Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardycoping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность(commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить, как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.


2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. (Бойко, 2008).

Данная методика разработана В.В. Бойко в 1996г. Тест состоит из 84 утверждений, на которые испытуемый должен ответить однозначными вопросами: да, нет.

Личностный опросник, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающий у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Методика выделяет три стадии развития эмоционального выгорания: фаза напряжения, фаза резистенции, фаза истощения, каждая из которых имеет 4 симптома проявления.

- Фаза напряжения включает в себя: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию. Появление стадии напряжения, является предвестником начала развития механизма формирования синдрома эмоционального выгорания.

- Фаза резистенции включает в себя: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, эмоционально - нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей. Появление стадии резистенции весьма условно, при этом человекстремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования.

- Фаза истощения включает в себя: эмоциональный дефицит, эмоциональную отстраненность, личностную отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

2.2.Анализ профессиональной деформации.

Для изучения различий в степени выраженности психологических параметров психологического благополучия и жизнестойкости психологов-консультантов в зависимости от стажа профессиональной деятельности было проведено сравнение средних значений показателей по Т- критерию Стьюдента.

Т-критериальный анализ позволил выделить наиболее значимые отличия между психологами-консультантами со стажем 5-10 лет и психологами-консультантами со стажем 15-20 лет.

Рассмотрим полученные результаты более подробно.

Как видно из таблицы 2.1, психологи-консультанты со стажем работы от 5-10 лет имеют более высокие значения по показателям автономии, управления средой, самопринятия, психологического благополучия, у психологов-консультантов со стажем 15-20 лет более выражены показатели рефлексивности, резистенции и эмоционального выгорания.


Таким образом, можно предположить, что молодые психологи-консультанты в большей степени могут быть самостоятельными и независимыми.

Несмотря на давление, оказываемое со стороны общества, могут противостоять и действовать так, как они сами считают нужным. Обладают большей компетенцией в управлении окружением, могут самостоятельно контролировать свою деятельность. Психологи-консультанты могут самостоятельно, без посторонней помощи, менять направление деятельности в зависимости от запроса.

У психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет здоровая самооценка, они способны принимать себя такими, какие они есть, принимая во внимание свои сильные и слабые стороны.

Таблица 2.1.

Результаты сравнительного анализа изучения различий в степени выраженности свойств личности психологов-консультантов в зависимости от стажа профессиональной деятельности по Т - критерию Стьюдента

Параметры

5-10 лет

стажа

15-20 лет

стажа

t-value

Р

1

2

3

4

5

вовлеченность

41,47

39,22

1,153

0,252

контроль

31,17

29,92

0,640

0,523

принятие риска

16,77

16,55

0,179

0,857

напряжение

25,12

31,15

-1,649

0,103

резистенция

39,57

55,42

-2,992

0,003

истощение

30,82

32,65

-0,460

0,646

эмоциональноевыгорание

95,52

117,67

-2,060

0,042

Личность психологов-консультантов в данный отрезок ощущает свою целостность, полна физического, эмоционального и социального благополучия.

Об этом свидетельствую высокие показатели по таким параметрам, как: автономия, управление средой, самопринятие, психологическое благополучие.


У психологов-консультантов со стажем 15-20 лет картина выглядит немного иначе.

Они в большей степени оценочно относятся как к своим поступкам, так и к поступкам окружающих. Большое значение для психологов-консультантов играет не только сама деятельность, но и оценка ее качества.

Со временем, в рамках профессиональной деятельности, психологи-консультанты все больше становятся подвержены стрессовым ситуациям, которые в той или иной мере начинают сказываться именно на эмоциональном благополучии личности психолога-консультанта. Постепенно начинает развиваться эмоциональная дезориентация, в силу накопленной усталости, неадекватного реагирования.

У психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет в большей степени выражены такие психологические механизмы, которые могут повлечь за собой в дальнейшем развитие синдрома эмоционального выгорания.

К таким механизмам можно отнести: полное или частичное отрицание эмоций, яркое реагирование на стрессовые ситуации или наоборот полное игнорирование их.

Проанализировав полученные результаты и сравнив две группы психологов-консультантов, можно сделать следующие выводы.

Психологи-консультанты со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет, находятся на стадии перехода от мастерства, к авторитету. Поэтому для этих психологов-консультантов вполне объяснимым является высокий показатель рефлексии, когда важным является оценка и анализ деятельности не только своей собственной, но и окружающих. В то же время, значимым для этого этапа является развитие резистенции, когда у педагога под влиянием профессиональной деятельности и стрессовых ситуаций происходит замещение одних эмоций на другие.

Происходит дезориентация эмоционального фона, и как следствие срабатывание защитного механизма и развитие синдрома «эмоциональное выгорание».

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что личность во время становления профессиональной деятельности со стажем от 5-10 лет является более витальной, гармоничной, обладающей психологическим благополучием, нежели личность со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет. Это выражается в повышенном чувстве автономии, управлении средой, само принятии.

У психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет более выраженным становятся симптомы синдрома эмоционального выгорания, психологическое благополучие по своим показателям ниже, чем у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет, что может быть рассмотрено, как нарастание профессиональной деформации личности.


ГЛАВА.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Меры преодоления деформаций психологами в целом следуют руслу общих рекомендаций представителями любых профессий. Однако специфичным фактором эффективности этих мер может стать подсознательное или сознательное увиливание психолога от работы над собой. Повторяя каждому клиенту постулаты о том, что без его внутреннего настроя невозможно добиться результата, психологи не всегда готовы применить это правило к себе. Внутреннее сопротивление психологов оказывается высоким и трудно преодолимым. Если психолог берётся за диагностику или коррекцию коллеги, следует учитывать это обстоятельство.

Меры предупреждения и преодоления негативных профдеформаций:

• Осознанное отношение к возможности профессиональных изменений психики и физиологии;

• Определение разумного объёма и удобного графика работы, выделение времени на отдых;

• Принцип полного переключения с работы на отдых и личное общение;

• Смена направления работы, изучение смежных тем и трендов, переход от теории к практике и обратно;

• Преподавательская, литературная, творческая деятельность;

• Поиск новых групп общения, в том числе посредством профессиональной переподготовки;

• Регулярная диагностика, психологические консультации, а при необходимости психокоррекция или психотерапия.

С точки зрения научно-практического исследования явления профессиональной деформации психологов оперировать практически нечем. Достоверных и обширных статистических данных нет, да и западные источники крайне скупы на цифры. Поэтому оценить какие-либо средние тренды или выделить какие-то более или менее значимые факторы, влияющие на профдеформацию психологов, невозможно. Остаются теоретические обоснования и предположения, опирающиеся на практический опыт отдельных специалистов. Но в целом, недооценивать явление профессиональной деформации психологов нельзя.

В России постоянно расширяется круг психологов. Психологи работают в каждой школе. Психологи входят в составы отделов труда средних и крупных компаний. Психологи (и не только они) ведут многочисленные тренинги и курсы. Психологи проводят частные консультации, не регламентированные ни законом, ни кодексами профессиональных сообществ. В целом, проблема и профессиональной деформации, и в более широком плане - проблема компетенции психологов вообще - остаётся актуальной на глобальном уровне. А на личном уровне каждому и начинающему, и уже состоявшемуся психологу следует обращать внимание на собственное состояние и оценивать факторы влияния профессии на личность. Это вопрос не только профессиональной компетенции, но и персонального, семейного, общественного плана, гармонии личности в целом.