Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 1.

Тема:  « Предмет и сущность учебной дисциплины «Основы организации   

             научно-исследовательской работы» в условиях медицинской

             специализации».

 

                                                         ПЛАН.

1.     Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования.

2.     Научные детерминанты формирования культурного образа личности и профессионализма врача.

3.     Место и роль научно-исследовательской работы (НИР) в современном медицинском образовании.

Вопрос 1. «Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования».


Требование научной подготовки современных студентов является всеобщим для всего человечества, особенно развитых стран: США, Европы, Китая, России и др. Актуально оно и для нас. Это требование продиктовано рядом объективных факторов.

           ФАКТОР ПЕРВЫЙ: быстрое развитие глобального научно-технического прогресса (НТП), научно-технической революции (НТР), тотальной информации и компьютеризации всех сфер существования человечества и его перехода на цифровые технологии со всеми последствиями для существования всего мира, в том числе и профессиональной деятельности.           

            К сегодняшнему дню историческим фактом является то, что современное человечество находится в состоянии перехода на новый уровень своей эволюции и своего развития – в информационную цивилизацию, когда знания и информация становятся исходным механизмом существования и профессионального совершенствования. В связи с этим в 2000 году странами Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия, в которой прямо указывалось, что человечество трансформируется в информационное общество, где единственным ключом в будущее являются знания, наука и новейшие технологии, и этот путь – безальтернативный. В Хартии высказывалось предупреждение всем странам мира: если какая-либо страна не успеет понять эти процессы и встроиться в них, она объектив-но останется за пределами этого глобально-цивилизационного движения с перспективой либо исчезнуть с карты мира (как неспособный к развитию субъект), либо стать сырьевым придатком. Эта ситуация – вопрос жизни и смерти для каждого государства. Следовательно, первым современным фактором актуализации научной подготовки студентов в вузе является их современное мировоззренческое формирование, умение оценивать происходящие вокруг события, дифференцировать их и занимать свою четкую позицию, что является визуальным критерием научного сознания современного специалиста с высшим образованием независимо от профессии.


           ФАКТОР ВТОРОЙ: Глобализация всего человечества, роль антропного фактора в человеческой эволюции – проблема человека (личности) в мировом общественном прогрессе.

           Как показали мировые события 2020 года медицинские и фармацевтические знания сыграли роль стратегического ресурса выживания в условиях современной мировой пандемии «корона-вируса», сработала наша отечественная медицинская школа, быстрая научная мобилизация ученых—эпидемиологов, ученых-фармацевтов, ученых-врачей всех медицинских направлений.

           В условиях современной глобальной пандемии все врачи мира, эпидемиологи, фармацевты использовали весь свой научный потенциал: 1) для защиты жизни и безопасности людей и народов Земли; 2) наша отечественная (советская) науч-ная медицинская школа продемонстрировала высочайший уровень в мире – благодаря блестящей научной подготовке наши фармацевты первыми в мире изобрели вакцину «Спутник- V» и отправили ее по всему миру. Свыше 40 стран мира на всех континентах планеты не только закупили наш фармацевтический продукт, но и производят его у себя дома по нашим технологиям. Это - триумф нашей отечественной фармакологии; 3) сейчас уже ясно, что в условиях современной глобализации человечества научная фармакология и медицина выполняют функцию мирового стратегического ресурса выживания человечества, используют научные знания и информацию для выработки высоких и малозатратных технологий и доступных лекарств; 4) вирусологи и эпидемиологи прогнозируют быструю мутацию и движение вирусов наравне с мировым общественным и научно-техническим прогрессом. Это значит, что будущая судьба человечества в руках медиков и фармацевтов, а точнее – уровня их передовой научной подготовки; 5) подобная самоотверженность медиков по спасению человечества возможна только на основе хорошей социально-гуманитарной их подготовки – сформированности профессионального долга и ответственности, потребности биться за жизнь  пациента до конца, что свидетельствует о формировании гуманизации самосознания медицинского работника, ликвидации техноцентризма в медицинском образовании и науке, гуманитаризации всех медицинских  специализаций.



           Ситуация с глобальной пандемией 2020 года продемонстрировала всему ми-ру гуманитарные ценности фармацевтов и врачей во имя спасения миллионов жизней на планете, поставили себе на службу научно-технический прогресс. В свя-зи с этим вспоминаются слова А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» или мысль П.А. Флоренского : «техника работает в сфере смерти и по мере ее развития надо очеловечивать и технику, и человека». Высочайший на-учный уровень нашей отечественной медицинской школы позволяет нашим фар-мацевтам и врачам достойно высоко держать свой профессионализм на мировом уровне.

           ФАКТОР ТРЕТИЙ: высокое научное медицинское образование и знания (независимо от узкой медицинской специализации). Здесь речь идет о том, что научная медицинская подготовка предполагает написание кандидатских и доктор-ских диссертаций, а затем и преподавание в медицинском вузе, воспитание будущих врачей и фармацевтов, передача своих знаний молодежи. Следовательно, на повестку дня встанут вопросы медицинского и педагогического образования.

           В этом большом вопросе мы затронем только один аспект – аксиологические (ценностные) связи и смысл педагогического и медицинского образования. Нач-нем с того исторического факта, что эти два вида деятельности изначально объединяет одна подлинная ценность – связь человека с человеком. Деятельность педагога и врача имеет глубокие внешние детерминанты: они возникли как две формы разделения труда, как следствие общественного и естественного спроса людей, осуществляющих преемственность поколений, связь времен между прошлым и настоящим, пролагающим дорогу в будущее. Эти две профессии с самого начала имели социальную ценность: в них были заинтересованы и государство, и общество, и люди. Они обеспечивают создание интеллектуального, экономического, нравственного, культурного потенциала страны. Образование – важнейшая отрасль духовного производства. Врачи и педагоги всегда объединялись единой идеей служения Богу, государству, Отечеству и готовили граждан к такому служению. Эти две профессии воплощают в себе всеобщее и божественное. Общечеловеческие ценности – истина, добро, красота – были и остаются нравственным императивом построения медицинского и педагогического образования.
Общим является и задача формирования, сохранения и восстановления экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Оба вида образования, как все оно в целом, должны заложить в личности механизмы понимания, взаимоподдержки, общения, сотрудничества. История нашего народа учит: там, где образование помнит об этих ценностях, они из абстракций превращаются в имена. Мы помним имена носителей нравственных отношений в медицине и педагогике – И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др.  Когда-то Гете писал: «Принимая чело-века таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть – мы заставляем его быть таким, каким он может стать».

           В конечном счете, жизнь доказывает, что высокое научное образование - это путь к общности человечества; образование изнутри творит целостность духа; ставка на научные знания – это ставка на саму жизнь; научное образование – это гуманитарная модель жизнедеятельности; медицинское научное образование стоит на переднем крае мировой глобализации и общечеловеческой культуры (с возрастающими последствиями для здоровья и сохранения жизни на Земле).

Вопрос 2.Научные детерминанты формирования культурного образа личности и профессионализма врача.


Есть ряд научных детерминант (направлений) в этом вопросе.

          1) Одним из важнейших направлений подготовки современного врача в медицинском вузе является научно обоснованное обеспечение гуманитаризации его профессионализма как фундаментальной базы врачебной деятельности. Проблема культуры в этом процессе занимает важное место и квалифицируется в социально-гуманитарных науках как фундаментальный способ освоения реальности, формирование личности врача, ее профессиональной и социокультурной самоорганизации, как механизм развития внутреннего мира его личности, его жизненно-ценностный ориентир. 2) Задача этого аспекта данной лекции – показать фундаментальное значение культуры в развитии личности врача и его профессионализма, а также вскрыть систему социокультурных детерминант формирования этих качеств у специалиста-медика. Вообще в большой, серьезной науке есть аксиома: в науке остаются люди, имеющие два главных качества – 
моральность (нравственность) и профессионализм. При этом профессионализм – дело наживное, со временем приобретаемое. А вот с нравственным развитием личности сложнее: иногда жизни не хватает, отмечают психологи, чтобы сформировать в себе одно качество.

            3) Образ врача – это психическая культура его личности. В целом культура формирует психическую сферу личности врача: создает социокультурный базис его «образа – Я», обеспечивает творческий и конструктивный профессиональный характер его врачебной деятельности. Именно культура, а не социальные требования, формирует человеческое и профессиональное поведение. Поэтому личность и профессионализм врача – это продукты его внутренней культуры. Образ сознания и самосознания врача – это культура его личности и профессионализма.

           4) Культурная суть личности врача – это социокультурная психика этого человека. Это внутрипсихическое его качество, которое он приобретает в течение всей своей жизни. Личность врача – это представление культуры определенной социальной группы, то есть, врач – это особый социокультурный тип общества. Посредством своей внутрипсихической культуры личность врача – не только об-раз общественных отношений (на примере взаимодействия с пациентами), но и преобразователь их по культурным образцам, принятым в обществе. Личность – это не врожденное качество человека, она возникает в результате социокультурного формирования человека в профессии врача в данном случае.

           5) Культура лежит в основе двух феноменов – личности врача и его деятельности. В связи с этим, мы можем говорить о личностной культуре врача, в которую включается ряд культурно-психических качеств его как человека. Эти качества составляют в личности врача самостоятельную систему. Представляем ее.

            а) Направленность на безвозмездное оказание помощи людям, готовность прийти им на помощь в любой момент времени – это главное качество личности и профессионализма врача в обществе.

           б) Потребность во внутрикультурном развитии, постоянном повышении своей личностной, общечеловеческой и профессиональной культуры.

           в) Мотивация врачебной деятельности – это источник профессионального самопожертвования