Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, отвечающий на вопрос: «Ради чего оно совершается?», это и индивидуальное неповторимое качество личности врача, его культурное отличие.
г) Способности личностные и профессиональные – это культурные образы успешного выполнения своей профессиональной деятельности, культурно-гуманного обращения с пациентами и своего поведения в обществе.
д) Эмоциональность в социокультурной структуре личности врача – это совокупность культурно-психических качеств, описывающих устойчивость индивидуальной психоэмоциональной системы личности врача в обществе.
е) Активность врача – это мера его взаимодействия с обществом, его общественные нагрузки, его личное социальное качество.
ж) Воля – это не только личностная, но и профессиональная культура врача, это сознательная профессиональная мобилизация (хирургов в операционной, эпидемиологов, врачей всех остальных направлений и специализаций), психологических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения профессиональных действий и поступков врача.
з) Саморегуляция – это фактор личностной профессиональной культуры врача, умение регулировать свое профессиональное и общественное поведение и деятельность.
и) Темперамент также относится к характеристикам личности врача со стороны нейродинамических особенностей его психики.
к) Характер – это культурный комплекс личностных качеств врача – миро-воззренческих как его отношение к миру (системы ценностей, взглядов, норм поведения в обществе, личностных и профессиональных установок и т.п.), накладывающий социокультурный отпечаток на все его действия и поступки – личностные и профессиональные.
В целом второй вопрос данной лекции – это научно-гуманитарный блок медицинского образования, который призван обеспечить:
1) гуманитарные потребности в формировании личности врача;
2) создать специализированный синтез из культуры личности самого врача и культурного механизма его профессии;
3) формирование культурных ориентаций и установок личности врача;
4) воспитание в личности врача культуры социально-психологической эмпатии
;
5) духовный потенциал личности врача;
6) восприятие врачебного профессионализма как элемента целостности социальной культуры данного общества.
Для нас научно-исследовательская работа – это научно-исследовательская деятельность в любом образовании, особенно в медицинском, она занимает особое место в когнитивном развитии и профессиональной подготовке специалиста. Это является условием того, чтобы профессионально удержаться на уровне современного научно-технического прогресса, выдержать его натиск и даже вырваться вперед так, как это получилось у России в военно-промышленном комплексе, в борьбе с коронавирусом, в некоторых видах спорта, искусства и др.
Сегодня мало иметь высшее образование и даже знания. Знания должны превратиться в методологическую позицию (матрицу), поднимающую профессионализм на более высокие научные уровни. Это во-первых.
Во-вторых, научно-исследовательская деятельность совершенствует профессионализм (медицинский), превращая его в профессиональные умения и навыки, формируя, в конечном счете профессиональную компетенцию. Схематично это выглядит так:
Иными словами научная деятельность – это путь к повышению профессиональной компетентности через усовершенствование профессиональны знаний, профессиональных умений и профессиональных навыков.
В истории науки об этом говорили и ученые, и философы. Так, В. Гейзенберг отмечал, что в науке профессионалом считается, прежде всего, тот, кому известны «грубейшие ошибки его профессии»
В истории философии И. Кант указывал, что философ по отношению к научному мышлению осуществляет роль «верховного философского надзора». Кроме того, он называл ученого, у которого «отсутствует философский глаз», «одноглазым чудовищем» и «циклопом». Думается, что эти предупреждения великих мыслителей обязательно надо учитывать в любом профессиональном взрослении и, прежде всего, в медицинском научном совершенствовании.
В-третьих, поскольку современная эпоха – это эпоха прежде всего научного прогресса, то развитие научных свойств сознания становится для мирового образования первостепенной задачей.
Это требует введения в методологию формирования клинического мышления студента-медика новых знаний по ряду научных вопросов: а) методологической системы научного исследования (ряда методов: аксиологического, гносеологического, онтологического, герменевтического, системного, структурно-функционального, диалектико-материалистического и др.); б) знакомства студентов-медиков и формирования у них верных формально-логических законов мышления (законов тождества, непротиворечивости, др.) и представлений о диалектико-методологических основах ведения научного исследования – законов и категорий (знание теории); в) овладения студентами методологией и методиками прове-дения общенаучного исследования (ОНИ) и конкретно-научного исследования (КНИ) болезни (практический аспект); умения работать над публикациями, грамотно и научно их оформлять.
В рамках данного курса все эти вопросы будут рассмотрены.
Выводы. В данной лекции проводится несколько главных мыслей. Во-первых, прежде чем овладевать научно-исследовательскими методами исследования, надо сформировать личность врача. Во-вторых, современный врач – это методологически, теоретически и мировоззренчески зрелая личность. В-третьих, медик с высокой научной подготовкой – это и врач, обладающий рядом социокультурных и психологических качеств.
г) Способности личностные и профессиональные – это культурные образы успешного выполнения своей профессиональной деятельности, культурно-гуманного обращения с пациентами и своего поведения в обществе.
д) Эмоциональность в социокультурной структуре личности врача – это совокупность культурно-психических качеств, описывающих устойчивость индивидуальной психоэмоциональной системы личности врача в обществе.
е) Активность врача – это мера его взаимодействия с обществом, его общественные нагрузки, его личное социальное качество.
ж) Воля – это не только личностная, но и профессиональная культура врача, это сознательная профессиональная мобилизация (хирургов в операционной, эпидемиологов, врачей всех остальных направлений и специализаций), психологических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения профессиональных действий и поступков врача.
з) Саморегуляция – это фактор личностной профессиональной культуры врача, умение регулировать свое профессиональное и общественное поведение и деятельность.
и) Темперамент также относится к характеристикам личности врача со стороны нейродинамических особенностей его психики.
к) Характер – это культурный комплекс личностных качеств врача – миро-воззренческих как его отношение к миру (системы ценностей, взглядов, норм поведения в обществе, личностных и профессиональных установок и т.п.), накладывающий социокультурный отпечаток на все его действия и поступки – личностные и профессиональные.
В целом второй вопрос данной лекции – это научно-гуманитарный блок медицинского образования, который призван обеспечить:
1) гуманитарные потребности в формировании личности врача;
2) создать специализированный синтез из культуры личности самого врача и культурного механизма его профессии;
3) формирование культурных ориентаций и установок личности врача;
4) воспитание в личности врача культуры социально-психологической эмпатии
;
5) духовный потенциал личности врача;
6) восприятие врачебного профессионализма как элемента целостности социальной культуры данного общества.
Вопрос 3. "Место и роль научно-исследовательской работы (НИР) в современном медицинском образовании".
Для нас научно-исследовательская работа – это научно-исследовательская деятельность в любом образовании, особенно в медицинском, она занимает особое место в когнитивном развитии и профессиональной подготовке специалиста. Это является условием того, чтобы профессионально удержаться на уровне современного научно-технического прогресса, выдержать его натиск и даже вырваться вперед так, как это получилось у России в военно-промышленном комплексе, в борьбе с коронавирусом, в некоторых видах спорта, искусства и др.
Сегодня мало иметь высшее образование и даже знания. Знания должны превратиться в методологическую позицию (матрицу), поднимающую профессионализм на более высокие научные уровни. Это во-первых.
Во-вторых, научно-исследовательская деятельность совершенствует профессионализм (медицинский), превращая его в профессиональные умения и навыки, формируя, в конечном счете профессиональную компетенцию. Схематично это выглядит так:
Иными словами научная деятельность – это путь к повышению профессиональной компетентности через усовершенствование профессиональны знаний, профессиональных умений и профессиональных навыков.
В истории науки об этом говорили и ученые, и философы. Так, В. Гейзенберг отмечал, что в науке профессионалом считается, прежде всего, тот, кому известны «грубейшие ошибки его профессии»
В истории философии И. Кант указывал, что философ по отношению к научному мышлению осуществляет роль «верховного философского надзора». Кроме того, он называл ученого, у которого «отсутствует философский глаз», «одноглазым чудовищем» и «циклопом». Думается, что эти предупреждения великих мыслителей обязательно надо учитывать в любом профессиональном взрослении и, прежде всего, в медицинском научном совершенствовании.
В-третьих, поскольку современная эпоха – это эпоха прежде всего научного прогресса, то развитие научных свойств сознания становится для мирового образования первостепенной задачей.
Это требует введения в методологию формирования клинического мышления студента-медика новых знаний по ряду научных вопросов: а) методологической системы научного исследования (ряда методов: аксиологического, гносеологического, онтологического, герменевтического, системного, структурно-функционального, диалектико-материалистического и др.); б) знакомства студентов-медиков и формирования у них верных формально-логических законов мышления (законов тождества, непротиворечивости, др.) и представлений о диалектико-методологических основах ведения научного исследования – законов и категорий (знание теории); в) овладения студентами методологией и методиками прове-дения общенаучного исследования (ОНИ) и конкретно-научного исследования (КНИ) болезни (практический аспект); умения работать над публикациями, грамотно и научно их оформлять.
В рамках данного курса все эти вопросы будут рассмотрены.
Выводы. В данной лекции проводится несколько главных мыслей. Во-первых, прежде чем овладевать научно-исследовательскими методами исследования, надо сформировать личность врача. Во-вторых, современный врач – это методологически, теоретически и мировоззренчески зрелая личность. В-третьих, медик с высокой научной подготовкой – это и врач, обладающий рядом социокультурных и психологических качеств.