Файл: Д. С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, греки и морава. Слава звенит в Киеве, ее поют девицы на Дунае. Она вьется через море, пробегает пространство от Дуная до Киева. Отдельные отрывки из слав как бы звучат в «Слове»: и там, где автор его говорит о Бояне, и там, где он слагает примерную песнь в честь похода Игоря, и в конце «Слова», где он провозглашает здравицу князьям и дружине. Слова славы то тут, то там слышатся в обращении к русским князьям, в диалоге Игоря с Донцом («Княже Игорю, не мало ти величия...», «О, Донче! не мало ти величия...»). Наконец, они прямо приводятся в его заключительной части: «Солнце свътится на небесе, — Игорь князь въ Руской земли».
Славы, в противоположность плачам, были очень тесно связаны с княжеским бытом, и эта связь постоянно заметна в «Слове». Славу поет князьям Боян под звон какого-то струнного инструмента; славу поют князьям девицы и иноземцы. Славы, по-видимому, исполнялись по-разному, но пелись они всегда князьям в определенной обстановке (пир в гриднице, возвращение князя в родной город и т. п.).
Итак, «Слово» очень близко к плачам и славам (песенным прославлениям). И плачи, и славы очень часто упоминаются в летописях XII-XIII вв. «Слово» близко к ним и по своей форме, и по своему содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава.
1.
2. Периодизация литературы XVIII века. Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований. «Новая» русская литература завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. Рост интереса русских писателей XVIII века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в искусстве. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на человека среды, внешних обстоятельств. В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития: Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира. Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка (предклассицизм). Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) – эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма). Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.
3.
4.
5. люб лирика
Уже в XVII в. встречаются в русской литературе первые попытки выразить в стихах страдания сердца, измученного любовью. Теперь, в XVIII в., эти опыты встречаются все чаще и чаще. В рукописных собраниях, рядом с виршами старого склада, теперь в большом числе попадаются нам эти стихотворные излияния, чаще всего без обозначения имени их творца. Зарождавшаяся галантность в отношениях между мужчинами и женщинами высшего, более образованного, сословия особенно способствовала этой лирике. «Самая нежная любовь, только подкрепляемая нежными и любовными и в порядочных стихах сочиненными песенками, – говорит Болотов, – тогда получила первое только над молодыми людьми свое господствие, и помянутых песенок было не только еще очень мало, но они были в превеликую еще диковинку и, буде, где какая проявится, то молодыми боярынями и девушками с языка не была спускаема».
Оттого-то и российский матрос Василий, и дворянин Александр, и его друг Владимир так любили щеголять «ариями». В начале XVIII в. таким кавалером, прибегавшим к чарам поэзии, был известный победитель женских сердец камергер Монс, за свои любовные похождения заплативший жизнью. За незнанием русской грамоты он писал русские стихи немецкими буквами. Вот одно из его произведений:
Ах, что есть свет и в свете! ах, все противное!
Не могу жить, ли умерти. Сердце тоскливое.
Долго ты мучилось! Нет упокоя сердцу!
Купидон, вор проклятый, вельми радуется, –
Пробил стрелою сердце; лежу без памяти...» и т. д.
Как видно из настроения этих стихов, любовные страдания Александра вполне умещались в пределах этого чувства. И, конечно, можно смело утверждать, что вообще приподнятое настроение героев петровской повести вполне отвечало действительным чувствам того времени. Иностранцы, описавшие нашу жизнь начала века, придворную и городскую, говорят нам о той любовной атмосфере, которою наслаждалось русское общество, освобожденное от оков Домостроя.
Секретарь Монса, Столетов, тоже был чувствительный стихотворец, – от него осталось немало стихов, вроде следующих:
О, коль тягостно голубю без перья летати –
Столь мне без друга мила тошно пребывати!
И теперь я, младенка, в слезах унываю,
Что я друга сердечна давно не видаю.
Подобные же стихи писала еще Елизавета Петровна
, когда, далекая от трона, она жила сердечными привязанностями:
...Я не в своей мочи огнь утушить,
Сердцем я болею, да чем пособить?
Что всегда разлучно
И без тебя скучно!
Легче б тя не знати,
Нежель так страдати
Всегда по тебе!.. – и т. д.
В сборниках XVIII в., рядом с народными песнями и кантами, много анонимных любовных песен такого рода.
Кроме таких восторженных стихов, встретим мы и грустные, полные жалоб на «фортуну-разлучницу», на людей, на неверность милой. Все эти нескладные произведения – и разобранные повести, и приведенные стихи без размера, смесь виршей, народной песни и монолога из любовного романа – ценнее для нас, чем те книжные искусственные произведения, которые написаны «по правилам» поэтики и которые, к сожалению, до сих пор в наших историях литературы совершенно закрывают собою то оригинальное творчество, которое росло и пробуждалось именно в этих детских попытках выразить словами музыку своей души, взволнованной новыми ощущениями!
6. В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.
Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.
Бассевич, один из современников, близких к Петру, писал: "Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения. Это обусловило создание общедоступного театра. Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха.
При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание - "Комедиальная храмина". Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I. Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов. Тем не менее именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи- служить делу государственного строительства России. В эту пору складывается ранняя русская драматургия-часть новой светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, - правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный. В петровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы. Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиваться в формах любительского театра, театра городских "низов. Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра. Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители - представители демократической интеллигенции.
Славы, в противоположность плачам, были очень тесно связаны с княжеским бытом, и эта связь постоянно заметна в «Слове». Славу поет князьям Боян под звон какого-то струнного инструмента; славу поют князьям девицы и иноземцы. Славы, по-видимому, исполнялись по-разному, но пелись они всегда князьям в определенной обстановке (пир в гриднице, возвращение князя в родной город и т. п.).
Итак, «Слово» очень близко к плачам и славам (песенным прославлениям). И плачи, и славы очень часто упоминаются в летописях XII-XIII вв. «Слово» близко к ним и по своей форме, и по своему содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава.
1.
2. Периодизация литературы XVIII века. Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований. «Новая» русская литература завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. Рост интереса русских писателей XVIII века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в искусстве. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на человека среды, внешних обстоятельств. В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития: Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира. Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка (предклассицизм). Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) – эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма). Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.
3.
4.
5. люб лирика
Уже в XVII в. встречаются в русской литературе первые попытки выразить в стихах страдания сердца, измученного любовью. Теперь, в XVIII в., эти опыты встречаются все чаще и чаще. В рукописных собраниях, рядом с виршами старого склада, теперь в большом числе попадаются нам эти стихотворные излияния, чаще всего без обозначения имени их творца. Зарождавшаяся галантность в отношениях между мужчинами и женщинами высшего, более образованного, сословия особенно способствовала этой лирике. «Самая нежная любовь, только подкрепляемая нежными и любовными и в порядочных стихах сочиненными песенками, – говорит Болотов, – тогда получила первое только над молодыми людьми свое господствие, и помянутых песенок было не только еще очень мало, но они были в превеликую еще диковинку и, буде, где какая проявится, то молодыми боярынями и девушками с языка не была спускаема».
Оттого-то и российский матрос Василий, и дворянин Александр, и его друг Владимир так любили щеголять «ариями». В начале XVIII в. таким кавалером, прибегавшим к чарам поэзии, был известный победитель женских сердец камергер Монс, за свои любовные похождения заплативший жизнью. За незнанием русской грамоты он писал русские стихи немецкими буквами. Вот одно из его произведений:
Ах, что есть свет и в свете! ах, все противное!
Не могу жить, ли умерти. Сердце тоскливое.
Долго ты мучилось! Нет упокоя сердцу!
Купидон, вор проклятый, вельми радуется, –
Пробил стрелою сердце; лежу без памяти...» и т. д.
Как видно из настроения этих стихов, любовные страдания Александра вполне умещались в пределах этого чувства. И, конечно, можно смело утверждать, что вообще приподнятое настроение героев петровской повести вполне отвечало действительным чувствам того времени. Иностранцы, описавшие нашу жизнь начала века, придворную и городскую, говорят нам о той любовной атмосфере, которою наслаждалось русское общество, освобожденное от оков Домостроя.
Секретарь Монса, Столетов, тоже был чувствительный стихотворец, – от него осталось немало стихов, вроде следующих:
О, коль тягостно голубю без перья летати –
Столь мне без друга мила тошно пребывати!
И теперь я, младенка, в слезах унываю,
Что я друга сердечна давно не видаю.
Подобные же стихи писала еще Елизавета Петровна
, когда, далекая от трона, она жила сердечными привязанностями:
...Я не в своей мочи огнь утушить,
Сердцем я болею, да чем пособить?
Что всегда разлучно
И без тебя скучно!
Легче б тя не знати,
Нежель так страдати
Всегда по тебе!.. – и т. д.
В сборниках XVIII в., рядом с народными песнями и кантами, много анонимных любовных песен такого рода.
Кроме таких восторженных стихов, встретим мы и грустные, полные жалоб на «фортуну-разлучницу», на людей, на неверность милой. Все эти нескладные произведения – и разобранные повести, и приведенные стихи без размера, смесь виршей, народной песни и монолога из любовного романа – ценнее для нас, чем те книжные искусственные произведения, которые написаны «по правилам» поэтики и которые, к сожалению, до сих пор в наших историях литературы совершенно закрывают собою то оригинальное творчество, которое росло и пробуждалось именно в этих детских попытках выразить словами музыку своей души, взволнованной новыми ощущениями!
6. В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.
Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.
Бассевич, один из современников, близких к Петру, писал: "Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения. Это обусловило создание общедоступного театра. Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха.
При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание - "Комедиальная храмина". Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I. Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов. Тем не менее именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи- служить делу государственного строительства России. В эту пору складывается ранняя русская драматургия-часть новой светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, - правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный. В петровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы. Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиваться в формах любительского театра, театра городских "низов. Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра. Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители - представители демократической интеллигенции.