Файл: Административно территориальное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Б

А

Е

Д

В

Г

1

2

3

4

5

6


Задание 2.

Какие Вы можете предложить слоганы туристической фирме для следующих регионов Российской Федерации:

  1. Камчатский край.

  2. Республика Карелия.

  3. Республика Калмыкия

  4. Ленинградская область

  5. Республика Саха (Якутия)


Практическая работа








Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 21 из которых являются республиками. В общей сложности республики занимают 28,6 % территории России, в них проживает 16,9 % населения страны.

Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.

Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.

Преобразование из АССР в республики происходило одновременно с «парадом суверенитетов» союзных республик. В принимаемых в ходе этого «парада суверенитетов» государственными органами власти республик документах республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава Российской Федерации, как правило, не ставился.


В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета. Разъяснение по этому вопросу даётся, в частности, в Постановлении Конституционного Суда России от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором указывается:

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Признание … за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации …

Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.






1 - Алтайский край 2 - Камчатский край 3 - Хабаровский край

4 - Краснодарский край 5 - Красноярский край 6 - Пермский край 7 - Приморский край

8 - Ставропольский край 9 - Забайкальский край


В настоящее время юридическое различие между краем и областью отсутствует. В Советском Союзе (в соответствии с Конституцией СССР 1977 г., гл. 11) такое различие существовало: автономная область могла входить в состав союзной республики либо края, но не области. Интересно, что практически все края (исключая Пермский и Ставропольский) граничат с другими государствами или с морем.

Укрупнение регионов и образование новых краёв.

Новый Пермский край образован 1 декабря 2005 на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 № 1-ФКЗ в результате слияния Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом.

Красноярский край в качестве нового субъекта РФ образован 1 января 2007 на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 № 6-ФКЗ в результате слияния Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами.

Новый Камчатский край образован 1 июля 2007 на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 № 2-ФКЗ в результате слияния Камчатской области с Корякским автономным округом.

Новый Забайкальский край образован 1 марта 2008 на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 № 5-ФКЗ в результате слияния Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом.

В последнее время в России есть тенденция к укрупнению регионов, например из области и автономного округа чаще всего образуется единый край.





Российская Федерация состоит из 83 субъектов федерации, 46 из которых называются областями. В настоящее время край и область как субъекты Российской Федерации не имеют между собой существенных различий в правовом положении. Укрупнение регионов с преобразованием областей в края в 2000-е годы.

В течение первого десятилетия XXI века был произведен ряд изменений федеративного устройства России, сводившихся к преобразованию части автономных округов из субъектов федерации в территории с особым статусом в составе краев и областей, в которые они входили. Юридически эти изменения оформлялись, как объединение двух субъектов федерации — края или области с одной стороны и автономного округа с другой. При этом объединенный субъект федерации либо наследовал наименование соответствующего края или области (Красноярский край, Иркутская область), либо (в большинстве случаев объединения областей с автономными округами) получал новое наименование, становясь краем.

Области, преобразованные в края при укрупнении.

Пермская область 1 декабря 2005 года вошла в состав нового Пермского края, образованного в результате слияния области с Коми-Пермяцким автономным округом по итогам референдума, проведённого 7 марта 2003 года. На территории бывшего автономного округа создана административно-территориальная единица с особым статусом — Коми-Пермяцкий округ, управляющийся специальным краевым министерством.

Камчатская область 1 июля 2007 года вошла в состав нового Камчатского края, образованного в результате слияния области с Корякским автономным округом по итогам референдума, проведённого 23 октября 2005 года. На территории бывшего автономного округа создана административно-территориальная единица с особым статусом — Корякский округ, управляющийся специальным краевым министерством.

Читинская область 1 марта 2008 года вошла в состав нового Забайкальского края, образованного в результате слияния области с Агинским Бурятским автономным округом по итогам референдума, проведённого 11 марта 2007 года. На территории бывшего автономного округа создана административно-территориальная единица с особым статусом — Агинский Бурятский округ, управляющийся администрацией во главе с заместителем председателя краевого правительства.

Укрупненная область, не преобразованная в край.

Иркутская область 1 января 2008 года по итогам референдума, проведённого 16 апреля 2006 года, объединена с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Объединенный субъект федерации сохранил наименование Иркутская область, хотя возможность преобразования в край рассматривалась и в этом случае. На территории бывшего автономного округа создана административно-территориальная единица с особым статусом — Усть-Ордынский Бурятский округ, управляющийся администрацией во главе с заместителем губернатора области.

Области, не подвергшиеся укрупнению.

В настоящее время в России сохранились 2 области, в состав которых входят автономные округа — Архангельская с Ненецким автономным округом, Тюменская с Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом. Планы объединения субъектов федерации в этих случаях также рассматривались, но реализованы не были.







Города федерального значение:

1 – Москва

2 – Санкт-Петербург


Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют два города: Москва и Санкт-Петербург.

Кроме того, согласно Международному Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (ст. 1, п. 1), статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город республиканского значения Республики Казахстан).

Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации РФ.





Еврейская автономная область.
После преобразования всех остальных автономных областей России в республики в начале 1990-х годов Еврейская АО осталась единственной автономной областью в РФ. От прочих национальных автономий в составе России (а ранее и всего СССР) Еврейская АО отличается уникальной историей.

Она была создана в начале 1930-х годов как национально-территориальное образование для переселенцев, отправившихся на Дальний Восток уже в годы Советской власти, на территории, никогда ранее не бывшей местом компактного проживания этого народа.

Евреи-переселенцы, прибывшие в Приамурье в 1920—1930-е годы, и их потомки никогда не составляли большинства населения АО, а после масштабной репатриации (восстановление в правах гражданства или возвращение в страну проживания) в Израиль в 1970—1990-е годы стали очень небольшим меньшинством. Ныне в Израиле живёт более 15 тысяч репатриантов из Еврейской автономной области, из них более 5 тысяч — в городе Маалот. Доля титульной нации (евреев) постоянно уменьшается (1,0 % в 2010 году), однако название и статус автономной области пока сохраняется.

Существует проект присоединения ЕАО к Хабаровскому краю. Другое предложение — присоединение ЕАО к Амурской области с образованием Амурского края. Против упразднения ЕАО выступает еврейская общественность. Проект упразднения ЕАО продолжает активно обсуждаться.

Однако Еврейская автономная область не может быть упразднена без пересмотра Конституции в силу упоминания в качестве субъекта РФ в ст. 5 гл. 1 Конституции РФ, т.к. нельзя вносить поправки в первую, вторую и девятую главы. Для исключения Еврейской АО из состава субъектов РФ необходим созыв Конституционного собрания, пересмотр Конституции и всенародный референдум.

Правда, существует иная трактовка данной нормы, согласно которой фраза «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов» понимается как возможность их существования в качестве субъектов РФ в её составе, то есть в случае, если статус Еврейской автономной области изменить, то это не будет нарушением Конституции.


Какие субъекты обозначены цифрами на карте?
Конституционно-правовой статус автономного округа.

Один из шести видов субъектов Российской Федерации, сформированный по национально-территориальному признаку.

Статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором, уставом автономного округа, а также договорами между Федерацией и субъектом или особым федеральным законом об автономном округе, принятым по представлению его законодательных и исполнительных органов.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации: обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты); обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением; самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа); самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.




Домашнее задание

Задание 1.

Туристическая фирма разрабатывает слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в субъекты России. Установите соответствие между слоганом и регионом.

А) Соловецкие острова: чайки, ботанический сад, море и величественные, несокрушимые, овеянные множеством легенд стены древнего монастыря. Это стоит увидеть!

1) Калининградская область

Б) Хотите побывать в самом западном уголке России, увидеть янтарный край? Приезжайте к нам!

2) Архангельская область

В) Побывав в регионе, ты увидишь дельту одной из крупных рек Европы, полюбуешься цветением лотоса.

3) Новгородская область

Г) Добро пожаловать на побережье Телецкого озера – горной жемчужины с неповторимой красотой!

4) Краснодарский край

Д) Посети наш край! У нас вы сможете всласть погреться под лучами южного солнца и вдоволь наплескаться в ласковых морских волнах, почувствовать колорит казачьих хуторов.

5) Астраханская область

Е) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский – «жемчужину» средней полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень!

6) Республика Алтай


Матрица ответов



















1

2

3

4

5

6


Задание 2.

Какие Вы можете предложить слоганы туристической фирме для следующих регионов Российской Федерации:

  1. Камчатский край.

  2. Республика Карелия.

  3. Республика Калмыкия

  4. Ленинградская область

  5. Республика Саха (Якутия)