Файл: Административно территориальное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема урока:

Административно – территориальное

устройство Российской Федерации
(урок географии 8 класс)


Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Административно – территориальное устройство РФ».

Задачи:

Образовательная – Сформировать представление о государственной территории. Познакомить с административно-территориальным делением страны. Научиться работать с политико-административной картой России.

Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма и ответственности, умения работать в коллективе.

Развивающая – продолжить развитие географического мышления, познавательного интереса; логического мышления; навыков чтения тематических карт; умений сравнения, обобщения и классификации.

Средства обучения: школьный атлас по географии для 9 класса, политико-административная и физическая карта России, авторская презентация, учебник по географии для 9 класса (автор ), конституция РФ.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Термины и понятия: Географическое положение, административно-территориальное учтройство, Конституция, субъекты РФ, административный округ, административная область, автономия, область, край, город федерального подчинения, республика, национально-территориальные образования; государственно-территориальные образования.
При входе в класс учитель просит ребят встать в пары со своим соседом по парте и раздает каждой паре жетоны.

Красный цвет жетона символизирует области РФ, синий- края, желтый - автономные округа, зеленый - автономную область, желтый – города федерального значения, оранжевый – республики. На раздаточном столе лежат файлы с комплектом документов и раздаточным материалом, титульный лист аналогичен цвету жетона. Ребенок берет комплект того цвета что и полученный им жетон.


На партах разложены рабочие карты. Черные слайды в презентации к уроку предназначены для соблюдения гигиенических норм работы с интерактивным оборудованием.
ХОД УРОКА

Организационно-мотивационный момент

Приветствие учителя. Психологический настрой.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

Давай посмотри друг на друга. Мы с вами все такие разные … у нас разный цвет глаз, цвет волос, мы живем в разных частях города, но в то же время нас объединяет гораздо больше вещей, чем разъединяет.

Мы с вами проживаем в самом большом государстве. Мы граждане Российской Федерации. Каждому гражданину необходимо знать особенности своего государства, своей малой Родины, чем наша республика отличается от других субъектов РФ.

Тема нашего урока – административно – территориальное устройство России.

В рабочих картах запишите, пожалуйста, тему нашего урока (дети фиксируют тему урока в рабочей карте).

На ваших партах находится документ, в котором говорится, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (глава 1, статья 5). Какой это документ? (Конституция)

Актуализация опорных знаний

Совершенно верно. Конституция - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, которую принял народ Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Конституция вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года (учитель достает Конституцию из черного ящика).

Скажи, какую цель сегодня мы должны с Вами выполнить на уроке (варианты ответов детей, фиксация в рабочей карте).

Молодцы. Сегодня мы познакомимся с субъектами России, узнаем административно - территориальное устройство нашей Родины. А также познакомимся со структурой Конституции РФ.

Скажите, пожалуйста, кто является главой нашего государства? (Президент)

Это закреплено в нашей Конституции (Статья 80). Возглавляет наше государство Владимир Владимирович Путин (второй и четвертый президент России).

С 2012 года презент избирается на 6 лет. Срок действующего президента истекает в 2018 году.



Изучение нового материала.

Российская Федерация состоит из субъектов, которые делятся на:

  • национально-территориальные образования - республики, автономные ок­руга, автономная область;

  • государственно-территориальные образования - края, области, города фе­дерального значения.


В озьмите комплект документов, который вы взяли в начале урока. Достаньте, пожалуйста, Конституцию РФ. Откройте страницу номер 25 и на основе информации, которая изложена в статье 65 заполните схему в рабочей карте урока. Работаем в парах со своим соседом, тип субъектов определил ваш жетон.

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (____________), Северная Осетия - __________, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия,

Чечня (______________) , Чувашия - ___________________;

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский,

Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.

Города федерального значение: Москва, Санкт-Петербург.

Автономная область - Еврейская АО.

Автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра), Чукотский, Ямало-Ненецкий.
Заполняют схемы на интерактивной доске. Пары, которые работали с республиками РФ, заполните недостающие элементы схемы.

Ученик работает с интерактивной доской.

Кто желает познакомить ребят с тем, какие же автономии входят в состав РФ.

Ученик работает с интерактивной доской.

Продолжите фразу – «Москва и Санкт-Петербург являются городами …» (федерального подчинения)

Скажите, какой город кроме Москвы и Санкт-Петербурга имеет такой же статус, но не является субъектом РФ? (Байконур)


Заполните недостающие элементы в следующем блоке нашей схемы.

Ученик работает с интерактивной доской.

И остался последний блок. Кто желает продемонстрировать свою работу?

Ученик работает с интерактивной доской.

Хорошо. Молодцы.

Скажите, сколько выделяется субъектов на территории РФ? (83)

На какие две группы можно разделить все субъекты РФ? (национально-территориальные и государственно-территориальные образования)

Сколько существует республик на территории РФ (21)

Есть республики с двойными названиями? Провидите примеры (Республика Чечня – Ичкерия и т.д.)

Молодцы, а теперь сами сформулируйте вопрос и задайте его воспользовавшись волшебным мячом. Учитель задает последний вопрос, выбирает ученика.

На какие две группы подразделяются все автономии России? (автономные округа и автономная область)
После ответа, ученик кидает мяч своему однокласснику и задает свой вопрос. (3-4 вопроса от учащихся)
Молодцы. Давайте. Откройте конституцию РФ на странице номер 7, статья 5. Давайте прочитаем содержание данной статьи (учащийся зачитывает вслух).

Возьмите в руки карандаш. Отметьте знаком + у информацию, которую вы знали, галочкой – ту информацию, которую не знали. Знаком вопроса ту информацию, которая вам не понятна. Время 2 минуты.
Статья 5

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Учитель фронтально спрашивает учеников, о том какую информацию они знали, о том какую не знали и что им не понятно.

Дает разъяснения касаемо тех вопросов, которые не понятны учащимся.

Объясните на чем основано федеративное устройство России. (Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации
)

В связи с изменением государственного строя в нашей стране (в начале 90-х годов прошлого века) субъекты Российской Федерации начали принимать законы, изменяя конституции и уставы субъекта РФ. Так, к примеру, Татарстан объявил себя суверенным государством. Республика Карелия закрепила право самостоятельно проводить внешнюю политику. Как вы думаете, может внутри государства находиться суверенное (независимое) государство? Может ли субъект РФ самостоятельно осуществлять внешнюю политику? (Примерный ответ. Нет. Это противоречит Конституции РФ. Генеральная прокуратура опротестовывает подобные законодательные акты субъектов Российской Федерации, которые не соответствуют конституции РФ и федеральному законодательству).

Откройте конституцию на странице 28 статья 66. Прочитайте внимательно текст статьи про себя.
Статья 66

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Скажите, чем определяется статус республики, края, области, автономных областей, автономных округов и городов федерального значения?

Среди восьмидесяти трех субъектов есть один особенный – Еврейская Автономная область. Найдите у себя в комплекте документов необходимый текст. Прочитайте данный текст.
Еврейская автономная область