Файл: Лекционный курс оценка, охрана и управление интеллектуальной собственностью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78
Помимо данных свойств законодательство предусматривает целый ряд случаев, когда будет отказано в регистрации товарного знака.
Так, существуют абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации.
2. К абсолютным основаниям для отказа можно отнести нормы ст. 1483 ГК РФ (п.1-п.5), которая не допускает регистрацию товарных знаков:
вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
являющихся общепринятыми символами и терминами;
характеризующих товары – указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров;
представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
заключающих в себе сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;
официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
79
обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
3. К относительным основаниям для отказа в регистрации ТЗ можно отнести нормы п.6-10 ст.1483 ГК РФ, предусматривающей, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;
товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим
Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров;
с наименованием места происхождения товаров, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара;
фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
названием известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажа или цитаты из такого произведения, произведению искусства или
80 его фрагмента, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
именем, псевдонимом или производному от них обозначением, портретом или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;
промышленным образцом, знаком соответствия, доменным именем, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
5.3. Исключительное право и регистрация товарного знака и знака обслуживания.
В соответствии со ст.1484 лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак
(правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской
Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот (на бланке фирмы, на инструкции, и т.п.);
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении классов товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком и состоит
81
- из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности (R);
- либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Обозначение (ТМ) используется для оповещения о том, что на это обозначение подана заявка на получение свидетельства на товарный знак.
Обозначение (SM) используется для указания знака обслуживания.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 28
Порядок регистрации товарного знака (ТЗ), знака обслуживания (ЗО) и наименования
места происхождения товара (НМПТ).
Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации.
Заявка на регистрацию товарного знака подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Экспертиза заявки осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.
В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям (ст.1498 ГК РФ).
Экспертиза заявленного обозначения проводится по завершении формальной экспертизы (ст.1499 ГК РФ). В ходе экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения определению товарного знака и не подпадает ли он под ситуацию, являющейся абсолютным или относительным основанием для отказа в регистрации.
По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.
Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет неограниченное число раз.
82
Порядок регистрации состоит из следующих этапов.
1.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель лично или через патентного поверенного подает заявку на регистрацию ТЗ, ЗО или НМПТ.
Заявка должна относиться к одному ТЗ, ЗО или НМПТ и содержит:
- заявление о регистрации;
- реквизиты заявителя;
- заявляемое обозначение и его описание и изображение;
- перечень товаров и класс товаров (услуг), для которых испрашивается регистрация (34 класса товаров и 8 классов услуг по международной классификации);
- описание особых свойств товаров (для НМПТ).
К заявке прилагается:
- документ об уплате пошлины;
- устав коллективного органа (союза) при подаче заявки на коллективный знак;
- для НМПТ – заключение компетентного органа о том, что заявитель работает и находится в указанном географическом объекте и производит товар, особые свойства которого определяются характерной для данного географического региона средой.
2. Федеральный орган исполнительной власти по ИС (Роспатент) устанавливает приоритет
ТЗ, ЗО. НМПТ.
3. Федеральный орган исполнительной власти по ИС в месячный срок с даты поступления заявки проводит предварительную (формальную) экспертизу, включающую проверку содержания заявки и необходимых документов. По результатам экспертизы заявка либо принимается к рассмотрению, либо заявителю отказывается в рассмотрении заявки.
4. Экспертиза заявленного обозначения по существу – состоит в проверке требований, установленных законом. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации
ТЗ, ЗО или НМПТ, либо об отказе в регистрации.
5. Регистрация ТЗ, ЗО или НМПТ – производится в течение месяца с даты получения документа об уплате пошлины путем внесения в Государственный реестр ТЗ, ЗО или
НМПТ РФ следующих данных:
по товарному знаку и знаку обслуживания – товарный знак (знак обслуживания), сведения о его владельце, дата приоритета, дата регистрации, перечень товаров, для которых ТЗ зарегистрирован;
83 по наименованию места происхождения товара – наименование места происхождения товара, сведения об обладателе свидетельства на право использования НМПТ, вид и описание особых свойств товара, для которого зарегистрировано НМПТ.
6. Выдача свидетельства на ТЗ, ЗО, НМПТ. Производится в течение трех месяцев с даты регистрации в Реестре.
7. Публикация сведений о регистрации в официальном бюллетене в течение 6 месяцев с даты регистрации в Реестре.
Заявки на международную регистрацию ТЗ, ЗО или НМПТ подаются через
Патентное ведомство.
Передача прав на товарный знак, знак обслуживания.
Права на товарный знак можно передать другому лицу. Основания для такого перехода прав могут быть следующие:
1)
Основные (договор уступки права, лицензионный договор);
2)
Общеправовые (реорганизация юридического лица, наследование, вклад в уставной капитал);
3)
Дополнительные (договор купли-продажи предприятия; коммерческая концессия, договор о залоге, договор аренды предприятия).
Основным основанием, свойственным большинству объектов интеллектуальной собственности, является передача правообладателем права на товарный знак по договорам о передаче права на товарный знак (договору об уступке товарного знака или лицензионному договору). В договоре оговаривается вид товара, требование к качеству товара и возможность контроля лицензиара за качеством товара.
Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.
Коллективные товарные знаки регистрируются на имя объединения и права на его использование не могут быть переданы другим лицам.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие посредническую деятельность, могут на основе договора с производителем проставить
84 свой ТЗ, ЗО на продукцию, то есть, использовать свой ТЗ, ЗО, наряду с ТЗ производителя, а также вместо ТЗ производителя.
5.4 Особенности охраны и использования наименования места происхождения
товара (НМПТ)
В соответствии со ст.1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
В отличии от товарных знаков наименование места происхождения товара индивидуализирует не любые товары одного производителя, а только уникальные товары, производимые в определенном месте и обладающие определенными свойствами.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Наименования места происхождения товаров не имеют тккой значительной классификации как у товарных знаков. Так, по форме выражения наименования места происхождения товара могут быть только словесными.
Правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской
Федерации возникает на основании его регистрации.
Главными условиями получения охраны являются следующие:
наличие у производимого товара особых свойств, обусловленных местом производства;
нахождение производителя товара в пределах территории, географического объекта, который он хочет зарегистрировать.
85
При этом право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено другому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий такими же особыми свойствами.
Свидетельство действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства и при условии представления им заключения компетентного органа, в котором подтверждается, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Реестре свойствами.
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.
Нарушение исключительных прав на использование НМПТ. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара
- лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе, либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также
- использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара
(незаконное использование наименования места происхождения товара).
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными.
Обладатель свидетельства может проставлять рядом с наименованием места происхождения товара предупредительную маркировку в виде словесного обозначения
«зарегистрированное наименование места происхождения товара» или
«зарегистрированное НМПТ», указывающую на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской
Федерации.
Право на наименование места происхождения товаров можно передать другому лицу. Основания для такой передачи:
86 1)
Общеправовые – реорганизация юридического лица, наследование;
2)
Дополнительные – договор купли-продажи предприятия, договор аренды предприятия; но не лицензия или договор уступки.
5.5 Нарушение и защита исключительных прав владельца ТЗ, ЗО
Нарушением прав владельца ТЗ признаются любые из перечисленных ниже действий: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью однородных товаров, обозначенных этим знаком или сходным с ним до степени смешения, которые влекут гражданскую и/или уголовную ответственность.
Владелец знака, права которого оказались нарушенными, может требовать применения через суд к нарушителю следующих гражданских санкций:
предписания о прекращении нарушения прав на знак или действий, могущих привести к такому нарушению;
возложения обязанности на нарушителя возместить все причиненные нарушением убытки
(ущербы), включая затраты по восстановлению нарушенных прав;
публикации за счет нарушителя судебного решения для восстановления репутации лица, чьи права были нарушены;
устранения незаконно проставленных знаков с товаров и их упаковок;
уничтожения контрафактных товаров.
В понятие ущерба (убытков) включаются как непосредственные реальные расходы владельца товарного знака, так и упущенная им выгода.
К реальным расходам относятся, в частности, затраты на установление факта нарушения, судебные издержки, оплата гонорара адвокату, расходы на рекламу для ликвидации последствий дезориентации потребителей и другие.
К упущенной выгоде относятся прибыли, которые владелец знака мог бы получить, но не получил вследствие появления на рынке однородных товаров, маркированных знаком, идентичным или сходным с его знаком. Упущенная выгода признается в том случае, когда владелец товарного знака сумеет доказать в суде тот факт, что нарушение его прав конкурентом привело к уменьшению сбыта его товаров.