Файл: Технология и механизация погрузки выгрузки наливных грузов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутри корпуса резервуара монтируются кольца жесткости, что делает его конструкцию более прочной и жесткой. Габаритные размеры горизонтальных резервуаров даны в таблице 13.1.
Таблица 13.1

Характеристика стальных горизонтальных резервуаров


Тип резервуара

Емкость, м3

Днище

Размеры, мм

Масса, кг

Р-3

3

плоское

1404

2030

321

Р-5

5

1908

662

Р-10

10

плоское

2228

2830

1000

коническое

3310

Р-25

25

плоское

2768

4270

1700

коническое

4830

1800

Р-50

50

плоское

9040

3500

коническое

9600

3700

Р-75

75

плоское

3248

9050

4000

коническое

9720

4200

Р-100

100

плоское

12030

5200

коническое

12700

5600


Горизонтальные резервуары используют для наземного и подземного хранения нефтепродуктов. При наземном способе резервуар устанавливают на две бетонные опоры высотой 1–3 м над уровнем земли.

При подземной установке резервуар заглубляют на 1,2 м и укладывают на песчаную подушку толщиной 200–300 мм. Для резервуаров объемом 5; 10; 25 и 50 м3 допускается укладка непосредственно на грунт (рисунок 13.1).

Для удобства обслуживания наземные резервуары оборудуют металлическими площадками и лестницами, а подземные – смотровыми колодцами.


Рисунок 13.1 – Установка горизонтальных резервуаров: а – наземная; б – на грунт; в – подземная
При больших объемах хранения устанавливают вертикальные стальные резервуары емкостью от 100 до 5000 м3. Легковоспламеняющиеся жидкости с высокой степенью испарения (например, бензин) целесообразно хранить в резервуарах, оборудованных понтонами (рисунок 13.2), 3 отделяющими поверхность жидкости от крыши резервуара. Понтоны изготовляются из металла или синтетических материалов. В нижнем положении понтон 3 опирается на кронштейны 2, укрепленные внутри резервуара 7. Зазор между корпусом резервуара и понтоном герметизируется при помощи кольцевого уплотняющего затвора 4. При наполнении резервуара понтон всплывает до верхнего положения.

Рисунок 13.2 – Вертикальный резервуар с понтоном
В результате потери хранимой жидкости от испарения снижаются на 70–90%. Каждый резервуар должен быть оборудован приборами и устройствами для замера уровня и количества жидкости, поддержания в емкостях необходимого давления или вакуума, обеспечения пожарной и электрической безопасности.
Таблица 13.2

Характеристика стальных вертикальных резервуаров

Емкость, м3

Размеры, мм

Масса, кг

диаметр

высота

1

2

3

4

100

4730

5980

5440

200

6800

7940

300

7580

7450

10570

400

8530

12360

700

10430

8940

17750

1000

11920

23690

2000

15180

11920

48210

3000

18980

66380

5000

29920

1490

96600


Наливные грузы перевозятся в универсальных и специализированных цистернах. По роду перевозимых продуктов железнодорожные цистерны делятся на бензиновые, керосиновые, нефтяные, спиртовые, кислотные, для сжиженных газов и др. Кислоты перевозят в специальных цистернах. Концентрация и состав наливаемых продуктов должны соответствовать требованиям Технических условий на перевозку кислоты.



Битумы перевозят в специализированных бункерных полувагонах с паровой рубашкой, цистернах-термосах и контейнерах.

Жидкие грузы перевозят также и автотранспортом. Для перевозки нефтепродуктов применяются как автомобили-цистерны, так и седельные и прицепные автопоезда-цистерны увеличенной емкости.

Для перевозки битума при температуре до 200° С используют автобитумовозы. При перевозке жидких грузов важно обеспечить их сохранность.

Потери возникают в результате испарения при наливе – сливе и в процессе транспортирования, утечки в неплотности котла цистерны, наливных и сливных устройств, сброса неутилизированных остатков груза в пунктах очистки цистерн.

Средние потери нефти при перевозках составляют более 0,6 т. на одну цистерну (примерно в 20 раз больше норм естественной убыли).

Наряду с количественными имеют место и качественные потери. В результате интенсивного вентилирования газовоздушного пространства через неплотности колпака цистерны происходит испарение и вынос в атмосферу наиболее ценных легких фракций грузов.

Особые требования предъявляются к цистернам для перевозки опасных наливных грузов – аммиака, сернистого ангидрида и хлорида, акролеина, гептила, диметилдихлорсилана, метилтрихлорсилана, нитрилакриловой кислоты, сероуглерода, уксусного альдегида, этилового эфира.

Такие цистерны, кроме соответствующего технического оснащения, должны иметь отличительную окраску котла и отличительные цветные полосы, а также трафареты и знаки опасности согласно требованиям Правил перевозок.
13.3 Технология и механизация налива, слива и перекачки жидких грузов
На складах жидких грузов выполняют слив поступающих грузов из железнодорожных или автомобильных цистерн, перекачивание жидкостей, подача их в цехи-потребители, разлив жидких грузов в мелкую тару.

Различают пять схем налива и слива жидких грузов (рисунок 13.3). Самотечный налив цистерн из резервуара (рисунок 13.3, а) применяют, если резервуар 4 нефтехранилища выше верхней отметки наливного устройства 1, подающего жидкость в цистерны 2. Перепад высот должен обеспечивать преодоление гидравлических сопротивлений в трубопроводах 3 и наливных устройствах 1.

При расположении резервуара на одном уровне с наливными устройствами или ниже их применяют принудительный налив цистерн при помощи центробежных или поршневых насосов. Жидкость может подаваться непосредственно из резервуара в цистерны или через промежуточный буферный резервуар (рисунок 13.3, б). Применение буферного резервуара позволяет применять насосы с меньшей подачей и ускорять процесс налива жидких грузов. Минимальная емкость V
б, л, буферного резервуара определяется по формуле:

, (13.1)

где i1, 2, ..., k – число типов загружаемых цистерн;

qi – вместимость одной цистерны i-й группы, л;

ni – число однотипных цистерн i-й группы;

Пн – эксплуатационная производительность насоса при подаче i-го груза, л/ч;

ti – время, затрачиваемое на заполнение цистерны i-й группы, ч.

Открытый самотечный слив жидких грузов (рисунок 13.3, в) осуществляют через нижние сливные приборы 1 цистерн в переносные лотки 2, а затем через желоб, обычно расположенный между рельсами пути, в резервуар 3. Из него по отводной трубе 4 жидкость самотеком (или насосом) подается в резервуар 5. Во избежание загрязнения жидкости применяют закрытый самотечный слив.

При этом сливные приборы цистерн соединяют гибкими рукавами с коллектором и трубопроводом, уложенным в грунте. Уклон трубопровода к отводной трубе не менее 1/200. Вакуумный слив жидких грузов с использованием сифона (рисунок 13.3, г) применяют для цистерн, не имеющих нижних сливных приборов. Через верхний люк в цистерну вводят гибкий рукав 1 с всасывающим патрубком на нижнем конце. Вакуумным насосом 7 через воздушный коллектор 4 создается разряжение в основных рабочих коллекторах 2 и 3. Жидкость под давлением атмосферного воздуха из цистерн поступает в сливные коллекторы 5 и 6. По отводной трубе 8 жидкость подается в промежуточный резервуар 9 или насосом 10 в резервуары постоянного хранения. Промежуточный резервуар позволяет уменьшить требуемую подачу насоса и потребляемую им мощность.

Принудительный слив жидких грузов при помощи погружного насоса (рисунок 13.3, д) применяют также для цистерн, не имеющих нижних сливных приборов. К корпусу насоса 1 присоединяют напорный трубопровод 2 и далее по трубопроводу 3 жидкость подается в резервуар 4. Управление насосом дистанционное, с пульта. Система нижнего слива цистерн имеет преимущества перед системой верхнего слива, так как уменьшаются потери от испарения и сокращаются остатки груза после слива. Продолжительность разгрузки цистерны вместимостью 60 м3 – от 8 до 10 мин.


Рисунок 13.3 – Схемы налива и слива жидких грузов:

а самотечный налив из резервуара; б принудительный налив с помощью насоса; в
самотечный слив; г вакуумный слив сифоном; д принудительный слив насосом.
Пункты налива и слива обычно оборудуют эстакадами галерейного и стоякового типов. Большинство эстакад обслуживают два железнодорожных пути и называются двусторонними. Наливная эстакада галерейного типа (рисунок 13.4) имеет открытую или закрытую галерею на портале, расположенном между железнодорожными путями. На площадке галереи размещены коллекторы с запорными вентилями. Коллекторы соединены с заливными горловинами гибкими рукавами, вставляемыми в верхние люки цистерн рабочими, которые перемещаются по галерее.

Рисунок 13.4 – Наливная эстакада галерейного типа
В наливных эстакадах стоечного типа (рисунок 13.5) между железнодорожными путями с интервалами в 6 м устанавливают стояки 8 с поворотными стрелами 11. На них размещен центральный паропровод 9 и разводящие трубы 10, на которых имеются штуцеры 12 для присоединения гибких рукавов разогревающего устройства.

Откидные мостики 6 используют рабочие при открытии и закрытии верхних люков цистерн. При верхнем сливе внутрь цистерны вводят гибкий рукав 5, который соединен с всасывающим трубопроводом 7. Для нижнего слива предназначен центральный коллектор 13, имеющий двойные стенки для подогрева жидких грузов паром. При сливе грузы поступают в сборный коллектор и далее через решетку 3 по трубопроводу в буферный резервуар 1, откуда насосом подаются в резервуары длительного хранения.

Массу жидкости в цистерне устанавливают методом определения объема продукта с последующим переводом в единицы массы. Для всех типов цистерн есть специальные таблицы определения объема в зависимости от уровня жидкости с шагом 1 см.

Минимальная вместимость Vсл, л, сливного резервуара определяется по формуле:
, (13.2)

где – общая вместимость поданных под слив цистерн, л;

Пн – эксплуатационная производительность насоса, л/ч;

Тн – длительность работы насоса по перекачке нефтепродуктов из буферного резервуара в резервуарный парк, ч.