Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности(Понятие и основания осуществления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сферы общественных отношений в целом[11].

Слова вышеуказанных авторов можно подтвердить докладом Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», вышедшего в 2009 году. В нем, в частности, указывалось, что нормы ФЗ «Об ОРД» содержат нечеткие формулировки и противоречия. Критический подход был направлен к определению задач и принципов ОРД, основания и условия проведения ОРМ[12].

Стоит также сказать, что ФЗ «Об ОРД» имеет ряд неточностей и недостатков, о которых говорят и сами правоведы. Так, например, что контрактная форма сотрудничества лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на постоянной основе, противоречит гражданскому и трудовому законодательству. В данной ситуации должен заключаться трудовой договор, на основании которого выплачивается денежное содержание, осуществляются социальные отчисления и впоследствии назначается пенсия[13]. С мнением указанных авторов стоит согласиться. Действительно лица, сотрудничающие и содействующие органам, уполномоченным на осуществление ОРД, должны находиться под защитой трудового законодательства и иметь страховую пенсию, льготы, поскольку указанные лица также занимаются общественно полезной, а иногда и опасной деятельностью.

В качестве иных федеральных законов и нормативных актов, можно привести, например, такие, как: УК РФ, УПК РФ, ФЗ «О государственной тайне», «О полиции», «О прокуратуре РФ», «О внешней разведке» Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями) и многие другие.

Таким образом, подводя итоги рассматриваемому вопросу необходимо сказать, что действующее правовое регулирование, несмотря на его разработанность, имеет свои пробелы и недостатки. Совершенно очевидно, что в нынешних реалиях совершенствование правового регулирования ОРД предполагает и повышение качества подзаконных нормативных актов. В этой стезе необходимо отметить факт несогласованности отдельных нормативных актов органов, уполномоченных осуществлять ОРД, что препятствует их плодотворному сотрудничеству при ОРД. Существуют предложения издания Указа Президента РФ или совместного нормативного акта, который бы регламентировал базовые положения тактики и организации ОРД[14].


Глава.2 Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности

2.1.Характеристика и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Приступая к рассмотрению данного вопроса необходимо сказать, что под ОРМ понимают закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД. ОРМ носят ярко выраженный разведывательно-поисковый характер[15].

Статья 6 ФЗ «Об ОРД» закрепляет такие виды ОРМ, как: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов, наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент, получение компьютерной информации.

Необходимо также отметить, что указанный перечень ОРМ не является исчерпывающим, о чем говорит сама статья, указывая на то, что иные виды ОРМ могут быть изменен или дополнен только посредством принятия соответствующего нормативного акта. Логика законодателя в этом достаточна понятна, ведь развивается социум, а вместе с ним и преступность, для борьбы с которой необходимы принципиально новые решения, в том числе и в указанной сфере.

Так же авторы данной статьи делают оговорку о технических средствах, указывая, что в ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства. Указанные технические средства не должны наносить ущерба жизни и здоровью людей, а также не причинять вреда окружающей среде. Применение различных технических средств при ОРМ, на наш взгляд, необходимо. Особенно говоря о законности проводимых действий.


Однако говоря о видах ОРМ необходимо иметь в виду, что применять их возможно только лишь при определенных, установленных в законе основаниях. Как уже было сказано ранее, в обеспечении законности при осуществлении ОРМ определяющую роль играют условия и основания их проведения.

Говоря об основаниях проведения ОРМ, хотелось бы привести мнение известного правоведа В.П. Легостаева, который считает, что положения ст. 7 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности раскрывают обстоятельства, при наличии которых допускается оперативно-розыскная деятельность с использованием способов, перечисленных в ст. 6 названного Закона[16]. К. К. Горяинов, В. С. Овчинский и Г. К. Синилов, считают, например, что понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми понимаются обстоятельства, побуждающие к началу определенных действий, так и основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности[17]. Г. Д. Луковников, в свою очередь, предполагает, что основания для проведения ОРМ образуют в определенную систему фактических оснований для проведения ОРМ, под которыми следует понимать имеющиеся в наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информацию которая свидетельствует о необходимости и возможности проведения конкретных ОРМ в интересах оперативно-розыскной деятельности[18].

Основания для проведения ОРМ закреплены в статье 7 ФЗ «Об ОРД». Стоит в качестве наглядного примера привести некоторые из них:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  3. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, можно увидеть, что для проведения ОРМ требуются, как минимум достаточно веские основания, что на наш взгляд оправдано при проведения ОРМ, посягающие на конституционные права и свободы человека.

Помимо оснований, немаловажную роль играют и условия проведения ОРМ. В частности, статья 8 ФЗ «Об ОРД» закрепляет данные условия. Так, законодатель в самом начале указанной статьи говорит о том, что пол, национальность, имущественное положение, места жительство, религия и т.д. не служат препятствием при проведении ОРМ. Отдельно говорится о проведении ОРМ, которые затрагивают конституционные права и свободы. Законность ОРМ в таком случае сопряжена с принятием судебного решения. При этом необходима следующая информация:


  1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния
  2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние
  3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Необходимо также сказать, что любой повод к проведению ОРМ должен быть оформлен в виде соответствующего документа, который отражает фактическое основание проведения данных мероприятий[19].

Важным моментом является то, что в некоторых случаях ОРМ могут проводиться лишь при наличии фактических оснований для их проведения. Например, к таким случаям можно отнести различные ситуации, при которых ОРМ проводятся в условиях крайней необходимости, когда промедление в их проведении может привести к совершению преступления[20].

Таким образом, ОРМ представляют собой действия гласные или негласные, цель которых – решение задач ОРД. Проведение ОРМ четко регламентировано ФЗ «Об ОРД», в котором указан перечень оснований и условий их проведения.

2.2.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Как уже было сказано выше, ОРД представляет собой специальную деятельность, которую реализуют специально уполномоченные законом государственные органы.

В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об ОРД» на территории РФ правом осуществлять ОРД обладают оперативные подразделения:

  1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
  2. Органов федеральной службы безопасности
  3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
  4. Таможенных органов Российской Федерации
  5. Службы внешней разведки Российской Федерации
  6. Федеральной службы исполнения наказаний

При этом необходимо сказать, что Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов.

Установленный законодателем список органов, уполномоченных на проведение ОРМ достаточно широк. Норма статьи 13 ФЗ «Об ОРД» гласит, что данный список может быть пополнен путем издания соответствующего нормативного акта.


Говоря об органах, осуществляющих ОРД, необходимо, на наш взгляд, указать права и обязанности, которые возложил на них закон.

Статья 14 ФЗ «Об ОРД» говорит о том, что органы, осуществляющие ОРД обязаны принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, исполнять поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении ОРМ, выполнять запросы международных организаций на основе соответствующих международных договоров, соблюдать правила конспирации и т.д[21].

В свою очередь статья 15 ФЗ «Об ОРД» закрепляет права органов, осуществляющих ОРД. К ним, в частности, относятся:

  1. Проведение гласно и негласно ОРМ
  2. Устанавливать на возмездной или безвозмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД.
  3. Использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущества предприятий и т.д.
  4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, личность граждан, оказывающих сотрудничество на конфиденциальной основе.
  5. Создавать в рамках законодательства РФ предприятия, учреждения, организации, необходимые для решения задач, предусмотренных ФЗ «Об ОРД».

Несмотря на достаточно объемный перечень прав и обязанностей, которые установил упомянутый ранее закон, казалось бы, органы, осуществляющие ОРД должны работать как единый механизм. На практике это не так. Достаточно большое число ученых, юристов говорят о проблеме информационного взаимодействия между органами, осуществляющими ОРД.

Действительно, ведь проведение оперативно-розыскной деятельности, её анализ позволят организовать правильное планирование правоохранительной деятельности. При этом особое значение имеет взаимодействие различных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В настоящее время в системе правоохранительных органов накапливается все больший опыт работы с информацией, использованием современных информационных систем, поэтому существует необходимость проанализировать этот процесс по направлениям использования их в практической деятельности в процессе оперативно-розыскной деятельности, посредством взаимодействия различных правоохранительных органов.