Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что на данный момент российское государство решительно настроено на поддержку и развитие предпринимательской деятельности. Неоднократно отмечалось президентом, что малое предпринимательство – это огромный резерв, способствующий экономическому росту всей страны. Чтобы развивать прогрессирование сферы предпринимательства, нужна рационально сбалансированная система правовых норм, а также тщательно продуманные организационные меры.

Предпринимательство, разумеется, неразрывно связано с экономикой, при этом является ее неотъемлемой частью. Также это разновидность хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность направлена в основном на получение прибыли, но может ставить перед собой и другие цели. Чаще всего осуществляется в условиях значительной неопределенности и повышенного риска, ей присущ выраженный динамизм действий.

Объект исследования – общественные отношения в сфере предпринимательского права как одной из значимых отраслей права Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование правоотношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Целью курсовой работы является анализ предмета, метода и принципов предпринимательского права, а также определение места предпринимательского права в системе других отраслей права, выявление проблемных аспектов и определение методов их решения.

Задачи исследования следующие:

- изучение понятия, предмета и метода предпринимательского права;

- рассмотрение принципов предпринимательского права;

- анализ предпринимательской деятельности как объекта предпринимательского права;

- определение места предпринимательского права в системе отраслей права России.

Теоретическую основу данного исследования составили работы различных ученых, в работах которых тем или иным образом отражены отдельные аспекты науки предпринимательского права, такими учеными являются И.В. Ершова, А.М. Савин, В. В. Кванина, Т.Р. Высоцкая, Е.П. Губин и другие.

Методологическую основу составляют методы сравнительного правоведения, анализа и синтеза, формально-логический, формально-юридический, системно-структурный, теоретико-прогностический.


Структура курсовой работы включает введение, две главы, два параграфа, заключение, список использованных источников.

1.Общая характеристика предпринимательского права

1.1.Понятие, предмет и метод предпринимательского права.

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Регулируемые общественные отношения определяют предмет отрасли права и отражают их качественное состояние. Предпринимательское право, являясь правом рыночной экономики, осуществляет регулирование общественных отношений в области экономической деятельности. Рыночные механизмы и многообразие форм собственности (частная, государственная и иная) пришли на смену традиционным основам экономики страны для недавно функционировавшей системы социалистического хозяйствования, основывающейся на государственной собственности. На этапе капиталистической общественно-экономической формации современной России, имеющей цель получения прибыли, функционирует конституционный принцип свободы предпринимательства.1

Начало ХХI в. ознаменовано проведением множества научных конференций и «круглых столов», рассматривающих вопросы необходимости исследовать современное состояние рыночных отношений и факторы, которые на них влияют[1]. Политические, социальные, географические и экологические факторы воздействуют на экономику, позволяя по-новому взглянуть на сущность отношений, которые регулируются предпринимательским правом, а также исследовать перспективные направления развития экономики страны. Сочетание экономики, политики и права видится очевидным.

Научная литература содержит мнение, согласно которому экономика современной России характеризуется переходным периодом. Многим авторам свойственны консервативные выводы, согласно которым современная экономика представляется колониально-сырьевой моделью[2]. Аргументированная последовательность профессора И.В. Дойникова в части безответственности государственных органов за происходящие процессы в экономике предлагает принятие новой Конституции России и основных законодательных актов[3]. Вместе с тем, в нормах Конституции РФ[4] закреплено достаточное количество экономико-правовых механизмов, способных эффективно воздействовать на экономические процессы. России присущи уникальные особенности экономическо-правового развития, несмотря на то, что отсутствует концепция развития страны есть элементы спекулятивного бюрократическо-олигархического капитализма.


Целесообразно согласиться с мнением зарубежного ученого-компаративиста Р. Леже, который отметил, что «право России еще долгое время будет сохранять свою самобытность, которая будет препятствием для вступления в семью романо-германских систем»[5].

Ученые-хозяйственники, среди которых В.В. Лаптев[6], В.К. Мамутов[7], С.С. Занковский[8] и др., определили предмет предпринимательского права – это предпринимательско-правовые отношения, в том числе: 1) отношения, которые возникают при осуществлении экономической деятельности (включая предпринимательскую); 2) отношения, которые связаны с регулированием предпринимательства, и 3) внутрихозяйственные (внутрипроизводственные и внутрикорпоративные) отношения.

Данная триада общественных отношений была названа «мартемьяновским треугольником», его автором выступил В.С. Мартемьянов, при прочтении лекций в Московской государственной юридической академии.

Наука предпринимательского права включает в себя и другие мнения о сущности предмета предпринимательского права. Согласно позиции И.В. Ершовой и Е.П. Губина, выделяются: 1) предпринимательские отношения, 2) организационные отношения, 3) отношения в процессе регулирования предпринимательства и 4) внутрихозяйственные отношения[9]. Следовательно, предмет предпринимательского права кроме самих предпринимательских отношений включает еще три вида отношений. Вместе с тем, отношения организационного характера (по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений) скорее всего относятся к внутрихозяйственным отношениям. Отдельные вопросы организационных отношений (например, вопросы государственной регистрации) относятся к отношениям по регулированию предпринимательства (в частности, установление регистрационного режима субъектов предпринимательства). Видится нецелесообразным выделение их в качестве самостоятельного вида предпринимательско-правовых отношений.

По мнению И.В. Дойникова предмет предпринимательского права составляют хозяйственные отношения, в которые включаются: предпринимательская деятельность, индивидуально-трудовая деятельность, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и хозяйственная деятельность самого государства и его органов, включая государственное регулирование экономики[10]. Позиция И.В. Дойникова о включении в предмет отрасли права любых хозяйственных отношений является достаточно приемлемой. Подробная характеристика предмета является отражением многоплановости экономических отношений. Вместе с тем при соединении различных критерий их классификаций (характер и субъекты предпринимательства) существует некоторое неудобство с методологической точки зрения.


Необходимо изучить некоторые аспекты отношений, которые регулирует современное предпринимательское право.

Экономическая деятельность как разновидность предпринимательско-правовых отношений. Конституционным принципом свободы предпринимательской и другой экономической деятельности (ст. 12 и 34 Конституции РФ[11]) определилось важное направление деятельности государства в сфере обеспечения условий, способствующий развитию предпринимательства.

Осуществление экономической деятельности участниками рыночных отношений в итоге направлено на положительный результат, которым является прибыль (для коммерческих организаций, предпринимательских объединений и индивидуальных предпринимателей), осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (государственные корпорации), оказание государственных услуг (государственные компании) и т.д. Законодательство установило организационно-правовые формы субъектов предпринимательства. Их выбор обусловило предполагаемое направление деятельности, количественный состав участников предпринимательской деятельности, сегмент занимаемого рынка, место нахождения и иные факторы.

Анализ субъектного состава предпринимательской деятельности и существа, реально складывающихся предпринимательско-правовых отношений, позволил законодателю внести поправки в главу 4 ГК РФ[12], неоднозначно воспринятые обществом в сфере юриспруденции[13]. Организации официально разделены на корпоративные и унитарные, публичные и непубличные общества. В силу ст. 65.1 ГК РФ установлен перечень корпоративных организаций: хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также перечень унитарных юридических лиц: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Закрытый перечень организационно-правовых форм корпораций представляется неверным, потому как это не подразумевает развития и заимствования новых форм из положительного зарубежного опыта.


Развитие инновационных технологий и обновление производственной базы предприятий в XXI веке привело к тому, что понятие предпринимательской деятельности, которое традиционно закрепилось в середине 90-х годов ХХ в. в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, дополнилось новыми качественными характеристиками.[14]

Происходит совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности в области компьютерных и информационных технологий (IT-индустрия), относительно хранения, обработки, передачи, защиты и воспроизводства. Необходимо отметить, что данные технологии способствуют успешному функционированию и оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности общества (промышленность, медицина, образование, наука, спорт, культура и т.д.).

Осуществляется успешная реализация масштабного проекта в сфере создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково». Предмет исследовательской деятельности данного проекта включает: энергоэффективность и энергосбережение, включая разработку инновационных энергетических технологий; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего в сфере телекоммуникаций и систем навигации (включая создание соответствующей наземной инфраструктуры); медицинские технологии по разработке оборудования, лекарственные средства и стратегические компьютерные технологии, и программное обеспечение.[15]

Экономия затрат по эксплуатации и содержанию обусловила развитие функционирования деятельности в области строительства энергоэффективных предприятий, жилых кварталов, производств и офисно-торговых центров. Происходит внедрение энергоэффективности в сферу автомобилестроения. Высокие доходы и развитие быстрыми темпами интернет-торговли и онлайн-коммерции оправдывают себя (Юлмарт, Ситилинк, Wildberries, Ozon, Biglion, Холодильник.ру, Технопойнт, Enter, 220 Вольт, Утконос и др.). Среди наиболее крупных интернет-ретейлеров в России выделяются такие как: Яндекс, Mail.ru Group, ВКонтакте, РБК, Афиша-Рамблер-СУП (LiveJournal.com, Rambler.ru, Afisha.ru) и др. Привлекательость для инвесторов данных площадок обоснована отсутствием затрат на содержание предприятия, витрин и других операционных расходов.[16]

Происходит также активное развитие медицинской и иной деятельности в сфере здравоохранения. Даже тот факт, что медицинская деятельность не имеет квалифицирующего признака извлечения прибыли, не исключает динамики инвестиций в данную сферу, что оправдывают высокие доходв (ОАО «Медицина», ЗАО Группа компаний МЕДСИ, МераМед, ЕвроМед, OnClinic и др.).[17]