Файл: Д. С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Возникновение русской литературы

            Д.С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией.

            Фольклор родового общества обслуживал весь народ. В доклассовом обществе он не мог быть классовым. Этот фольклор был по существу единым. С переходом к классовому обществу, единство фольклора было нарушено.

            Архаические формы фольклора (заговоры, заклинания, обрядовые песни, мифы, легенды) еще долго могли продолжать обслуживать весь народ в целом.

            Однако наиболее передовые формы УНТ – исторический эпос, трудовые песни, – уже не могли в одинаковой мере обслуживать и эксплуататоров и эксплуатируемых, политическое мировоззрение которых было различным.

            Одна из основных черт УНТ – его коллективность – не могла поддерживаться господствующим классом, так как коллективность вела к народности. Решительную роль в УНТ играло большинство. Господствующий класс всегда составлял меньшинство и не мог полностью контролировать УНТ.

            Понадобилось возникновение новой формы творчества – литературы, отвечающей запросам господствующего класса. Феодалы выступили главным образом как заказчики и слушатели новых произведений.

            Исполнителями воли феодала оказывались очень часто представители трудового народа и выходцы из трудового народа.Однако постепенно они получали профессиональные навыки и отрывались от народа, поскольку были материально зависимыми от своего нанимателя, более того, они подпадали под влияние тех, кто их нанимал.

            Д.С. Лихачев отмечает, что этот процесс отмирания УНТ в среде феодального класса был процессом очень длительным. Как говорит исследователь, он определился очень рано, но не завершщился полностью и к XVII веку.

            Однако еще до того, как этот процесс привел к сколько-нибудь осязательным результатам, в среде феодалов появился конкурент УНТ – художественное творчество, письменное – литература.

            В конце X – начале XI века, по словам Д.С. Лихачева, феодалы особенно нуждались в идеологическом оправдании своего господства, нуждались в создании литературных произведений, пронизанных своей идеологией. Таким образом,  появление феодальной литературы – результат классовой дифференциации общества на известной ступени (высокой ступени) его развития.


  1. Важнейшими особенностями древнерусской литературы считаются:

            а) Ее рукописный характер. Рукописи писались на дорогом материале – пергаменте, изготовлявшемся из телячьих шкур, особым образом выделанных. Он был доступен только состоятельным людям. Работа над рукописями продолжалась очень долго, отличалась кропотливостью. Иногда работа начиналась одним, а продолжалась другим писцом. Книги сшивались, листы сшивались и помещались в деревянный переплет. Переплет и сама книга облекались в специальные оклады, изготовляемые из золота, парчи, серебра.

            В XIV в. пергамент заменили бумагой, в середине XVI в. возникает книгопечатание. Рукописи книг, как правило, хранились в монастырях. Сохранилось большое количество церковных, а не светских книг. Образованные люди находились в монастырях.

            б) Анонимность произведений. Сведения об авторах явно недостаточны. Если при изучении новой литературы можно использовать биографические сведения, то в случае с древнерусской литературой эти сведения ограничены.

            в) Произведения, как правило, существовали в нескольких вариантах, списках, изводах. Переписчики могли выступать в роли редакторов и соавтров. Они могли придать произведению иную идейную направленность, просто допустить ошибки при переписывании.

            г) Историзм литературы. Героями по-преимуществу были исторические личности. Героями произведений выступают князья, правители государства. Однако в разные периоды литературы древнерусской это понятие может трансформироваться, скажем, в XVIII веке.

            д) Важно отметить и то обстоятельство, что древнерусская литература еще была несамостоятельной областью общественного сознания. Она была очень тесно связана с религиозными представлениями, с зачатками научных и философских представлений, с УНТ.

            С этим связано то обстоятельство, что художественность существует как бы подспудно и в мирской, и в церковной литературе. Тем самым, литература выполняет не только собственно-художественные, но и деловые функции.

3. В.В. Кусков[2] дает периодизацию древнерусской литературы.

1. Литература древнерусского государства XI – пер. пол. XIII в. – литература Киевской Руси

2. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (вторая пол. XIII – пер. пол. XV в.)



3.Литература периода создания и развития централизованного русского государства (XVI - XVII вв.)

4. Стиль «монументального историзма» в древнерусской литературе.

Преобладающим и всеохватывающим стилем в летописании XI-XII вв., а также и во всей литературе этого периода является стиль монументального историзма.

В этом стиле проявляется стремление древнерусских книжников судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования. Поэтому авторы XI-XIII вв. стремятся изображать только самое крупное и значительное.

Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических.

Это стиль, в пределах которого все наиболее значительное и красивое представляется монументальным, величественным, воспринимается как бы с высоты птичьего полета.

Летописцы (так же как и авторы житий или похвальных слов и поучений) смотрят на мир как бы с большого удаления. В этот период развито панорамное зрение, стремление сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга географические пункты. В летописях действие перебрасывается из одного места в другое, находящееся на противоположном конце Русской земли. Рассказ о событиях в Новгороде сменяется рассказом о событиях во Владимире или Киеве, далее упоминаются события в Смоленске или Галиче и т. д. Такая особенность летописного повествования объясняется не только тем, что в летописи обычно соединяются различные источники, написанные порой в различных пунктах Русской земли. Особенность эта соответствует духу повествования того времени. Она присуща не только летописи, но и «Поучению» Владимира Мономаха, и Киево-Печерскому патерику, и житию Бориса и Глеба, и «словам» или поучениям. Вместе с тем монументализм XI-XIII вв. имеет одну резко своеобразную черту, отличающую его от наших современных представлений о монументальном как инертном, тяжелом, неподвижном. Монументализм в древнерусской литературе был связан с совершенно противоположными качествами, в частности с быстротой передвижения на больших географических пространствах. Герои произведений совершают переходы, перемещаются со своими дружинами из одного города в другой, из одного княжества в соседнее.

Историзм монументального стиля выражался в особом пристрастии к исторической теме. Древнерусские писатели стремились писать не о вымышленном, а об исторически бывшем, и когда описывали что-либо фантастическое (например, чудеса), то и сами по большей части верили в них и стремились внушить читателям, что те или иные события происходили в действительности. Литература того времени не знает (или точнее сказать: считает, что не знает) ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий.


Кроме того, книжники пытались всякое историческое событие или действующее лицо связать с другими, столь же историческими событиями или лицами — напомнить о предках князя, его «отцах» и «дедах», сравнить героя или событие с подобными героями или событиями, известными им из византийских хроник или библейских книг, искать и находить аналогии всему, что происходило в этом огромном и едином по своим основным закономерностям мире.

 5. Завершение борьбы с монголо-татарами и подъем национального самосознания. Расцвет культуры, возрождение национальных традиций. «Второе южнославянское влияние». Предвозрожденческие тенденции в литературе конца XIV – XV веков. Интерес к психологии человека.

Цикл повестей о Куликовской битве. Историческая основа и литературный ориентир «Задонщины». Черты сходства и различия со «Словом о полку Игореве», причины обращения к памятнику XII века. Жанровое своеобразие произведения. Пространственно-временная организация «Задонщины», фольклорные образы.

Агиографическая литература Предвозрождения. Стиль «плетения словес». Изменение житийного канона. Творчество Епифания Премудрого. Изобразительно-выразительные языковые средства в «Житии Стефана Пермского». Изображение святого и отрицательного персонажа. Композиционная структура произведения. Новый подход к оцениванию жизни святого и совершаемых им чудес. Традиционное и новаторское в «Житии Сергия Радонежского». Возникновение легендарных сказаний, их жанровая специфика. Вымысел и «документальность» цикла сказаний об Иоанне Новгородском.

Распространение светских повестей. Переводная беллетристика XV века. История создания «Повести о Дракуле», жанровые и композиционные особенности текста. Образ главного героя. Функционирование «Повести о Дракуле» в литературе XVI – XVII веков.

Появление хождений нового типа. Автобиографичность «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Связь с жанровыми образцами прошлых столетий. Цели путешествия купца. Образ Индии, его сопоставление с предшествующей литературной традицией. Тема Родины в произведении, лиричность памятника.

6.

7.  XVII в. – век перехода к литературе Нового времени.
Процесс демократизации литературы сказался не только в изменениях и эволюции традиционных жанров ДРЛ, но и в возникновении новых.
Бытовая повесть отражает наиболее ярко те изменения, которые произошли в сознании человека
, в его частной жизни. Для повести характерен конфликт личности со средой, жалобы личности на свою долю, вызов общественным порядкам, иногда – страх перед миром, беззащитность, вера в судьбу и первые попытки противостоять судьбе, исправить несправедливость. Демократическая литература стремится к полному разоблачению и обнажению всех язв действительности. Рост самосознания автора был только одним из симптомов осознания в литературе ценности человеческой жизни. Герои литературных произведений «спускаются на землю». Рост бытового начала связан с ростом изобразительности в литературе. Появляется и пейзаж, прикрепленный к определенной местности и имеющий национальный характер. В речах действующих лиц дается мотивировка их поступков, описывается их душевное состояние, их мысли – в предписанных литературным этикетом формах.
Демократическая сатира противопоставлялась литературе официальной и была представлена жанром сатирической повести, многообразной в тематическом отношении. Тематика сатирических произведений свидетельствовала, что сатира была тесно связана с исторической действительностью, обличала конкретные пороки и социальные явления. Темы сатирической повести:
– неправедный суд, судебные тяжбы феодалов, неправедно присвоивших себе крестьянские земли, несправедливый и продажный суд («Повесть о Шемякином суде»);
– тунеядство и неспособность к труду («Повесть о Фоме и Ереме»);
– корыстолюбие и стяжание власть имеющих, социальное неравенство («Азбука о голом и небогатом человеке»);
– внешнее благочестие («Сказание о Куре и Лисице»), нравственная распущенность духовенства и купечества («Калязинская челобитная»).
Бытовая и сатирическая повесть выросла на почве русской действительности и явилась результатом роста классового самосознания демократических городских слоев населения. Ее появление свидетельствует об утрате церковью своего былого авторитета во всех сферах человеческой жизни.
Для изображения безымянных героев повести характерно широкое художественное обобщение, правда, герои пока еще лишены индивидуальных черт.
 7. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской:заимствовала жанры, перерабатывалась и «смешивалась» с русским фольклором Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.