Файл: Лекционный курс оценка, охрана и управление интеллектуальной собственностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

161 6.
Определение затрат лицензиара, связанных с обеспечением патента или лицензии;
7.
Определение потоков прибыли лицензиара от выплат по роялти (выплаты роялти- расходы по обеспечению патента);
8.
Определение ставки дисконтирования;
9.
Определение суммы дисконтированных текущих стоимостей потоков прибыли от выплат по роялти.
Формула для расчета:



T
1
t
i
t
t
оис
k
*
R
*
Ц
*
V
Ц
где V
t
- объем производимой продукции с использованием ОИС в году t;
Ц
i
- цена продукции производимой продукции с использованием ОИС в году t;
R
i
- размер стандартных роялти в году t;
k - коэффициент дисконтирования, рассчитывается по формуле
t
E)
(1
1
k


;
Е - ставка дисконтирования.
Т – срок использования прав ни ОИС.
Размеры стандартных, то есть определенных из международной практики продаж
ОИС, роялти представлены в Приложении 10.2.
Недостаток метода заключается в том, что методология оценки ОИС с использованием роялти предполагает знание объема продаж в течение всего жизненного цикла объекта, реально предсказать который бывает очень сложно. Тем более не удается обычно достоверно рассчитать выручку по всему жизненному циклу нематериальных активов ввиду того, что, как правило, не удается обосновать их ожидаемое моральное старение. Поэтому использование роялти для расчетов стоимости нематериальных активов даёт не всегда достоверный результат.
12.2.3. Метод преимущества в прибыли
Сущность метода состоит в том, что обладатель ОИС имеет возможность полу- чить дополнительную прибыль по сравнению с предприятиями, которые им не обладают. Этот метод оценки применим в том случае, когда с достаточной степенью точности возможно определить преимущество в прибыли, то есть величину дополнительной прибыли, которая может быть получена ввиду обладания правами на

162 данный ОИС и использования его при осуществлении хозяйственной деятельности
(выявляется при сравнении с аналогом).
Стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется тем преиму- ществом в прибыли, которое ожидается получить от его использования. Под пре- имуществом в прибыли понимается дополнительная чистая прибыль (после нало- гообложения), полученная с каждой единицы продукции с использованием ОИС.
Преимущество в прибыли появляется:
• по сравнению с тем предприятием, которое выпускает продукцию, аналогичную продукции рассматриваемого предприятия;
• применительно к данному предприятию, выпускавшему продукцию до и после использования ОИС.
Алгоритм применения данного метода:
1.
Определение периода использования ОИС, на протяжении которого он будет приносить доход;
2.
Определение объема производства продукции с использованием ОИС, по годам периода использования;
3.
Определение ставки дисконтирования;
4.
Определение величины прибыли, увеличивающейся при использовании
ОИС;
5.
Определение преимущества в прибыли, которое ожидается получить от использования ОИС, как разницы между «старой»прибылью и «новой».
Формула для расчета:



T
1
t
t
t
оис
k
*
ΔП
*
V
Ц
где V
t
- объем производимой продукции с использованием ОИС в году t;
ΔП
t
- преимущество в прибыли, которое ожидается получить в году t;
k- коэффициент дисконтирования, рассчитывается по формуле
t
E)
(1
1
k


;
Е - ставка дисконтирования.
Преимущество в прибыли может быть результатом повышения качества продукции (в результате использования ОИС) или, дополнительно к этому , возрастания известности фирмы (например, повышения гудвилла или известности товарного знака).
Часто данным методом оценивается стоимость изобретений. Она определяется тем преимуществом в прибыли, которое ожидается получить от их использования.
Преимущество определяется разностью между прибылью, полученной при


163 использовании изобретений, и той прибылью, которую производитель получает от реализации продукции без использования изобретения. Это ежегодное преимущество в прибыли дисконтируется с учетом предполагаемого периода его получения.
Данный метод можно использовать и при оценке товарного знака, высчитывая дополнительную прибыль, которую получит владелец при маркировке продукции данным товарным знаком.
Однако при применении данного метода следует учитывать, что дополнительная прибыль может быть получена и просто в случае увеличения спроса на продукцию предприятия за счет других внешних факторов.
Приложение 10.1.
Таблица коэффициентов оригинальности промышленного образца
№ п/п Оригинальность
Значение
1
Применение известных художественно-конструкторских средств, когда в перечне существенных признаков промышленного образца используется только термин "применение”
0,25 2
Использование новой совокупности художественно- конструкторских средств, позволяющей отличить промышленный образец от наиболее близкого аналога
0,3 3
Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с промышленным образцом по большему числу существенных признаков
0,4 4
Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с промышленным образцом по половине существенных признаков
0,5 5
Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с промышленным образцом по меньшему числу существенных признаков
0,6 6
Промышленный образец не имеет прототипа
0,8
Таблица коэффициентов сложности дизайнерской задачи
№ п/п Сложность решенной дизайнерской задачи
Значение
1
Внешний вид одной простой детали
0,2 2
Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла
0,3 3
Внешний вид одного основного узла или нескольких неосновных
0,4 4
Внешний вид нескольких основных узлов
0,5 5
Внешний вид простой машины, прибора, станка, аппарата, сооружения
0,7

164 6
Внешний вид сложной машины, станка, прибора, аппарата, сооружения
0,9 7
Внешний вид поточных линий
1,1 8
Внешний вид принципиально новых объектов техники
1,25
Таблица коэффициентов объема выпуска
№ п/п Объем выпуска
Значение
1
Опытный образец
0,2 2
Установочная партия
0,3 3
Мелкая серия
0,4 4
Средняя серия
0,6 5
Крупная серия
0,8 6
Массовое производство
1
Приложение 10.2
Стандартные ставки роялти по отраслям
Отрасли промышленности
Размер роялти, % или область использования предмета лицензии от выручки
Электронная промышленность
4-10
Электротехническая промышленность
1-5
Химическая промышленность
1,5
Фармацевтическая промышленность
2-7
Станкостроительная промышленность
4,5 - 7,5
Автомобильная промышленность
1-3
Химическое машиностроение
4-7
Самолетостроение и авиатехника
6-10
Сварочное оборудование
3,5 - 6
Потребительские товары длительного пользования
5
Подъемно-транспортное оборудование
5
Литейное оборудование
1,5-2
Оборудование для металлургической промышленности
4-6
Оборудование для химической промышленности
3-5
Оборудование для пищевой промышленности
4
Оборудование для цементных заводов
3-5
Оборудование для очистки воды
5
Холодильное оборудование
2-4
Нагревательные системы
4-6
Печи
4-6
Котлы
3 - 5
Воздушные кондиционеры
3-4


165
Клапаны, вентили
2-3
Котельное оборудование
5
Компрессоры, насосы
5-7
Моторы промышленного назначения
4-7
Оборудование для обработки поверхностей
6-7
Металлические конструкции
2-4
Оборудование для текстильной промышленности
3-5
Полиграфическое оборудование
4
Электротехническое оборудование
4-7
Реле-аппаратура
4-6
Сигнальное оборудование
1-1,5
Электрические контрольно-измерительные приборы 3-5
Электронное оборудование
4-8
Полупроводники
1 - 2
Радиолампы
3-4
Аккумуляторы
3-4
Электрокабели
2-4
Лифты
4-5
Станки металлобрабатывающие
4-6
Инструмент, оснастка
5-7
Приводы
5
Фотокинотовары
3-5
Медицинское оборудование и приборы
4-7
Измерительные приборы
5-7
Канцелярское оборудование
3
Авто двигатели и запчасти к ним
2-4
Автозапчасти
2-3
Буксиры
1-2
Велосипеды
3 - 5
Железнодорожное оборудование
3-5
Сельскохозяйственные машины
2-5
Скобяные изделия
2-3
Ручной инструмент
3
Бритвы, ножи
1-2
Металлическая мебель 3
Полуфабрикаты
1,5-2
Строительные машины
3-5
Удобрения
1,5-2
Удобрения-химикаты
1
Красители
3
Ароматические вещества
3
Продукты органической химии 2-4
Фармацевтические товары
2-4
Изделия из каучука
3-3,5
Изделия из стекла
2-4
Краски
2-3
Клей
2-3
Фототовары, химреактивы
1-3
Минеральные масла
2-3

166
Вопросы для самопроверки
1. Каковы могут быть цели оценки интеллектуальной собственности.
2. Определите этапы процедуры оценки.
3. Какие существуют методы оценки интеллектуальной собственности при доходном подходе.
4. Объясните, как использовать метод дисконтированных денежных потоков для оценки стоимости ОИС и определения цены лицензии.
5. Какие факторы необходимо учитывать при использовании доходного подхода к оценке интеллектуальной собственности?
6. Какие виды платежей используют в лицензионном договоре?
11. Оценка стоимости нематериальных активов сравнительным
(рыночным) подходом
Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки (далее - аналог) и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса.
Определение рыночной стоимости интеллектуальной собственности с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, учитывающей отличие характеристик аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности: где
- стоимость оцениваемой интеллектуальной стоимости;
- цена аналога;
- номер фактора, по которому проводится сравнение отличий аналога и оцениваемой интеллектуальной собственности;
- размер корректировки цены аналога из-за отличий по i- му фактору.
Основными условиями применимости этого метода являются:
- наличие сведений о фактах продажи ОИС подобного назначения и полезности;
- умение оценить влияние отличительных особенностей таких объектов на их стоимость;


167
- доступность и достоверность информации о ценах и условиях сделок по подобным активам.
На российском рынке подобные сведения получить весьма сложно. Они обычно не публикуются и не предаются гласности. Хотя частично эти сведения имеются у российского Патентного ведомства.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода включает следующие основные процедуры:
1) Сбор информации о состоявшихся недавно сделках по аналогичным ОИС.
2) Определение факторов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с аналогами (далее - факторов сравнения).
3) Определение по каждому из факторов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности.
4) Определение по каждому из факторов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности.
5) Корректировка по каждому из факторов сравнения цен каждого аналога, сглаживающая их отличия от оцениваемой интеллектуальной собственности.
6) Расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
К факторам сравнения относятся факторы стоимости объекта оценки (факторы, изменение которых влияет на рыночную стоимость объекта оценки) и сложившиеся на рынке характеристики сделок с интеллектуальной собственностью.
Наиболее важными факторами сравнения, как правило, являются: объем передаваемых и оцениваемых имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; условия финансирования сделок с интеллектуальной собственностью (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств); изменение цен на интеллектуальную собственность за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки; отрасль, в которой были или будут использованы объекты интеллектуальной собственности; территория, на которую распространяется действие предоставляемых прав; физические, функциональные, технологические, экономические характеристики оцениваемого объекта и аналогичных с оцениваемым объектов;

168 спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием интеллектуальной собственности; наличие конкурирующих предложений; относительный объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной с использованием интеллектуальной собственности; срок полезного использования интеллектуальной собственности; уровень затрат на освоение интеллектуальной собственности; условия платежа при совершении сделок с интеллектуальной собственностью; обстоятельства совершения сделок с интеллектуальной собственностью.
Величины корректировок цен определяются, как правило, следующими способами:
1)
Прямым попарным сопоставлением цен аналогов, отличающихся друг от друга только по одному элементу (фактору, характеристике) сравнения, и определением на базе полученной таким образом информации корректировки по данному элементу (фактору, характеристике) сравнения.
Здесь К – коэффициент влияния изменения элемента i на цену интеллектуальной собственности.
2)
Прямым попарным сопоставлением дохода (выгоды) двух аналогов, отличающихся друг от друга только по одному элементу сравнения, и определения путем капитализации разницы в доходах корректировки по данному элементу сравнения.
Здесь
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28

t
н
; t
к
- начальный и конечный период оценки дохода;
Е – ставка дисконтирования.
3)
Путем определения затрат, связанных с изменением характеристики элемента сравнения, по которому аналог отличается от объекта оценки.

169 4)
Экспертным обоснованием корректировок цен аналогов.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы могут быть цели оценки интеллектуальной собственности.
2. Определите этапы процедуры оценки.
3. Какие условия должны существовать для использования сравнительного подхода к оценке интеллектуальной собственности.
4. Перечислите основные процедуры использования сравнительного подхода к оценке интеллектуальной собственности.
12. Сравнение подходов к оценке интеллектуальной собственности и
согласование оценок
12.1. Сравнение методических подходов к оценке стоимости интеллектуальной
собственности
Многообразие и различие целей, областей и условий использования объектов интеллектуальной собственности не позволяют разработать единую методику стоимостной оценки. Известные методики стоимостной оценки не могут считаться универсальными и должны применяться дифференцированно в зависимости от имеющейся информации и целей использования объектов интеллектуальной собственности.
Выбор методов оценки стоимости в каждом конкретном случае необходимо определять на основании преимуществ и недостатков каждого из них, а сопоставляемые результаты оценок, полученные при использовании разных методов, должны быть учтены при принятии решения об окончательной оценке ОИС.
Очевидно, что конечным результатом оценки для целей инновационного бизнеса можно считать рыночную цену ОИС или цену лицензии при передаче этого объекта интеллектуальной собственности для коммерческого использования.

170
Не только каждый из объектов интеллектуальной собственности является оригинальным (по определению), но и условия практического использования результатов творческой деятельности на разных предприятиях тоже, как правило, значительно отличаются друг от друга.
Единая методика не может учитывать всю совокупность особенностей практического использования конкретных объектов интеллектуальной собственности, и на практике обычно проводят расчет обоснованной рыночной стоимости интеллектуальной собственности одновременно по нескольким методикам.
Практически при уточнении цели оценки в каждом отдельном случае разрабатывают индивидуальную для каждого конкретного объекта методологию расчета, которая позволяла бы наиболее полно учесть все ценообразуюшие факторы, влияющие на его рыночную стоимость. Эта методология может учитывать прошлые затраты на создание и приобретение объекта, рыночную конъюнктуру и может быть основана на способности и возможности интеллектуальной собственности приносить дополнительный доход предприятию.
Любая методология оценки, даже самая совершенная, задается только целью — определить цену интеллектуальной собственности в планируемой конкретной сделке.
Конечными результатами оценки в зависимости от обстоятельств вполне могут быть либо обоснованная рыночная цена на предоставляемую лицензию; либо размер компенсации от убытков, понесенных при выпуске контрафактной продукции; либо суммарная величина затрат на создание
(приобретение) объекта интеллектуальной собственности и приведение его в состояние, пригодное для использования на предприятии; либо иное выражение стоимости интеллектуальной собственности, подходящее для данной ситуации и удовлетворяющее целям оценки, поставленным заинтересованными сторонами.
Отсутствие строгой методологии, которая могла бы быть применена при любых обстоятельствах и для всех объектов интеллектуальной собственности, приводит к необходимости давать оценку сразу несколькими различными методами и обосновывать полученный конечный результат как подсчитанный наиболее подходящим к данному случаю методом и наиболее полно отвечающий предъявляемым требованиям.
Для оценки стоимости различных объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов используют, как известно, следующие подходы: