ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- показ наглядных пособий;
- повторный показ упражнения.
В занятиях с детьми дошкольного возраста можно прибегать к названиям упражнений, вызывающим образные представления (пружинящий наклон туловища вперед - «окунание»).
Показ упражнения должен быть технически точным и выразительным по характеру. По ходу выполнения упражнений даются дополнительные указания, помогающие детям быстрее их осваивать.
При разучивании упражнений дети получают лишь общее представление о технике упражнения. Затем в процессе разучивания они уточняют полученное представление и постепенно овладевают его техникой. Показанные упражнения вначале воспроизводят в замедленном темпе и лишь по мере его освоения постепенно доводят до требуемого. Для уточнения линий движения применяют способ фиксации движения. В момент фиксации педагог проверяет правильность положения рук и туловища в данном движении. В занятиях с детьми ошибки очень часто возникают из-за недостаточного развития физических качеств. Если гибкость у детей обычно бывает достаточной, то сила и выносливость отстают от их координационных возможностей.
Поэтому сложность разучиваемых элементов должна соответствовать степени развития физических качеств.
Правильное разученное упражнение превращается в новое путем многократных повторений. Стабильность качества выполнения упражнений обеспечивает успех в соревнованиях.
Двигательный навык закрепляется путем выполнения освоенного элемента в сочетании с другими движениями, в различных вариантах, в изменяющихся условиях. На закрепления навыка положительно влияют прикидки и соревнования.
3.1. Календарно – тематическое планирование работы с детьми
Месяц | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приемы |
октябрь | 1. | Строевые упражнения. Упражнения без предметов (равновесие, повороты). | Развивать навык правильной осанки, эластичность мышц, мягкость и плавность движений. | Разучивание последовательности движений. Соблюдение зрительных ориентиров. |
2. | Элементы хореографических упражнений. Танцевальные шаги. | Обучать позициям ног (1, 2), элементарным навыкам танца и выразительности | Показ, объяснение, работа с использованием зеркала. Обучение по частям в замедленном темпе. | |
3. | Упражнения без предметов (равновесие, повороты). Элементы хореографических упражнений. | Развивать устойчивость. Обучать позиции ног (1, 2). | Использование зеркала, повторение для закрепления навыка, уточнение линии движения, фиксация позы. | |
4. | Упражнения с обручем и варианты их изменений. Комплекс корригирующей гимнастики (№1) | Развивать владение обручем, двигательную память. Учить умению запоминать движения. | Показ, объяснение техники (последовательность действий). | |
| 5. | Повороты обруча, перекаты. Комплекс корригирующей гимнастики (№1) | Обучать методике упражнений, развивающую подвижность. Повышать двигательную активность. | Показ, объяснение. Обучение в замедленном темпе и ритме. Повторение. |
6. | Строевые упражнения. Маховые и круговые движения обруча, прыжки. | Развивать навыки правильной осанки, ориентировки в пространстве | Движения по ориентирам. Объяснение определенной последовательность частей движения. | |
7. | Прыжки, вращение обручем. Комплекс корригирующей гимнастики №1. | Развивать двигательную память, быстроту реакции. | Показ, объяснение. Обучение по частям в замедленном темпе. | |
8. | Броски, ловля обруча. Комплекс корригирующей гимнастики №1. | Учить детей быстро переключать внимание с одного двигательного действия на другое. Развивать координа-цию движений. | Обучение по частям в замедленном темпе, ритме. Повторение разученного материала. | |
ноябрь | 9. | Строевые упражнения. Способы удержания мяча. | Развивать навык правильной осанки, ориентировки в пространстве. | Объяснение, уточнение. Ходьба по ориентирам. |
10. | Комплекс корригирующей гимнастики №2 | Учить детей переключать внимание с одного двигательного действия на другое. | Показ, дополнительные указания, разучивание последовательно. | |
11. | Танцевальные шаги, приставной шаг, галоп. | Обучать танцевальному характеру движений и эмоциональному их исполнения. | Разделение движений на составные части, использование подводящих упражнений. | |
| 12. | Комплекс корригирующей гимнастики №2. | Развивать двигательный навык, двигательную память. | Показ, объяснение. Уточнение линии движений, фиксацию движений. |
13. | Маховые, круговые движения и передача мяча. | Развивать умение управлять движениями рук (кисти). | Показ, обучение по частям, уточнение линии движения. | |
14. | Комплекс корригирующей гимнастики №2. | Обучать методике упражнений, развивающую подвижность. Повышать двигательную активность. | «Делай, как я» (демонстрация лучшего исполнения). | |
15. | Броски, ловля, отбивы, перекаты мяча. | Развивать умение амортизировать движения рук. | Показ, дополнительные указания, уточнение. Повторение для укрепления навыка. | |
16. | Комплекс корригирующей гимнастики №2. | Учить детей производить движения с полной амплитудой и доводить их до конца. | Повторение для закрепления навыка, уточнение линии движения. | |
декабрь | 17. | Элементы хореографии. Релаксация. | Развивать гибкость, растяжку, умение чередовать мышечное напряжение и расслабление. | Показ, объяснение. Фиксация движений. |
18. | Комплекс корригирующей гимнастики №3. | Развивать двигательную память, быстроту реакции. | Показ, дополнительные указания, уточнения, разучивание. | |
19. | Махи в боковой плоскости, танцевальные шаги. | Развивать владение лентой, навыки танца и выразительности движений. | Показ, объяснение, выполнение перед зеркалом. | |
20. | Комплекс корригирующей гимнастики №3. | Развивать зрительное восприятие и умение запоминать движения с первого показа. | Уточнение линии движений, обсуждение техники. Повторение. | |
| 21. | Махи в горизонтальной плоскости. | Развивать владение лентой (непрерывность и плавность). | Показ, объяснение, выполнение перед зеркалом. |
22. | Комплекс корригирующей гимнастики №3. | Учить детей быстро переключать внимание с одного двигательного действия на другое. | Повторение для закрепления навыка, дальнейшее разучивание. | |
23. | «Змейки с лентой»: вертикальная, горизонтальная. | Развивать владение лентой (непрерывность и плавность). | Показ, объяснение, выполнение перед зеркалом. | |
24. | Комплекс корригирующей гимнастики №3. | Обучать детей методике упражнений, развивающей подвижность. Повышать двигательную активность. | Чередование сложных упражнений с менее сложными. | |
январь | 25. | Упражнения у опоры. Упражнение на дыхание. | Обучать пружинным полуприседаниям, правильному положению рук. Закреплять навык правильного дыхания. | Показ, объяснение. Фиксация движений. Уточнение линии движений. |
26. | Комплекс корригирующей гимнастики №4. | Развивать двигательную память (запоминать движения с одного показа). | Показ, объяснение, уточнения последовательности движений. | |
27. | Упражнения без опоры. | Укреплять мышечный корсет. | Показ, дополнительные указания. Фиксация движений, уточнение линии движения. | |
28. | Комплекс корригирующей гимнастики №4. | Развивать зрительное восприятие, быстроту реакции. | Обучение по частям в замедленном темпе и ритме. Разучивание последовательности движений. | |
| 29. | Различные виды прыжков (открытый, закрытый). | Обучать подготовительным упражнениям. | Разучивание (последовательность процесса). |
30. | Комплекс корригирующей гимнастики №4. | Развивать двигательный навык, двигательную память. | Использование игровых форм (имитация движений). | |
31. | Специальные упражнения на согласование движений с музыкой. | Обучать по частям, в замедленном темпе и ритме, в сочетании с муз. сопровождением. | Соответствие форме и содержанию музыкальных произведений. | |
32. | Комплекс корригирующей гимнастики №4. | Развивать творческие способности детей, умение импровизировать в танцевально-игровых движениях. | Повторение для закрепления навыка. | |
февраль | 33. | Сочетание различных видов ходьбы, бега и легких прыжков. | Развивать мышцы ног. | Показ, объяснения, использование специальных упражнений из арсенала художественной гимнастики. |
34. | Комплекс корригирующей гимнастики №5. | Развивать двигательный навык, двигательную память, творческие способности. | Показ, использование игровых форм (имитация движений) разучивание. | |
35. | Ритмические задания. | Развивать умение произвольно регулировать движение в соответствии с их амплитудой, направлением, темпом и ритмом. | Показ под муз. сопровождение «делай, как я», повторение. | |
36. | Комплекс корригирующей гимнастики №5. | Обучать детей методике упражнений, развивающую подвижность. Повышать двигательную активность. | Фиксация движений, уточнение линий движений. | |
| 37. | Музыкальные игры. | Развивать чувство ритма, ориентировки в пространстве. | Разучивание правил игры, использование ориентиров, звуковых сигналов. |
38. | Комплекс корригирующей гимнастики №5. | Развивать творческие способности детей, побуждая их создавать в движении выразительность образов. | Использование имитации движений (игровая форма). | |
39. | Упражнения на пружинность, волны, взмахи. | Развивать плавность, мягкость, непрерывность движений, умение амортизировать. | Разучивание у зеркала, уточнение техники движений. | |
40. | Комплекс корригирующей гимнастики №5. | Развивать координационные способности: чувство ритма, ориентировки в пространстве, равновесие. | Использование музыкального сопровождения, зрительные ориентиры, чередование сложных упражнений с простыми (для снятия напряжения). | |
март | 41. | Упражнения с обручем. | Учить сохранять плавность (вертикальную, горизонтальную, при поворотах и вращениях). | Обсуждение техники, многократные повторения (для закрепления навыка). |
42. | Комплекс корригирующей гимнастики №6. | Развивать умение произвольно регулировать силу (степень мышечного напряжения) движений в соответствии с их амплитудой, направленностью, темпом. | Показ, дополнительные уточнения, разучивание. | |
| 43. | Упражнения с мячом. | Учить владению предметом. | Обсуждение техники, многократные повторения (для закрепления навыка). |
44. | Комплекс корригирующей гимнастики №6. | Учить детей быстро переключать внимание с одного двигательного действия на другое. | Разучивание, уточнение техники выполнения. | |
45. | Упражнения с лентой. | Учить махам, змейкам, спиралям в различных плоскостях и направлениях. | Обсуждение техники, многократные повторения (для закрепления навыка). | |
46. | Комплекс корригирующей гимнастики №6. | Обучать методике упражнений, развивающей подвижность. Повышать двигательную активность. | Повторение для закрепления навыка. | |
47. | Музыкальные игры. | Развивать музыкальную память, слух, чувство ритма. | Использование звуковых сигналов для фиксации скорости движений. | |
48. | Комплекс корригирующей гимнастики № 6. | Учить запоминать движение с одного показа. Развивать двигательную память. | Уточнение линии движений, фиксация движений. | |
апрель | 49. | Упражнение у опоры. Комплекс корригирующей гимнастики №1. | Развивать двигательную память. | Повторение упражнений для закрепления двигательных навыков. |
50. | Упражнение без опоры. Комплекс корригирующей гимнастики №2. | Развивать умения сочетать темп и ритм с музыкальным сопровождением. | Повторение упражнений для закрепления двигательных навыков. | |
51. | Упражнения на растягивание. Комплекс корригирующей гимнастики №3. | Развивать творческие способности. | Повторение упражнений для закрепления двигательных навыков. | |
| 52. | Элементы хореографии. Комплекс корригирующей гимнастики №4. | Развивать координацию движений. | Повторение упражнений для закрепления двигательных навыков. |
53. | Элементы танцевальных движений. Комплекс корригирующей гимнастики №5. | Обучать владению ритмическим рисунком музыкального произведения. | Повторение упражнений, закрепление техники выполнения. | |
54. | Ритмические задания. Комплекс корригирующей гимнастики №6. | Развивать умение согласовывать движения с музыкальным сопровождением. | Повторение упражнений, закрепление техники выполнения. | |
55. | Упражнение с обручем. | Развивать ориентировку в пространстве, прыгучесть, вырази-тельность. | Повторение упражнений, закрепление техники выполнения. | |
56. | Упражнения с мячом, лентой. | Развивать ориентировку в пространстве, прыгучесть, выразительность. | Повторение упражнений, закрепление техники выполнения. | |
май | 57. | Личное первенство. Комплекс корригирующей гимнастики №1. | Учить умению сохранять физическую форму и достигнутый уровень освоения техникой. | Использование соревновательной формы. Закрепление комбинаций упражнений. |
58. | Личное первенство. Комплекс корригирующей гимнастики № 2. | Учить умению сохранять физическую форму и достигнутый уровень освоения техникой. | Использование соревновательной формы. Закрепление комбинаций упражнений. | |
59. | Личное первенство. Комплекс корригирующей гимнастики №3. | Учить умению сохранять физическую форму и достигнутый уровень освоения техникой. | Использование соревновательной формы. Закрепление комбинаций упражнений. | |
| 60. | Личное первенство. Комплекс корригирующей гимнастики №4. | Учить умению сохранять физическую форму и достигнутый уровень освоения техникой. | Использование соревновательной формы. Закрепление комбинаций упражнений. |
61. | Личное первенство. Комплекс корригирующей гимнастики №5. | Учить умению сохранять физическую форму и достигнутый уровень освоения техникой. | Использование соревновательной формы. Закрепление комбинаций упражнений. | |
62. | Личное первенство. Комплекс корригирующей гимнастики №6. | Учить умению сохранять физическую форму и достигнутый уровень освоения техникой. | Использование соревновательной формы. Закрепление комбинаций упражнений. | |
63. | Выступление на выпускном празднике. | Развитие творческих способностей. | Использование метода – «Лучший среди нас». | |
64. | Выступление на выпускном празднике. | Развитие творческих способностей. | Использование метода – «Лучший среди нас». |
3.2. Мониторинг освоения детьми программного материала
Уровень развития физических качеств.
Гибкость, растяжка, пластичность – взаимосвязанные функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.
Учитывая, что у детей дошкольного возраста позвоночник отличается большой пластичностью, необходимо равномерно разрабатывать мышечный тонус, гибкость, растяжку. От этого зависит осанка и состояние здоровья.
1. Упражнения для определения гибкости:
- прогибание туловища вперед, в сторону, назад;
- «замок» - правой и левой ногой достать до головы;
- «кольцо» - из и.п., лежа на животе, дотянуться ногами до головы;
- наклон вперед до касания головой выпрямленных колен;
2. Упражнения на растяжку:
- сед на шпагат боковой и прямой с упором на руки;
- «стрела» - из и.п. стоя, с опорой у стены или самостоятельно, поднять выпрямленную ногу вверх;
3. Мышечный тонус:
- «самолет» с разным положением рук и ног (длительность выполнения);
- «уголок» - из и.п. сед на полу, вис на лестнице;
- подтягивание;
- отжимание.
Учет признаков утомления детей при нагрузке.
Нагрузка зависит от состояния здоровья ребенка. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, уровню физического развития. На занятиях необходим постоянный контроль и наблюдение за самочувствием детей и их психофизическим развитием. Осуществляя контроль, отмечается покраснение лица, одышка, нежелание дальше выполнять движение. Если ребенок ищет дополнительные возможности для выполнения движений, становится чрезмерно активен, значит предложенная нагрузка для него недостаточна. При оптимальной нагрузке усталость физиологически обоснована.
Протокол обследования уровня развития физических качеств
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Гибкость | Растяжка | Мышечный тонус | Общее кол-во баллов | Уровень | ||||||||||
| | Проибание туловища вперед | «Кольцо» | Наклон вперед до касания головы колен | Сед на шпагат – боковой, прямой | «стрела» | «самолет» | «уголок» | подтягивание | отжимание | | | ||||
| | | | | | |
Качественная характеристика уровня развития физических качеств
Высокий уровень (от 30 до 36 баллов):
- выполняет прогибание туловища вперед (ниже 900), колени при этом не сгибаются;
- «кольцо» - из и.п. лежа на животе, достает до головы кончиками пальцев;
- при наклоне слегка касается колен головой и удерживает ее кратковременно;
- садится на полушпагат боковой, удерживает позу продолжительное время;
- «стрелу» - из и.п. стоя у стены, поднимает ногу на высоту ниже 900 (колени не сгибает);
- «уголок» - удерживает ноги на небольшой высоте непродолжительное время;
- подтягивается 3-4 раза с помощью инструктора;
- отжимается 5-6 раз из и.п. – «от бедра» (лежа ногами на полу).
Средний уровень (от 22 до 29 баллов):
- выполняет прогибание туловища вперед ниже угла 900, колени чуть согнуты;
- «кольцо» - из и.п. лежа на животе, не достает до головы ногами;
- при наклоне вперед не достает до колен головой, колени выпрямлены;
- садится на полушпагат и не удерживает позу продолжительное время;
- «стрела» - из и.п. стоя с опорой у стены, поднимает ногу ниже угла 900 (колени обеих ног чуть согнуты);
- «уголок» - удерживает ноги на небольшой высоте, колени чуть согнуты;
- подтягивается 2-3 раза с помощью инструктора;
- отжимается 3-5 раз из и.п. «от бедра».
Низкий уровень (ниже 21 балла):
- выполняет прогибание туловища вперед гораздо ниже угла 900, колени согнуты;
- «кольцо» - из и.п. лежа на животе, удерживает ноги на значительном расстоянии от головы;
- при наклоне вперед не достает до колен головой, колени согнуты;
- не садится на полушпагат;
- «стрелу»- из и.п. стоя у стены поднимает ноги под углом 450 (колени обеих ног согнуты);
- «уголок» - поднимает согнутые ноги и тут же их опускает;
- подтягивается 1-2- раза с помощью инструктора;
- отжимается 2-3 раза из и.п. «от бедра».
Уровень развития двигательной координации
Оптимальная особенность художественной гимнастики – эмоциональная выразительность движения, непосредственная связь с музыкой и элементами танца. Органичное сочетание движений с музыкой обуславливает танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность и яркую динамическую структуру.
Упражнениям художественной гимнастики присущи: динамичность, целостность, танцевальность, быстрота реакции, выразительность, музыкальность.
1. Динамичность – умение активно перемещаться по площадке при выполнении упражнений (гимнастические шаги, бег, прыжки).
2. Целостность – умение включать все звенья тела при выполнении движений (волна, пружинка, взмахи).
3. Танцевальность – умение сочетать движения с характером музыкального произведения.
4. Быстрота реакции – умение сочетать движения тела с предметами (мячом, обручем, лентой при выполнении махов, кругов, вращений, поворотов, бросков).
5. Выразительность – умение придавать четкость и законченность упражнениям.
6. Музыкальность – умение выполнять движения в едином темпе и ритме музыкального произведения.
Протокол обследования уровня развития двигательной координации
№п/п | Фамилия имя ребенка | Динамич ность | Целост- ность | Танцеваль- ность | Быстрота реакции | Вырази тель ность | Музыкаль- ность | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |