение для индивидуализации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
наименование места происхождения товара – обозначение для указания места происхождения товара;
Коммерческое обозначение — средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий.
5.1. Фирменное наименование
– зарегистрированное в управомоченных органах название фирмы (предприятия), под которым оно ведет свою производственно-хозяйственную и/или коммерческую деятельность.
По статье 8 Парижской конвенции, фирменное наименование охраняется в странах- участницах Парижской конвенции без особой регистрации в патентных органах. В РФ регистрация производится в налоговых органах и вносится в ЕГРЮЛ. Реестр создает предпосылки для предотвращения регистрации аналогичных или трудноразличимых фирменных наименований.
Фирменное наименование является неотъемлемой частью юридического лица, имеющего исключительные права на это наименование (часть IV ГК РФ). Таким образом, с 2008 года фирменное наименование охраняется непосредственно законодательством по интеллектуальной собственности - IV главой ГК РФ.
Фирменное наименование состоит из двух частей: указание на организационно- правовую форму предприятия (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.) и собственно наименования – оригинального названия. В отношении собственно наименования предусмотрены следующие необходимые для регистрации требования:
1. обязательное требование о том, что оно не может ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации (например, ООО «Капитальное строительство»);
2. организация обязана иметь полное фирменное наименование на русском языке.
Сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов
РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом только в том случае,
73 если они включены в ЕГРЮЛ. В противном случае конкурент может воспользоваться иностранной транскрипцией вашей фирмы.
Фирменное наименование на русском языке и языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования, но только в русской транскрипции или, соответственно, в транскрипции языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Например, фирма не может называться: «Корпорация РОС-BRI OIL» LTD. Правильное название: ЗАО «Корпорация
РОС-БРИ ОЙЛ ЛТД».
Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций этого общества принадлежит РФ.
Осуществление исключительного права на фирменное наименование ограничено только двумя правомочиями: правом владения и правом пользования. Право распоряжения исключительным правом на фирменное наименование не допускается. Это означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу. Заметим, что международное право предполагает отчуждение права на фирменное наименование (п.1 Парижской конвенции).
Право на фирменное наименование прекращается с ликвидацией предприятия.
Невозможна уступка фирменного наименования без продажи предприятия. Невозможна также передача права на использование фирменного наименования по лицензии.
Однако, в соответствии с ГК РФ использование фирменного наименования может быть предоставлено на основе договора коммерческой концессии (франчайзинга).
Защита исключительных прав на фирменное наименование.
Любой правообладатель может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, осуществляемым правообладателем. При этом он вправе потребовать от нарушителя возмещения убытков, причиненных правообладателю. Такое право возникает только в том случае, если фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование нарушителя.
Фирменное наименование или его часть может быть зарегистрировано и в качестве товарного знака или знака обслуживания.
Целесообразно, чтобы избежать использования фирменного наименования конкурентами с другой организационно-правовой формой, целесообразно
74 зарегистрировать товарный знак, который повторяет произвольную часть фирменного наименования.
Коммерческие обозначения охраняются в соответствии со статьями 1538–1541
Гражданского кодекса РФ. Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования является то, что коммерческое обозначение не должно быть указано в учредительных документах организации и не подлежит регистрации. Оно является средством индивидуализации не организации или индивидуального предпринимателя, а предприятия как имущественного комплекса. Коммерческое обозначение индивидуализирует принадлежащее организации или предпринимателю предприятие (бизнес) путем нанесения этого обозначения на вывесках, на выпускаемых товарах, использования его в объявлениях и рекламе. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает, если: 1) его употребление известно на определенной территории, 2) оно обладает достаточными различительными признаками.
Правообладатель может передать исключительное право на коммерческое обозначение, в отличие от права на фирменное наименование, третьим лицам в составе предприятия как имущественного комплекса по договору продажи предприятия, его аренды, а также по договору коммерческой концессии (франчайзинга).
5.2. Товарный знак и знак обслуживания
С товарными знаками и знаками обслуживания (ТЗЗО) мы сталкиваемся ежедневно, делая покупки.
Товар одного и того же вида может производиться различными фирмами, причем каждая из них проставляет на своем продукте свой товарный знак. Потребители, руководствуясь этими товарными знаками, делают покупки. Совершенно необязательно, чтобы покупатель точно знал, кому принадлежит товарный знак. Главное, чтобы товарные знаки у различных производителей были разные, т.е. имели высокую различительную способность.
Товарный знак и знак обслуживания представляют собой обозначения, служащие для отличия товаров и услуг одних юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Товарный знак охраняется по типу патентного права выдачей свидетельства на товарный знак.
75
Товарный знак и знак обслуживания осуществляет три основные функции:
1) Идентификационную (обеспечивает выделение товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя);
2) Информационную (обеспечивает донесение до потребителя сведений о качестве и достоинствах товара);
3) Рекламную – придает товару, наряду с информационной функцией свойство известности, делает товар популярным.
ТЗЗО может быть выполнен по форме выражения в виде различных обозначений и символов, а именно:
в виде словесных обозначений;
в форме плоскостных изобразительных композиций в виде линий, пятен, сочетания различных цветов, фигур любых форм;
в виде объемных представлений – фигур, линий или их композиций в трех измерениях;
в виде комбинированных форм из элементов различного характера – изобразительных, плоскостных, словесных, объемных);
в виде других форм и обозначений - звуковых, цветовых, световых и т.д.
Классификация товарных знаков весьма обширная (рис.5.1).
76
Классификация товарных знаков
Форма выражения
Число субъектов права
Степень известности
Степень гарантии защиты прав
Словестные
Общеизвестные
Обычные
Звуковые
Световые
Индивидуальные
Обонятельные
Комбинированные
Изобразительные
Сертификационные
Простые
Коллективные
Мировые
Рис.5.1. Классификация товарных знаков
Приведем некоторые признаки классификации:
1)
По форме выражения:
Словесные;
Изобразительные;
Комбинированные;
Обонятельные (оригинальные ароматы духов);
Звуковые (позывные радиостанций);
Световые (световые эффекты)
2)
По числу субъектов права:
Индивидуальные;
77
Коллективные - для обозначения товара, производимого не одним хозяйствующим субъектом, а их объединением.
3)
По степени известности:
Обычные;
Общеизвестные (известные на национальном уровне);
Мировые (известные на международном уровне)
4)
По степени гарантии защиты прав:
Простые;
Сертификационные (для указания соответствия качества товара или услуги определенным стандартам)
В соответствии со ст.1478 ГК обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Т.о., физическое лицо не может быть правообладателем на товарный знак. Это положение существенно отличает правовое положение товарных знаков от других объектов ИС
(объектов патентного права, авторского права, ноу-хау), где первоначальным владельцем прав на ОИС всегда выступает автор- физическое лицо. Такое правовое положение субъекта коммерциализации в данном случае объясняется тем, что товарный знак служит для идентификации продукции/услуг, которые, в свою очередь, могут на законном основании производиться лишь юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Права на товарные знаки подлежат регистрации. В соответствии со ст.1480 ГК
РФ государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак он должен обладать рядом характеристик и отвечать ряду условий-оснований для регистрации.
1. Общие основания для регистрации:
Иметь различительную способность;
Товарный знак не имеет различительной способности, если он описательный. Он является описательным, если описывает характер или вид товаров и услуг, для которых он используется.
Не должен вводить в заблуждение.
Т.е. товарный знак не должен заявлять качество товаров, которым он не обладает, не должен носить хвалебный характер.