ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа
«Школа грации»
Разработана на основе парциальной программы Алямовской В.Г.
«Здоровье»
Составитель:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы
1. Пояснительная записка
2. Концептуальные основы построения и реализации Программы
2.1. Основополагающие принципы
2.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего
дошкольного возраста
3. Содержание программы
3.1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми
3.2. Мониторинг освоения детьми программного материала
3.3. Требования к уровню подготовки воспитанников
Список литературы
Приложения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | «Школа грации», программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста |
Основание для разработки Программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013; - Алямовская, В. Г. Программа «Здоровье»; - Устав МБДОУ |
Составители Программы | |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
Цель Программы | Повышение эффективности процесса физического развития детей старшего дошкольного возраста средствами корригирующей и художественной гимнастики |
Задачи программы |
|
Планируемые результаты | Дети на достаточном уровне овладеют
|
Срок реализации Программы | |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МБДОУ «Детский сад» и родительской общественностью.
|
Механизм реализации Программы | Администрация ДОУ: - анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы, - вносит предложения по ее корректировке, - осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы. |
Краткая характеристика Программы | Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость. Содержание программы направлено на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков, а также развитие двигательных способностей в области корригирующей и художественной гимнастики. |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье – сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. На сегодняшний день в дошкольном возрасте очень мало здоровых детей. За последние годы состояние их здоровья прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Одним из основных направлений образовательного процесса МБДОУ «Детский сад», является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приемов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учетом современных требований привел к организации данного кружка. Занятия будут проводиться с включением элементов корригирующей и художественной гимнастики.
Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – общеукрепляющие упражнения, способствующие правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривают решение таких задач, как:
- укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;
- профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;
- укрепление мышц брюшного пресса;
- предупреждение вторичных отклонений.
Художественная гимнастика - самый подходящий вид спорта для физического и эстетического развития девочек, воспитывающая у них эмоциональную восприимчивость к музыке и непосредственное воплощение ее в движении, развивающая гибкость, координацию, музыкальность, силу и выносливость.
Программа «Школа грации» разработана на основе авторской программы В.Г. Алямовской «Здоровье» (рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации) и направлена на укрепление здоровья детей, улучшение их общей физической подготовленности, удовлетворение биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков, а также развитие двигательных способностей в области корригирующей и художественной гимнастики.
Целью программы является повышение эффективности процесса физического развития детей средствами корригирующей и художественной гимнастики.
Для ее достижения необходимо решение таких задач, как:
1. Овладение спортивными атрибутами (лентой, обручем, мячом) и техникой выполнения упражнений с ними.
2. Овладение гимнастическими композициями с проявлением элементов творчества, смелости, демонстрацией достигнутых результатов гибкости, растяжки, координационных способностей на культурно-досуговых мероприятиях.
Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:
дети на достаточном уровне овладеют:
1. техникой выполнения упражнений с предметами (лентой, обручем, мячом);
2. навыками выполнения гимнастических композиций.
Программа «Школа грации» рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста.
Формирование групп осуществляется на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, состояния их здоровья.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с октября по май месяц включительно.
Учебный план
Таблица №1
№ п/п | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | 2/8 | 60/240 | фронтальная |
Итого в год | 72 | 2160 | |
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- выступление на праздниках и развлечениях ДОУ;
- соревнования (личное первенство).
Выступления проводятся с целью показа родителям достижений воспитанников, знакомства детей с художественной гимнастикой, способствуют эстетическому воспитанию и зрителей и участников.
Соревнования проводятся с целью подведения итогов работы за тот или иной период, выявления степени психологической и технической подготовленности детей на данном этапе. Данная форма работы имеет не только воспитательное значение, но и является пропагандой гимнастики среди детей.
2.1. Основополагающие принципы
Концепция программы построена на основных педагогических принципах и психофизических особенностях детей старшего дошкольного возраста. Направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их физического развития.
Принцип системности и последовательности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы. Частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
Принцип динамичности предусматривает интеграцию программы в разные виды деятельности.
2.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Этот возраст характеризуется активизацией ростового процесса. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя не только движения, но и речь.
С целью успешной реализации программы необходимо выполнение следующих рекомендаций:
- учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности;
- учитывать группу здоровья;
- учитывать нагрузку и дозировку упражнений;
- использовать игровые ситуации и приемы;
- каждый новый комплекс предлагать детям в зависимости от усвоения предыдущего (возможно варьирование, дополнение)
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Программа обеспечивает развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков, способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном достижении своих результатов, создает оптимальные условия (специфические для дошкольников) для реализации творческой активности.
Смена видов деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует их, снимает напряжение. Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость.
Принимая во внимание необходимость серьезной индивидуальной работы с детьми, распределение учебного материала можно считать условным.
Распределение учебного материала
Таблица №2
№ п/п | Содержание | Количество занятий |
1. | Строевые упражнения | 3 |
2. | Элементы хореографии | 4 |
3. | Сочетание различных видов ходьбы, бега, прыжков | 3 |
4. | Ритмические задания | 4 |
5. | Танцевальные соединения | 4 |
6. | Музыкальные игры | 2 |
7. | Общеразвивающие корригирующие упражнения | 24 |
8. | Специальные игры на согласование движений с музыкой | 4 |
9. | Упражнения с мячом | 6 |
10. | Упражнения с обручем | 8 |
11. | Упражнения с лентой | 6 |
12. | Упражнения у опоры, без опоры | 4 |
Итого в год: | 72 |
Занятия проводятся эмоционально с использованием йоги для детей, игр с предметами специальной направленности, музыкальных игр, что позволяет дольше поддерживать интерес детей и повышает эффективность выполнения упражнений.
Процесс разучивания упражнений можно условно разделить на три взаимосвязанные фазы:
- создание представления об упражнении;
- разучивание упражнения;
- закрепление двигательного навыка.
Для создания предварительного представления применяется ряд приемов:
- название упражнения и его показ;
- объяснение техники выполнения;