Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание..pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается объективной и актуальной.
На сегодняшний день существует достаточное количество материала и научных исследований на тему влияние профессии на личность. Одним из ключевых моментов, является изучение деформации личности во время становления в профессиональной деятельности на разных временных отрезках.
В своем исследовании мы уделили большое внимание деформации личности психолога-консультанта, так как на сегодняшний день имеется недостаток в теоретическом и практическом материале по данной тематике. Нехватка материала осложняет проведение коррекционных и профилактических мероприятий по данной теме.
Все, кто занимается изучением данной проблемы, сходятся в одном, а именно, в том, что психологи-консультанты, несмотря на свою принадлежность к профессии типа «человек - человек» отличаются по своим личностным характеристикам от полицейских, врачей, менеджеров, администраторов и других представителей такого рода профессий.
Специфика профессиональной деятельности психолога-консультанта отличается тем, что представители данной профессии - это, прежде всего эталон для подражания, с устойчивой и гибкой психикой, быстро реагирующий как на внешние, так и на внутренние раздражители, а также на быстро изменяющиеся условия профессиональной деятельности.
По результатам нашего исследования мы обнаружили, что у психологов-консультантов имеются как характерные свойства личности, так и специфические, появляющиеся в процессе освоения личностью профессиональной деятельности.
В то же время мы обнаруживаем, что деформация личности на стадии освоения профессиональной деятельностью от 5-10 лет больше выражаются в изменениях структуры личности, а на стадии профессиональной деятельности от 15-20 лет к этому начинает добавляться эмоциональное истощение, которое в последствие может привести к развитию синдрома эмоционального выгорания.
Гипотезы, выдвинутые нами в исследовании, частично нашли свое научное подтверждение. Выраженность деформации личности психолога-консультанта в большей степени проявляется у психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности 15-20 лет, в то же время наблюдается взаимосвязь между стажем профессиональной деятельности и профессиональной деформацией личности психолога-консультанта.
В процессе анализа полученных данных, мы обнаруживаем, что психологи-консультанты приобретают очень важные качества личности, способствующие развитию защитных механизмов, развитию личности в новом качестве, когда важным становится не только внутреннее содержание своего «Я», но и окружающие люди и события, с которыми приходится пересекаться в рамках своей профессиональной деятельности.
При анализе данных, полученных в результате корреляционного анализа, можно сделать предположение о том, что психологи-консультанты со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет больше уделяют внимания своему внутреннему состоянию.
Психологи-консультанты способны создавать обстоятельства и изменять условия, необходимые для удовлетворения личных потребностей для достижения поставленной цели.
Для психологов-консультантов очень важна личная автономия, личные желания и требования, которые они стараются реализовать в процессе профессиональной деятельности. Психологи-консультанты со стажем профессиональной деятельности от 5-10 лет больше рефлексируют в отношении себя, нежели в отношении коллег.
У психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет постепенно личность начинает переходить на более высокий уровень, уровень профмастерства. Об этом свидетельствует показатель личностный рост, стремление достичь определенной цели в жизни.
Так же можно отметить, что при полной вовлеченности в профессию у психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности от 15-20 лет личность является здоровой, как физически, так и психологически. Истощение и напряжение не развиваются.
Таким образом, мы приходим к выводу, что профилактической работой с личностью психолога-консультанта надо заниматься уже на ранних стадиях становления и развития в профессиональной деятельности.
Вовлеченность в профессию и поддержание интереса помогают личности оставаться здоровой и гармонично развитой на протяжении всего периода нахождения в профессиональной деятельности.
Меры предупреждения и преодоления негативных профдеформаций:
• Осознанное отношение к возможности профессиональных изменений психики и физиологии;
• Определение разумного объёма и удобного графика работы, выделение времени на отдых;
• Принцип полного переключения с работы на отдых и личное общение;
• Смена направления работы, изучение смежных тем и трендов, переход от теории к практике и обратно;
• Преподавательская, литературная, творческая деятельность;
• Поиск новых групп общения, в том числе посредством профессиональной переподготовки;
• Регулярная диагностика, психологические консультации, а при необходимости психокоррекция или психотерапия.
С точки зрения научно-практического исследования явления профессиональной деформации психологов оперировать практически нечем. Достоверных и обширных статистических данных нет, да и западные источники крайне скупы на цифры. Поэтому оценить какие-либо средние тренды или выделить какие-то более или менее значимые факторы, влияющие на профдеформацию психологов, невозможно. Остаются теоретические обоснования и предположения, опирающиеся на практический опыт отдельных специалистов. Но в целом, недооценивать явление профессиональной деформации психологов нельзя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Безносов, С.П. Профессиональная подготовка и ее влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации) / С.П. Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть. - СПБ.: народное образование, 2010. - 156 с.
- Бодров, В.А. Психологические основы профессиональной деятельности [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос. 2017. - 855 с.
- Волков, А.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности/ А.А. Волков, И.Н. Назаров, И.А. Усачева// Фундаментальные исследования. - 2015. - Т. 2. - No 23 - С. 5219- 5222.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
- Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психическое здоровье / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.:СпбГУ, 2010. C. 443-460.
- Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2012. C.473-474.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 240 с.
- Ли, А.М. Психологическая превенция профессиональной деформации личности у педагогов и психологов/ А.М. Ли, С.В. Офицерова// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013.-Хо 34.- С .54.
- Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. Составители А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 90 с.
- Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и психологическимспециальностям / Н.С. Пряжников. Москва, 2012.
- Пряжников Н.С., Ожегова Е.Г, Румянцева Л.С. «Профессиональное выгорание» в психолого-педагогической работе // Здоровье детей - Первое сентября. 2014. №9. С.22-25.