Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осуществляется развитие малого и среднего предпринимательства, к субъектам которого Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.[18] кроме коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей относятся некоммерческие организации (потребительские кооперативы).

Регулирование предпринимательства. Основной целью регулирования (от лат. regulo – устраиваю, привожу в порядок) предпринимательства является создание единого предпринимательского правопорядка и поставленных задач для ее достижения[19].

Принято разделение государственного регулирования и саморегулирования предпринимательства.

Государственное регулирование выступает как эффективный механизм воздействия на экономические процессы и сдерживающий фактор дестабилизации состояния рынка. Предпосылками для выработки и адаптирования соответствующих механизмов государственного регулирования экономики являются природные явления и катаклизмы, экономические кризисы, неравная конкуренция, социально-демографические проблемы и политическая направленность страны.

Обеспечение конкуренции на рынке выступает в качестве основного направления прямого государственного регулирования. Соперничество хозяйствующих субъектов обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ, Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.[20] и иными законами. Конкуренция способствует развитию многих направлений предпринимательства, исключая некоторые сферы государственной монополии (военно-промышленный комплекс, оборот наркотических средств, выпуск денежных знаков и т.д.), в которых конкуренция является недопустимой с целью защиты интересов государства и общества.

Для экономики важны также инструменты косвенного государственного регулирования, это касается инструментов экономического стимулирования (налоговых льгот, тарифного регулирования, государственных кредитов и займов) и действия, направленных на поддержку конкуренции и развитие предпринимательства.

Государственная поддержка Банком России развития национальной системы платежных карт представляется особенно актуальной, поскольку является альтернативой международным платежным системам Visa и MasterCard. Цель данного проекта заключается в обеспечении бесперебойной работы операций с банковскими картами внутри Российской Федерации (на фоне санкций Запада ввиду ситуации в Крыму России и Юго-Востоке Украины).


Необходимо создание экономико-правовых предпосылок в различных областях экономической деятельности и относительно разных категорий субъектов предпринимательства с целью его развития.

Не так давно в России появился очень важный институт уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ и в субъектах Российской Федерации[21]. Права, которыми наделены уполномоченные, показывают их недекларативный статус. В частности они имеют право на: запрос и получение от органов государственной власти необходимых сведений, документов и материалов; обращение в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Федерации и т.д.

Помимо государственного регулирования важна также и саморегуляция бизнеса. Установление и поддержание участниками рынка желаемого и приемлемого режима ведения определенной деятельности реализуется благодаря передаче государством функции регулирования рынка саморегулируемым организациям [22]. Саморегуляция способствует поддержанию справедливой конкуренции на рынке.

Эффективность саморегуляции, в которой заинтересованы сами участники рынка, обусловлена практикой образования саморегулируемых организаций (СРО) в сферах, предполагающих обязательное членство для того, чтобы осуществлять профессиональную или предпринимательскую деятельность (строительство, проектирование, реконструкция, аудит, оценка, деятельность арбитражных управляющих, энергетическое обследование).

Следует отметить также, что саморегуляция не лишена недостатков. Во-первых, многие саморегулируемые организации размещают на своих официальных сайтах и применяют лишь те федеральные стандарты и правила деятельности, которые разработаны государственными органами, либо принимает свои стандарты, дублирующие тексты федеральных стандартов и правил. В такой ситуации сложно судить о существовании саморегулирования (дополнительного к государственному), видны только элементы государственного регулирования.

Во-вторых, часто саморегуляцию рассматривают в качестве бизнес-проекта («приносящего доход» от сбора членских взносов и иных платежей), а не корпоративной формы объединения членов саморегулируемой организации, создающей стандарты и правила и контролирующей их выполнение. Как результат, зачастую страдают члены СРО (например, при лишении статуса СРО после проверки ее деятельности контролирующими органами).


Многие сферы экономики, допускающие существование саморегулирования, не могут полностью отказаться от государственного регулирования для того, чтобы сохранить экономическую стабильность и интересы государства и общества в целом (например, оборот драгоценных металлов и драгоценных камней). Более того, передача государством функций регулирования не есть избавление от лишнего бремени по регулированию, впрочем, как и неверно утверждение о том, что саморегулирование противопоставляется государственному.[23]

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательства дополняют друг друга, подчеркивая объединение и единство частноправовых и публично-правовых начал регулирования экономики. Система экономических отношений построена по принципу самоорганизации рынка с учетом интересов государства, общества и участников рынка.

Внутрихозяйственные отношения. Внутрихозяйственные отношения в корпорациях можно разделить на внутрикорпоративные и внутрипроизводственные. Исследование современного состояния реального сектора экономики, академиком В.В. Лаптевым позволило ему раскрыть их следующим образом: внутрипроизводственные – это отношения между подразделениями предприятий, между подразделениями и предприятием в целом и отношения по организации производственно-хозяйственной деятельности. Внутрикорпоративные – это отношения между участниками, а также между участниками и корпорацией по управлению и распоряжению имуществом корпорации[24].

Корпоративной формой организации экономической деятельности эффективно реализовываются проекты государственно-частного партнерства. Организация производственно-хозяйственных отношений внутри организации (внутрипроизводственных отношений) способствует эффективному управлению бизнесом, оптимизации затрат на производство, ресурсы, труд и его результаты.

Внутрипроизводственными отношениями являются производственно-управленческие отношения, включая управление обособленными структурными подразделениями (филиалами и представительствами) и внутри подразделений предприятия (цехами, отделами, участками).

Внутрипроизводственные отношения возникают по вопросам: планирования экономических и финансовых результатов работы подразделений; построения системы информационного обмена внутри хозяйствующего субъекта, внутрипроизводственного расчета; выбора и использования соответствующих технологий и приемов создания продукции; производственного контроля исполнения плана (графика) работы на предприятии и другим вопросам. Экономика Китая является примером грамотного построения внутрипроизводственных отношений. Ряд мировых компаний-брендов, производственно-технологические характеристики которых соответствуют всем стандартам качества, скорости производства, экологии и т.д., переносят производства своих товаров в Китай (“Apple”, “Samsung”, HTC, “Volkswagen”, “Audi”, “Toyota”, “Mazda”, “Peugeot”, “Citroen”, “Nissan”, “Renault”, “Honda”, “Nike”, “Adidas” и т.д.).[25]


Рассмотренные выше отдельные виды предпринимательско-правовых отношений составляют предмет современного предпринимательского права. Встречающиеся в практической деятельности договорные конструкции предпринимательства хозяйствующих субъектов, позволили переосмыслить способ их толкования и нормы регулирования. Исследуя правовую природу и содержание предпринимательско-правовых отношений, можно определить оптимальный баланс публично-правовых и частноправовых начал регулирования смешанной экономики.

Методом предпринимательского права представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на отношения, которые составляют предмет предпринимательского права.

Ввиду того, что российское предпринимательское право представляется комплексной отраслью права, которая объединяет нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

- императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);

- диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.[26]

В России в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.

Предпринимательские правоотношения являются урегулированными нормами предпринимательского права отношения, которые возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.

Таким образом, предмет предпринимательского права включает в себя:

- профессиональную деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), целью, которой является извлечение прибыли;

- отношения по реализации, доставке и хранению товаров;

- предпринимательскую деятельность организационно-имущественного характера в области создания и прекращения предприятий, а также управления собственностью;

- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

- государственное воздействие на субъектов, которыми осуществляется предпринимательская деятельность.


1.2.Принципы предпринимательского права.

В каждой отрасли права сложилась своя система принципов. В связи с усложнением общественных отношений, которое неизбежно отражается на ее предмете, система принципов не может оставаться неизменной. И это объясняет необходимость их дальнейшего исследования. Данное замечание в первую очередь касается принципов предпринимательского права, система которых весьма подвижна ввиду специфики его предмета.

Сложности в обосновании предмета предпринимательского права и, соответственно, его принципов заключаются, в том числе в отсутствии кодифицированного акта, который бы объединял все элементы предмета предпринимательского права, и более того, закрепил бы принципы данной отрасли.

На наш взгляд, с учетом именно структуры предмета предпринимательского права и должна выстраиваться система его принципов. Однако данное обстоятельство исследователями принципов предпринимательского права в большинстве случаев не учитывается; предложенная ими система принципов произвольна и не затрагивает всех элементов предмета предпринимательского права, либо они вообще выходят за его предмет.

Например, академиком В. В. Лаптевым (ИГП РАН) предложены следующие отраслевые принципы предпринимательского права[27]: принцип свободы предпринимательской деятельности, юридического равенства форм собственности, свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, получение прибыли как цели предпринимательской деятельности, законность в предпринимательской деятельности, сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве, единства экономического пространства, государственного регулирования предпринимательской деятельности.

По мнению И. В. Ершовой (МГЮУ им. О. Е. Кутафина), в систему принципов предпринимательского права входят принципы: свободы предпринимательской деятельности, юридического равенства форм собственности, свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, законность в предпринимательской деятельности, единства экономического пространства, государственного регулирования предпринимательской деятельности[28].

С позиции В. С. Белых (УрГЮУ), принципами предпринимательского права являются: свобода договора, свобода предпринимательской деятельности, юридическое равенство форм собственности, свобода конкуренции и ограничения монополистической деятельности, законность в предпринимательской деятельности, единство экономического пространства, государственное регулирование предпринимательской деятельности[29].