ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НИЖНЕКАМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
IIIВсероссийский конкурс индивидуальных студенческих проектов
«Формула профессионального успеха»
Номинация «Лучший исследовательский проект»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Исследование прав и обязанностейстудента»
Автор: | Л.А. Галкина |
Группа | 442 |
Специальность/профессия | 18.01.01 Лаборант по физико-механическим испытаниям |
Руководитель индивидуального проекта | Г.М. Файзылхакова Мастер производственного обучения |
2022 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть..………………………………………………......5
Глава 2. Практическая часть…………………………………..……………..…15
Заключение…………………………………………..…………………………..16
Список использованной литературы……………..……………………………17
Введение
Сегодня без правовых знаний не прожить, так как каждый человек, начиная с детского возраста, находится в социуме.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед техникумом. Современные студенты должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.
Древние римляне к своим гражданам, совершившим противоправный поступок, связанный с понятием чести, достоинства, моральных норм, в отдельных случаях по решению суда применяли наказание, которое называлось "infamia" - объявление бесчестия, подчеркивая тем самым, что они нарушили главную гражданскую обязанность - быть законопослушными.
Что значит сегодня законопослушание? Термин "законопослушание" не имеет своего самостоятельного значения и используется чаще всего как синоним термина "правомерное поведение", рассматривается большинством исследователей как компонент более широкого явления - "правовой культуры личности".
В работе я использую термин «ребенок», так как студентам, по данным которых я проводила исследование, на момент анкетирования не исполнилось 18 лет.
Цель работы: анализ соблюдения прав и выполнение обязанностей на примере студентов первого курса Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Нижнекамский индустриальный техникум».
Задачи:
-определение правовых гарантий ребенка в области образования.
-выявление соблюдения/нарушения различных прав детей в образовательном учреждении.
-исследование отношения к праву и знания прав, обязанностей, законов субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами.
-анализ представлений детей, родителей и педагогов о возможности защиты прав.
Предмет исследования:соблюдение прав и выполнение обязанностей учащихся.
Объект исследования:субъекты образовательного процесса: студенты первого курса группы 442 по специальности «Лаборант по физико-механическим испытаниям», студенты группы 443 по специальности«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», студенты группы 444 по специальности «Мастер по обработке цифровой информации».
Материалы:
1.Анкеты
2.Литературные источники
Метод:
1.Опрос.
Проблема: соблюдение прав и выполнение обязанностей учащихся.
Гипотеза:Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.
Глава 1. Теоретическая часть
Термин «право» в русском языке имеет двоякое значение: во-первых, употребляемое только в единственном числе, это слово означает совокупность или систему правил поведения, норм, существующих объективно, независимо от того или иного человека, субъекта. Это – объективное право. Но этим же термином обозначается возможность субъекта, человека притязать на что-то, требовать чего-то, пользоваться чем-то. Это – субъективное право, оно не существует в отрыве от человека (или организации), то есть от субъекта, обладателя этого права.
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».
Гражданские права в российском правовом обиходе называют личными правами, поскольку гражданские права обеспечивают личное пространство свободы, положение свободного человека, неприкосновенность личности.
Права обучающихся
Права и обязанности обучающихся определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 33-45), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом общеобразовательного учреждения и иными локальными актами данного учреждения. Так, например,обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:
-на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
-на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,
-на ускоренный курс обучения,
-на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,
-на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,
-на участие в управлении образовательным учреждением,
-на уважение своего человеческого достоинства,
-на свободу совести, информации,
-на свободное выражение собственных мнений и убеждений и другие.
Обязанности обучающихся
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся обязаны:
-соблюдать устав общеобразовательного учреждения,
-добросовестно учиться
-бережно относиться к имуществу учреждения
-уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения,
-выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Гарантии права граждан на образование определены в ст. 3 Закона РФ «Об образовании».
Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования. Государство гарантирует защиту от дискриминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специальных условий для граждан с ограниченными способностями и поддержка наиболее одаренных.
Защита права на образование
В силу возраста студенты, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, например, родители студента при поступлении ребенка на обучение в техникум, знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в техникуме. Родители обладают правом защищать законные права и интересы своих детей. В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.
Проблемы, связанные с правовым статусом обучающегося, касаются, как правило, нарушения его прав, допускаемых администрацией образовательного учреждения (например, неправомерное отчисление обучающегося, невыдача документа об образовании, нарушение порядка взимания платы за дополнительные образовательные услуги и др.) а также возложения на него обязанностей, не предусмотренных законодательством или Уставом образовательного учреждения, или несоблюдение порядка наложения дополнительных обязанностей (например, привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой без его согласия и без согласия его родителей).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
1 сентября – первый курс. Ребенок понимает, что он пришел в техникум, что он вступает во взрослую жизнь. Это большой праздник в его жизни, но и большая ответственность, а это для него сложно. Ответственность ложится не только на плечи студента, это должны прочувствовать родители. Родители понимают, что их ребёнок имеет право получить диплом среднего профессиональногообщеобразования бесплатно, это гарантирует Конституция РФ (статья 43) и закон «Об образовании».
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.Эта статья гласит,что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации». Но большинство из взрослых не знакомы с этим документом, поэтому и отношения складываются не всегда хорошо. Зато в техникуме их знакомят с Уставом техникума, который является учредительным документом Учреждения и основным организационным документом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения. И в общих положениях в п. 1.2. Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Нижнекамский индустриальный техникум» (именуемое в дальнейшем «Техникум»), учреждено решением учредителя, принятым в соответствии с законом РФ «Об образовании», в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности
среднего профессионального образования. Этот документ в обязательном порядке предоставляется родителям, когда они приносят документы в техникум. Тем самым техникум выполняет пункт 4 Статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования.
1. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
2. Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Государство уже позаботилось об интересах детей. И директор техникума говорит, что этот документ надо прочитать родителям очень внимательно. Устав техникума основан наКонституции РФ (статья 43) и закон «Об образовании».
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
В одном из пунктов Статьи 9. О «Мерах по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания» написано, что «В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка».
С Уставом техникума, в котором я учусь можно ознакомиться на сайтетехникума на государственной платформе Электронного образования в Республике Татарстан. В главе 6. Участники образовательных отношений, можно прочитать о правах и обязанностях обучающихся.