Файл: Н. Носов Телефон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 3 класс

Тема: Н.Носов «Телефон».

Цель:

Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н. Носова «Телефон», анализ данного произведения.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков; продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающие: способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать речь учащихся.

Воспитательные: способствовать потребности в ЗОЖ: показать влияние телефонов на здоровье человека при неправильном его использовании, познакомить с этикетом разговора по телефону.

Планируемые результаты:

Личностные: учащиеся проявят творческое отношение к процессу обучения; оценят себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

- познавательные: смогут перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

- регулятивные: сумеют поставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты работы;

- коммуникативные: смогут высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: познакомятся с рассказом, проанализируют его, сделают вывод, почему рассказ юмористический.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. 3 класс.

Проектор, компьютер, презентация к уроку, выставка книг Н.Носова.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.



Проверяют готовность к уроку.



Эмоциональный настрой.


Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

-Скажите,пожалуйста, какой раздел по чтению мы изучаем?

/Собирай по ягодке, наберёшь кузовок./

-Какие задачи вы поставили при изучении этого раздела?

Показывает книги Н.Носова:

«Живая шляпа», «Заплатка», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Федина задача».

- Кто написал эти рассказы? /Н. Н. Носов

-А что вы знаете про него? /Слайд 1/

- Где и когда родился Н. Н. Носов?

- Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем?

- Где учился Носов?

- Какую получил профессию?

- Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан? В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

1.Проверка домашнего задания

-С каким произведением знакомились на прошлом уроке?

1)Пересказ текста по составленному диафильму
2)Дети выполняют тест (приложение 1), затем проверяют работу своего соседа (взаимопроверка)

-У кого нет ошибок? 1 ошибка?

/Слайд 2/

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

Те-те-те

Чайник кипит на плите.

Ле-ле-ле

Кружка стоит на столе.

Фон-фон-фон

Старый звучит патефон.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

-Составь из первых слогов чистоговорки слово. - Первые слоги соедините и у нас получится название нашего произведения

3.Постановка темы и цели урока.

- Как вы думаете, над каким произведением вы сегодня будете работать?

- Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова.

- Сегодня прочитаем рассказ «Телефон».

- Какие цели поставим на уроке?

/Познакомимся с рассказом, проанализируем его, сделаем вывод/.

1. Словарная работа.

- Что такое телефон? И для чего он нужен? /Ответы детей./

- Посмотрите, как это слово написано. (Телефо′н)

- Почему используется два цвета? /Ответы детей./

- Правильно! Это словарное слово.

2. Информация об изобретении первого телефона.
/Слайд 3/

- А кто знает историю изобретения телефона?

Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. Так получилось, что в один и тот же день14 февраля было подано две заявки на изобретения телефона. Это

физик Э. Грей и преподаватель школы глухонемых А. Белл. Белл принес свою заявку на два часа раньше. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России. Люди давно искали способы быстрого общения. Так при раскопках одного из дворца в Перу археологи обнаружили два тыквенных сосуда, соединенных бечевкой. Ученые пришли к выводу, что это один из предков телефона. (Идея жива и сейчас – кто из вас не устраивал «телефон» из спичечного коробка, соединенного ниткой?)

/Слайд 4/

Но время идёт вперёд. Осваиваются новые технологии. И вместе с проводными телефонами, мы пользуемся сотовой связью.

- С какого слова начинается, чуть ли не каждый, телефонный разговор? (Алло)

- А вы знаете, когда возникло слово «алло»?

Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан

« Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Изречение морское, употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому, с кем хотели говорить.

Положительная реакция на установку учителя.
Прогнозирование темы урока, обоснование.

Ответы учащихся.

Восприятие нового.

Выполняют тест, взаимопроверка


Читают хором с разной интонацией.


Ставят цель урока

Подчеркивают орфограммы

Составляют и решают задачу.

Первые телефонные станции были установлены в 1882 году. Сейчас 2022год. Сколько лет люди пользуются телефоном?

140 лет

Рассказ Вани, Кристины


Рассказ Рамина


Самоопределение (Л.)

Целеполагание (Р.)

Познавательные.

Коммуникативные.

Умение работать с чистоговорками.

Формирование математической грамотности

Развитие речи.

Поиск и выделение необходимой информации.

(Позн)
Развитие логического мышления.

Умение доказать своё мнение.

3.Подготовка к первичному восприятию текста.

- Вы прекрасно знаете, что рассказы Н. Носова наполнены юмором.

- Как вы думаете, о чем этот рассказ? /Слайд 5/

- После слушания рассказа попробуйте ответить на вопрос: «Почему у рассказа такое название?»
2. Первичное знакомство с текстом.

Высказывают своё мнение.

Предположения детей.
Воспринимают на слух художественный текст, следят, определяют смысл произведения.

Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос.

Свободно выражать своё мнение.

Слушать товарищей.

Самоопределение (л)

Целепологание (р)

Умение слушать и следить, воспринимать текст на слух.


4. Проверка первичного восприятия текста.




- Почему у рассказа такое название?

- Над чем вы смеялись, когда слушали рассказ?

Это юмористическое произведение?

Что такое юмор?

- Как вы думаете, какое продолжение может быть у этого произведения?

- Вы порадовали меня своим воображением, побывав в роле писателя.

- Чтобы узнать какой финал у этого рассказа, дома вы должны будете найти и прочитать его до конца.

- Почему было интересно слушать этот рассказ?

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И читать мы начинаем.


Доказывают своё мнение.

Прогнозирование развития действий.

Юмористический.
Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией.




Регулятивные.

Коммуникативные.


6. Вторичное восприятие произведения, анализ.







1. Подготовительная работа перед чтением.

а) Обучение чтению целыми словами (хоровое)

- Читайте плавно по слогам, затем – целыми словами:

за-ме-ча-тель-ну- ю – замечательную

пе-ре-го-ва-ри-вать-ся – переговариваться

раз-го-ва-ри-ва-ешь – разговариваешь

б) Отработка трудных слов (хоровая).

- Читайте внимательно.

продавщица

проволокой

Мишкиному

обниматься

2. Чтение по ролям.

- А сейчас мы прочитаем рассказ. Откройте учебники на стр. 170.

- Просмотрите рассказ .Назовите особенности рассказа?

Как он построен?

- Что такое диалог?

- Как лучше читать диалог?

- Мы будем читать по ролям. Постарайтесь читать выразительно, чтоб вас было интересно слушать. (Закрыть экран)

3. Художественный анализ.

- Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

- Почему у ребят не получился разговор? /Слайд 6/

(на доске варианты ответов)

-не знали о чем говорить;

-не умели говорить по телефону;

-взволнованы;

-относились несерьезно;

-это игрушка.

- А вы хотели бы иметь такой телефон? (…но вы тоже мечтали)

- А наши герои могли мечтать?

- Похожи ли мальчишки из рассказа Н. Носова на Вас?

4. Художественная интерпретация.

- Как вы считаете, какие проблемы поднимает автор в своём рассказе «Телефон»?

- Могло бы это произойти в наши дни?

- Почему?

/Действительно, Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного этикета, но и ещё одну немаловажную проблему: влияние телефона на здоровье человека/.

5.Художественное творчество.

1) - А сейчас, поработаем в группах и составим памятку разговора по телефону по опорным словам.

Правила пользования телефоном.

  1. Разговаривая по телефону, следует контролировать свою __________. Не следует _____________ в трубку.

  2. ______________ слушайте собеседника, никогда не _____________ его.

  3. Куда бы вы не звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто ________?» «Кто ________?»

  4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться-назвать ___________.

  5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят ________________.

  6. Никогда не говорите по телефону с набитым ______, не _______, не ______.

  7. Если во время разговора Вы чихнули или закашляли, постарайтесь _____________ трубку __________, чтобы это не было слышно. Если Вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать _________________.

  8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета - первым кладет трубку тот, кто _________________.

  9. ____________ подолгу разговаривать по телефону.


- Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?
- Что вас удивило?

- Рассмешило? А может быть насторожило?

- Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация? (- он сначала разобрал, чтобы посмотреть, как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из телефона сделал электрический звонок. А затем разобрал батарею и остался без него.

- мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, понял. Как получается электричество. Потом лёг быстро заснул.)
2) Каково влияние телефона на здоровье людей:

Слайд 7

Рассказ Ильнары

Кати Слайд 8



Выразительно читают по ролям, следят.

Поиск ответов на поставленные вопросы.


Работаем в группе.

Создают памятку разговора по телефону.
1. Разговаривая по телефону, следует контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2. Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его.

3. Куда бы вы не звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» «Кто говорит

4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться-назвать свое имя.

5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят перезвонить.

6. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7. Если во время разговора Вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если Вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините».

8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета - первым кладет трубку тот, кто звонил.

9. Нельзя подолгу разговаривать по телефону.

Обобщают, делают выводы.


Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками. (К)
Формирование читательской грамотности

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. (П)


Развитие речи.

Работа в паре.

Самопроверка, самооценка.

Умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению.

Оценивать и себя и товарища.


Коммуникативные.

Личностные.

Познавательные.

Регулятивные.

Личностные.

Коммуникативные.

7. Рефлексия. Итог урока. Слайд 8

- Понравился ли вам рассказ Н.Носова?
- Чему научил вас рассказ «Телефон»?

- Чему учат рассказы Носова?

(В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.)
- Выделите верные ответы.

С какой целью Носов написал свой рассказ?
Чтобы:
1. Развеселить читателя.

2. Подшутить над кем-нибудь.
3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
4. Разбудить фантазию читателя.
Продолжите фразу:

1. Я научился…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Больше всего мне понравилось…

5. Я понял, что…

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.

/Познакомимся с рассказом, проанализируем его, сделаем вывод/.

- Достигли мы этого?- Оценки за урок.

Подводят итог урока.

На слайде находят нужное утверждение, доказывают своё мнение.

Рефлексия способов и условий действия. (П)

Умение находить главное.

Самооценка на основе критерия успешности. (Л)

ценивание качества своей и общей учебной деятельности.

(К)

8. Домашнее задание.

- Найти и прочитать продолжение рассказа.

- Рассказать, как вы общаетесь по телефону.

- Нарисовать телефон будущего или его « предка».

- Придумать загадку про телефон.

- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Спасибо за урок!

Запись домашнего задания в дневник.