Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Склонны к трехфакторному представлению профессиональных деформаций Г.Х. Фирт и А. Мимс, а также И.Ф. Иваничи и Р.Л. Шваб. При этом они тоже рассматривают эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцированные персональные достижения. [9, с. 59].

Вместе с тем, в деперсонализации они дополнительно выделяют два аспекта: деперсонализацию, связанную с работой, и деперсонализацию, связанную с реципиентами (под деперсонализацией понимается отрицательное отношение к клиентам, к профессиональной деятельности и ее предмету).

Систематизация рассмотренных концепций «выгорания» представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Систематизация признаков «выгорания» по факторам

Источник деформации

Факторы концепций

Авторы концепций

Аффектная деформация

Установочная деформация

Г.Х. Фирт и А. Мимс, а также И.Ф. Иваничи и Р.Л. Шваб

Б.А.

Фарбер

К. Маслач и

С. Джексон

Эмоциональное истощение

+

+

+

+

Деперсонализация

+

+

+

- связанная с работой

+

+

- связанная с отрицанием профессии

+

+

Редукция личных достижений

+

+

+

Личностное отдаление (дезадаптация)

+

+

Профессиональная мотивация

+

+

Систематизация концепций объяснения профессиональной деформации как «выгорания» показывает, что во всех рассмотренных теоретических концепциях присутствуют не менее двух компонентов: аффективный и конативный. В то же время, ни в одной из проанализированных теоретических концепций не рассматривается когнитивная составляющая, тогда как в части эмпирических исследований она присутствует.


В научной литературе существует еще один структурной подход объяснения профессиональной деформации личности. Согласно Э. Дюркгейму, социальная личность содержит два сознания: первое формирует индивидуальность личности с ее уникальными мироощущениями и картиной мира, а второе выражает принадлежность к социальной общности [26, с.104-105].

Специфика социальной компоненты поведения личности состоит в том, что она определяется не личными интересами, а общественными целями. Ее функция заключается в предотвращении разобщенного поведения личностей, тогда как функция первой компоненты – обогащение внутреннего мира индивидуальности. Такое различие этих двух функций в структуре личности служит источником противоречия между ними и основанием возникновения профессиональной деформации.

Предлагаемый структурной подход объяснения профессиональной деформации предполагает, что данное явление объективно регулируется действием трех структурно-формирующих законов: информированности упорядоченности, композиции и пропорциональности [34, с. 112-128]. В частности, по Э. Дюркгейму, под действием закона пропорциональности в структуре личности возникают три результата:

1) чем энергичнее социальные воздействия, тем слабее индивидуальные предпочтения;

2) при средней интенсивности социальных воздействий личность действует преимущественно в собственных интересах;

3) чем неопределеннее социальные правила поведения и мышления, тем более вмешивается индивидуальная рефлексия в ущерб социальным связям [26, с. 146-147].

В реальной действительности складывающаяся мера пропорциональности между индивидуальным и социальным в сознании личности транслируется ею в окружающую организационную среду через эмоции. Именно они позволяют узнать о характере поведения личности [26, с. 279]. В результате получается, что эмоции служат индикатором поведения личности. Следовательно, об объективном наличии и направленности профессиональных деформаций личности можно узнать через ее эмоции.

Е.А. Климов рассматривает профессиональную деформацию через следующие «нежелательные исходы профессионального развития» [9; с.128-132]:

1) стихийное развитие (зависимость от обстоятельств);

2) ложнонаправленное развитие (деформации этического развития);

3) отягощенное развитие (вредные перестройки сознания работника);

4) застой развития (стагнация);

5) обратное развитие (деградация, утрата профпригодности…).

Главная причина по многим этим вариантам нежелательного профессионального развития связана либо с невостребованностью имеющихся позитивных качеств и их соответствующей деградацией, либо с их ослаблением.


А.К. Маркова связывает профессиональные деформации со следующими состояниями работника [8, с. 154-163]:

1) утомление, усталость человека от данной работы;

2) монотония трудового процесса (заметим, что проблемы монотонии труда впервые были осознаны еще во времена введения конвейерного производства в начале ХХ века на заводах Г.Форда, что сразу же породило множество концепций «обогащения труда»);

3) психическая напряженность в труде (и как следствие – «эмоциональное выгорание» работника);

4) профессиональные кризисы (особенно, повторяющиеся кризисы);

5) профессиональные заболевания. А.К. Маркова, таким образом, расширяет понятие «профессиональные деструкции», включая туда и «кризисы профессионального развития», и «профессиональные заболевания». Также важным является выделение «монотонии труда», которая во многом и провоцирует «профессиональную деформацию».

В итоге получается, что термин «профессиональная деформация» имеет много общего с большинством рассмотренных близких понятий, и соответственно, в разных контекстах научно-практической литературы они используются как синонимы. Например, такие понятия как «личностные деструкции специалиста», «выученная беспомощность», «профессиональные страхи», «профессиональные акцентуации», «синдром эмоционального выгорания», «профессиональные стрессы (дистрессы)» и др., фактически, являются вариантами или уровнями проявления «профессиональной деформации». Исключением является здесь понятие «кризис профессионального развития», которое носит более глобальный характер, и часто является следствием «профессиональных деформаций».

Следует также отметить, что многие авторы связывают

«профессиональные деформации» (и их аналоги) с негативными изменениями личности, отрицательно влияющими как на сам трудовой процесс, так и на взаимоотношения с другими людьми [35].

Таким образом, проведя анализ различных точек зрения относительно понятия «профессиональная деформация», нам представляется необходимым осуществить разделение понятия профессиональная деформация и ее проявления.

Профессиональная деформация - это негативные изменения личности работника, вызванные длительным выполнением одной и той же работы или спровоцированные противоречиями в труде (на уровне целей, ценностей, мотивов) различными неблагоприятными условиями труда, которые негативно сказываются как на эффективности выполняемой работы, так и на различных взаимоотношениях, возникающих как в процессе профессиональной деятельности (с коллегами, руководством, посетителями), так и во взаимоотношениях вне работы (с семьей, друзьями, различными другим людьми).


Проявлениями могут быть синдром «профессионального выгорания», профессиональные стрессы (дистрессы) и т.д.

ГЛАВА.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

2.1.Организация и методы исследования.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап. Аналитический. На данном этапе изучалась литература по данной проблеме. В рамках проведения исследования были изучены вопросы, касающиеся особенностей становления личности психологов-консультантов, условия и факторы, влияющие на профессиональную деформацию личности, были выявлены общие характеристики проблем, связанных с деформацией личности психолога-консультанта. В результате проделанной работы был обозначены: предмет, объект исследования, выдвинута гипотеза, обозначены методики, по которым будет проводится исследование.

2 этап. Эмпирический.

На данном этапе проводилась эмпирическая проверка выдвинутой гипотезы. Было организовано исследование среди психологов-консультантов, Мурманский психологический центр «Себе навстречу».

3 этап. Аналитический.

Данный этап связан с обобщением полученных эмпирических данных.

Базовой площадкой для проведения исследования был выбран Мурманский психологический центр «Себе навстречу».

Было отобрано 9 респондентов женского пола с высшим психологическим образованием и стажем работы от 5-10 и от 15-20 лет. Средний возраст респондентов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет составляет от 27-33 лет, средний возраст респондентов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет составляет от 37-42 лет.

Для проведения исследования нами были использованы:

- метод статистического анализа эмпирических данных Т- критериальный анализ по Стьюденту;

- метод математической обработки данных (корреляционный анализ) по Пирсону;

- факторный анализ (метод главных компонентов) с последующим вращением VarimaxNormalaized.

Для проведения исследования были отобраны следующие диагностические методики:


- тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева (Леонтьев, Рассказов, 2006);

- опросник эмоционального выгорания В.А. Бойко (Бойко, 2008);

В рамках исследования деформации личности психолога-консультанта нами были обозначены параметры, необходимые для изучения.

Одним из первых параметров была обозначена эмоциональная сфера. В изученной литературе достаточно много говорится о том, что с повышением стажа во время профессиональной деятельности страдает эмоциональная составляющая личности, начинают появляться симптомы синдрома эмоционального выгорания

Так как эмоциональная сфера психолога-консультанта является одним из главных компонентов личности психолога-консультанта и от нее зависит выстраивание взаимосвязей, отношение личности к своей профессии, к окружающим людям было проанализировано достаточно большое количество методик для выявления этого параметра. В результате был отобран опросник «Эмоционального выгорания» В.В. Бойко (Бойко, 2008).

С помощью данного опросника можно проанализировать не только эмоциональное состояние, но и выявить корреляционные связи с другими параметрами, влияющими на развитие личности в целом.

Вторым параметром, для изучения, был выбран уровень жизнестойкости. Именно уровень жизнестойкости позволяет личности справится с возникновением внутренней напряженности, справится со стрессами во время становления профессиональной деятельности.

Для выявления и изучения данного параметра был отобран тест жизнестойкости Мадди, в адаптации В.А. Леонтьева. Значимость данного теста в нашем исследовании заключается в том, что при обработке полученных результатов можно выявить насколько психологи-консультанты готовы к принятию риска, насколько они вовлечены в профессиональную деятельность, и насколько они могут сохранять общий уровень жизнестойкости на разных этапах становления профессиональной деятельности (Леонтьев, Рассказов, 2006).

1. Тест жизнестойкости Мадди (Леонтьев, Рассказов, 2006).

Тест жизнестойкости С. Мадди предназначен для изучения уровня жизнестойкости. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности.

С 2002 года ведется разработка и апробация русско - язычной версии.

Русско - язычная версия содержит в себе 45 пунктов, состоящих из прямых и обратных вопросов всех трех шкал: контроль, принятие риска, вовлеченность.