Файл: Д. С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
7. В РЛ с нач 30-50х гг – период становления К, который становится господствующим. К – достойный наследник эпохи Возр-я: строгость, отсутствие мистики, античные мотивы и тп. Первый лит-й труд о К 1851 итал. ученый Юл Цезарь Скрибет. Просуществовал примерно 300 лет. Расцвет К – Франция (Людовик 14) 2ая полов. 17 в.
Философская база К.
Воззрение фр. Философа Рене де Карт – «картезианство» - учение о разуме как универсальном регуляторе между человеком и мире (рационализм). Разум – всемогущ и является первопричиной всех вещей (божественный разум), значит, и человеческий разум всемогущ. Идея выше материи, разум – чувства, идеал – воплощения его в жизни.
В произведениях конструировали идеалы людей, отношений, государства. Для них идеал – абсолютная монархия, которую строил Л14. вскоре кл-ты разочаровались в Л14, но это не отвергло их мечты об идеальном монархе, который не заботится о себе.
Черты классицизма:
-
отличается пафосом гражданственного служения: идеальный человек – послушный обыватель или герой, способный пожертвовать личными интересами ради государства (общее выше частного). В конфликте между чувством и разумом побеждает последнее. Если иначе – подвергается осмеянию (комедия), неодобрению ( трагедия). -
такое отношение к человеку породило 2 особенности: принижение личного начала (1 менее выжжен, чем коллектив); отсутствие категории лирического героя (автор изображает себя). ЛГ воспринимается либо как служитель добра, либо как посыльный зла (полутонов нет: либо плохой, либо хороший). -
кл-ты не страдали от упрощения человеческой природы, тк чем проще изложение, тем лучше можно донести мысль. Дидактизм и назидательность для просвещения людей и исправления недостатков. -
они не знакомы с понятием «историзм», пэ их обращение к истории является декоративным (не достоверно), обращаясь к истории, чаще всего, говорят о настоящем. Для них исторический процесс цикличен, те он идет по кругу (все возвращается на места свои), а люди не меняются. \жанровое мышление – жанр диктует писателю эмоциональный настрой, те кл-ты установили нормы на все жанры: ода – радостная, на победу, воодушевляет; элегия- грусть; трагедия – печаль, катарсис. Личные ощущения автора не имеют значения, подчиняются чертам жанра.
Особенности русского К:
-
Изначально К поздней просветительской теории (развитой обогащенный просветительской идеологии) -
повышенный интерес к национальной истории (эпопеи, трагедии раскрывают русскую историю), повышенный патриотизм. -
традиционный конфликт между чувством и долгом стал неактуален в России, пэ он трансформировался в конфликт между государем и обществом. -
русская трагедия была сильно политизирована ( оппозиционная окраска) -
не был никогда хвалебным, угодлив власти, очень редко возникают сатирические произведения. Требовали смягчить помещичий гнет, хорошего отношения к крестьянам, просвещения простого народа (оппозиция власти) -
русский К был более демократичным, не отказывается от Ф-ра, не избегали просторечия, народных вставок (диалектизмов, идеале и тп), пэ более эмоционален и демократичен.
30-е-50-е годы 18 века - появление классицизма. Это появление закономерно, и на определенном этапе прогрессивно для русского литературного процесса. Рус. классиц. тесно связязан с западным. Первоначально это направление возникло во Франции, в середине 17 века. Идеологом к. Был Декарт. В России он появился именно тогда, когда стал соответствовать по своей идейной направленности основным задачам исторического развития. Философия Декарта – деизм: мышление первично, материя вторична («Подражание природе, следуя разуму»). Основные идеи классицизма - это гражданский пафос, сатирико-обличительные линии, проповедь общегосударственных идей, просветительская тенденция. В основе к. Как литературного явления лежит такой принцип оценки жизненных явлений, чтобы «мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего». «Образы без лиц», типичные собирательные образы. Характер, изображенный к - ми должен был быть однолинейным и неизменным при любых обстоятельствах. Единство времени, места, действия «вне пространства и времени». Мысль, а не чувство обеспечивает познание действительности. Строгая жанровая и стилевая регламентация, стеснявшая творческую свободу писателя. Классич. трагедия - не драма действия, а драма разговоров. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА: 1. культ государства, 2. в основе творческого метода – восприятие действительности с точки зрения разума абстрактного – отвлеч. хар-ра (сатира). 3. строгая нормативность жанров и стилей, 4. изображая хар-ры, не стремились через общее передать индивидуальное, 5. идеи просвещенного абсолютизма (Россия – образ Петра. Борьба за нац. госуд-ть и нац. культуру), 6. простота и ясность языка, 7. культ разума. Отличительные черты русского к.:1)Наиболее отчетливо выраженный гражданско-патриотический пафос,2)Ярко выраженная сатирико-обличительная тенденция,3)связь с фольклором. Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них относится к 30-50-м годам(Кантемир, Ломоносов, Сумароков). Это
становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. Второй этап падает на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности. Каждое крупное литературное направление, сходя со сцены, продолжает жить в более поздней литературе. Классицизм завещал ей высокий гражданский пафос, принцип ответственности человека перед обществом, идею долга, основанного на подавлении личного, эгоистического начала во имя общих государственных интересов.
8. Основные периоды русского классицизма Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем: 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович) 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов) 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).