Файл: Правосубъектность потребительского кооператива.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

− наименование и место нахождения потребительского кооператива;

− цели, задачи и принципы его деятельности;

− порядок вступления и порядок выхода либо исключения из него;

− права и обязанности пайщиков и кооператива;

− положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые (для сельскохозяйственных кооперативов) отношения и другие необходимые положения.

В целях недопущения неясности и минимизировать риски двоякой трактовки нормы устава, необходимо как можно более подробно проработать и в деталях изложить самые важные положения: допустим, права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля кооператива, порядок распределения доходов и покрытие убытков, и другое.

Таким образом, несмотря на то, что деятельность кооперативов отдельных видов регулируется специальными федеральными законами, у них имеется ряд общих черт, которые позволяют говорить о наличии у кооператива единого правового статуса. Это имеет важное значение не только при толковании действующих правовых норм, но и при возникновении пробелов в правовом регулировании.

Глава 2. Правосубъектность потребительского кооператива в современной России

2.1. Правовое регулирование потребительских кооперативов

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определяет Закон о потребительской кооперации, гарантирующий государственную поддержку потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы.

Существенное влияние на правовую основу деятельности потребительских кооперативов оказывают акты высших органов исполнительной власти: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления о необходимости строить взаимоотношения с потребительскими кооперативами и их союзами, предоставлении финансовой помощи, снижению налогов и любой другой помощи для развития потребительской кооперации.


В этой связи необходимо отметить, что развитие реформы гражданского законодательства идет с целью устранить сложившиеся несоответствия в сфере регулирования правовой деятельности потребительских кооперативов, в частности, в мае 2014 г. вступили в силу изменения в ст. 50 ГК РФ – п.4дает право осуществлять приносящую доход деятельность, если предусмотрено уставом (т.е. деятельность не является предпринимательской); положения ст. 123.1 ГК РФ – устанавливают если не запрет, то, как минимум, ограничение потребительскому кооперативу распределять между своими членами полученный после осуществления деятельности доход и участники приобретают обязательственные права к кооперативу, также потребительский кооператив становиться собственником переданного имущества, как юридическое лицо определенной организационно-правовой формы. «Если проанализировать законодательство,регулирующее деятельность потребительских кооперативов в России[12], - утверждает Тычинин С.В., - то можно выделить основные признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие потребительский кооператив от других организационно-правовых форм, закрепленных в ГК РФ.

На основе высказанного мнения Тычинина С.В., можно полагать, чтоможно закрепить за потребительскими кооперативами статус юридических лиц со специальной правоспособностью, имеющими право осуществлять финансовую деятельность, отличную от банковской, для ведение которой необходима лицензия Банка России, и в тоже время оставаться некоммерческими организациями. ГК РФ не содержит требований к количеству членов кооператива для его создания, но оно может устанавливаться специальным законодательством, регулирующим деятельность конкретных видов потребительских кооперативов.

Содержание устава потребительского кооператива, специализирующегося на определенной деятельности имеет частные особенности, но в целом и в общем в устав должны быть включены следующие положения:

− наименование и место нахождения потребительского кооператива;

− цели, задачи и принципы его деятельности;

− порядок вступления и порядок выхода либо исключения из него;

− права и обязанности пайщиков и кооператива;

− положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые (для сельскохозяйственных кооперативов) отношения и другие необходимые положения[13].

В целях недопущения неясности и минимизировать риски двоякой трактовки нормы устава, необходимо как можно более подробно проработать и в деталях изложить самые важные положения: допустим, права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля кооператива, порядок распределения доходов и покрытие убытков, и другое.


Существенное влияние на правовую основу деятельности потребительских кооперативов оказывают акты высших органовисполнительной власти:Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления о необходимости строить взаимоотношения с потребительскими кооперативами и их союзами, предоставлении финансовой помощи, снижению налогов и любой другой помощи для развития потребительской кооперации[14].

Таким образом, основы правовой деятельности и правовое регулирование всех аспектов деятельности потребительских кооперативов осуществляется не только Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, определяющие общие правовые принципы, но и специальными законами, регулирующие правовую деятельность специализированных потребительских кооперативов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерациии нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, чья функция по контролю и надзору над деятельностью потребительских кооперативов как некредитных финансовых организаций определена государством.

2.2. Порядок реорганизации и ликвидации потребительского кооператива

Решение о завершении существования организации в качестве юридического лица принимается на общем собрании участников сообщества. Во время общего собрания обязательно нужно оформить два протокола в нескольких экземплярах для предоставления соответствующим органам, отвечающим за ликвидацию организации: Протокол, в котором зафиксировано решение участников кооператива о прекращении деятельности и последующей ликвидации сообщества.

Протокол, закрепляющий решение о формировании специальной комиссии по ликвидации, состоящей из управляющих кооперативом лиц и лиц, ответственных за бухгалтерскую деятельность. Иногда эти функции бывают представлены одним физическим лицом, что является преимуществом. Данный протокол дает гарантию того, что остальные члены-ликвидаторы не смогут оформить доверенности на осуществление каких-либо действий в госорганах. В течение трех дней с момента завершения собрания участники комиссии по ликвидации уведомляют органы регистрации и ФНС о том, что планируется прекращение деятельности организации. Данное уведомление имеет силу только в том случае, если оформлено в письменном виде[15].


Когда принято решение о прекращении существования юридического лица, происходит процесс ликвидации данного объединения, который должен быть проведен строго в соответствии с действующими нормами.

Причины, по которым принимается решение о прекращении деятельности кооператива, могут быть следующими:

  • его банкротство;
  • сокращение числа участников до недопустимого законом;
  • решение членов о завершении деятельности кооператива; судебный вердикт о прекращении существования организации.

Для проведения законной процедуры прекращения деятельности кооператива необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • учредительный договор;
  • ОГРН кооператива;
  • свидетельство о постановке на учет вашего кооператива в налоговом органе; «свежая» выписка по обществу из ЕГРЮЛ;
  • копии паспортов членов ликвидационной комиссии и их свидетельств ИНН;
  • письмо из Росстата с присвоенными организации кодами;
  • извещения из всех фондов о постановке организации на учет[16].

Разработаны специальные нормативно-правовые акты, отражающие алгоритм действий, необходимых для ликвидации потребительских сообществ: Участники кооператива собираются и принимают решение о прекращении деятельности кооператива. Договариваются о создании специальной группы лиц (комиссии), которые будут ответственны за проведение всех этапов ликвидации. Все необходимые документы и нотариально заверенное заявление о ликвидации кооператива (составленное в соответствии с формой Р15001) предоставляются в регистрирующий орган, который проводил процедуру создания юридического лица (ФНС или Министерство юстиции). После того как документы и заявление приняты, в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что начат процесс ликвидации вашей организации.

Необходимо опубликовать информацию о прекращении деятельности потребительского кооператива в качестве юридического лица. Это можно сделать в «Вестнике государственной регистрации». Помимо этой публикации, нужно уведомить об этом кредиторов и партнерские компании, отправив им соответствующие информационные письма, сделав запрос о взаимном обмене актами сверки.

Необходимо также обратиться к специалисту по оценке, чтобы оценить стоимость всех активов кооператива. Эта процедура обязательна для последующего оформления ликвидационного баланса. Для того чтобы проверить ликвидационный баланс потребительского кооператива, необходимо вызвать специалиста ФНС, после работы которого следует рассчитаться по всем имеющимся задолженностям: кредитным, взаиморасчетным и налоговым. По истечении двух месяцев с момента опубликования информации о ликвидации, вам следует предоставить налоговым органам промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается после оплаченных долгов и фиксируется протоколом собрания участников кооперативного сообщества.


Далее в регистрирующий орган подаются следующие документы: уведомление о балансе, протокол, заявление по форме Р15001, заверенное у нотариуса, подтверждение публикации о закрытии кооператива. Впоследствии, когда баланс окончательно сведен, его снова утверждает собрание членов кооператива. После чего в регистрирующий орган вновь направляется пакет документов: нотариально заверенная форма Р16001, подтверждение об уплате госпошлины на ликвидацию, ведомость ликвидационного баланса, протокол, утверждающий ликвидационный баланс[17].

Процедура ликвидации производственного кооператива аналогична процессу прекращения деятельности потребительского, так как согласно российскому законодательству и та, и другая форма коллективного взаимодействия относятся к юридическим лицам.

После завершения процесса ликвидации кооперативного сообщества имущество, которое осталось на балансе, разделяется между участниками в соответствии с тем, как это было оговорено в Уставе потребительского кооператива или его учредительном договоре.

Глава 3. Ответственность и роль потребительского кооператива в гражданском праве

3.1. Ответственность потребительского кооператива

Статусные признаки потребительских кооперативов как юридического лица: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность; способность выступать в гражданском обороте от собственного имени.

Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст. 123.3 ГК РФ). Заинтересованные лица (лица, избранные или назначенные в состав органов кооператива) несут перед потребительским кооперативом ответственность в размере убытков, причиненных ими потребительскому кооперативу, при совершении сделок с заинтересованностью[18].