Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности(Понятие и основания осуществления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Современный мир достаточно динамичен и разнообразен, что обуславливает и предопределяет развитие преступных элементов, появление новых способов и средств осуществления преступлений. Разумеется, что любое из ныне существующих государств, защищая своих граждан и себя, обязано бороться с любыми проявлениями неправомерной деятельности. Так, например, РФ в деле борьбы с преступностью, имеет в своем «арсенале» широкий перечень различных органов, целями и задачами которых, является пресечение, выявление и раскрытие преступлений. Вот тут уже необходимым инструментом и помощником правоохранительных органов выступает оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД), речь о которой пойдет в настоящей работе.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена необходимостью раскрытия совершенных и готовящихся преступлений, с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства. Также актуальность выражается в специфике методов и средств поиска необходимой информации, затрагиванием конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ).

Объектом данной курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления ОРД.

Предметом является совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в процессе проведения ОРД.

Цель настоящей работы: исследование ОРД, рассматриваемого в качестве вида деятельности, осуществляемого уполномоченными на то государственными органами.

Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
  2. Изучить нормативно-правовую основу оперативно-розыскной деятельности
  3. Изучить и осветить принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
  4. Раскрыть основную характеристику оперативно-розыскных мероприятий
  5. Указать цели и задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Глава.1 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в РФ

Любая деятельность, которая находится в рамках правового поля, обязательно регламентируется различными нормативно-правовыми актами. ОРД не является исключением. На наш взгляд, необходимо указать основные нормативные акты, которые выступают правовым фундаментом ОРД.


Прежде всего, стоит сказать, что основным нормативным актом, разумеется, выступает Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Основной Закон страны и ОРД тесно взаимодействуют, поскольку последняя при реализации ее уполномоченными органами затрагивает права и свободы человека и гражданина, декларируемые Конституцией РФ как высшая ценность.

Еще одним знаковым правовым актом является Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее ФЗ «Об ОРД»). Роль указанного нормативного акта, безусловно, велика и переоценить его невозможно. Именно ФЗ «Об ОРД» регламентирует порядок осуществления ОРД, определяет задачи и принципы ОРД, регулирует порядок проведения ОРМ, закрепляет перечень органов, уполномоченных осуществлять ОРД и т.д.

Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим. Так, в частности, статья 4 ФЗ «Об ОРД» гласит, что правовая основа включает в себя и иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

1.1.Понятие и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, стоит на наш взгляд, обратиться к ретроспективному анализу, дабы сквозь призму времени более полно и всесторонне изучить указанную тему. Изучение юридической литературы позволяет с уверенностью говорить, что история развития ОРД прошла довольно длительный этап. Многие видные ученые, правоведы и исследователи данной области склоняются к тому, что розыскная (сыскная) деятельность в России имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с развитием государственности[1]. Так, в частности, развитие и становление ОРД можно проследить по историческим документами, заключаемым между Киевской Русью и Византией, а также иными внешнеполитическими «соседями». Для добывания информации в те давние года использовались тайные лазутчики, а также купцы, дипломаты и т.д. Судебники 1497 и 1649 годов также сыграли немаловажную роль в деле становления и развития ОРД, поскольку именно данные памятники истории и юриспруденции регламентировали полицейскую деятельность, в том числе и сыск. Петровская эпоха ознаменовалась введением должности фискалов, которые также наделялись сыскными полномочиями. В начале 19го века было учреждено Министерство внутренних дел, в составе которого находилась Особая канцелярия – специальный орган политического сыска. Формирование структуры сыскных подразделений завершается принятием в 1908 г Закона «Об организации сыскной части»[2]. В 1922 году состоялся первый Всероссийский съезд руководителей административных отделов и подотделов уголовного розыска. Данный съезд был примечателен тем, что на нем были сформулированы задачи научной организации ОРД. Сталинские времена порой называют периодом реакции и ее господства при осуществлении ОРД. При том сущность данного хронологического промежутка сводилась к тому, что правовое регулирование ОРД было перенаправлено и подчинено целям и задачам карательно-репрессивной политики государства на фоне усиления влияния И.В. Сталина. Свой заметный след в истории развития ОРД оставили Великая Отечественная и «холодная» война. В этот период произошло окончательное формирование и закрепление в законодательстве положений, направленных на политическое преследование и проведение «чистки», что привело к игнорированию требований нормативных актов о прокурорском надзоре за негласной работой. После смерти Сталина происходит постепенный отказ от практики закрепления произвола при осуществлении ОРД, происходит формирование двух различных нормативно-правовых ведомственных платформ (в МВД и КГБ при СМ СССР). С середины 70-х по август 1991 года стабилизируется правовое регулирование ОРД и ведется подготовка для внсеения изменений по ее правовой регламентации[3]. Современный этап, по мнению многих правоведов, является наиболее значительным среди всех иных временных промежутков, поскольку именно он ознаменовал качественные изменения правового регулирования ОРД. Во-первых, был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который давал определение ОРД, закреплял принцип, цели и задачи ОРД и т.д. На смену данному нормативному акту пришел ныне действующий ФЗ от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В новый закон были внесены существенные изменения, среди которых такие, например, как: расширение задач ОРД, увеличение числа ОРМ, конкретизация оснований ОРМ и т.д[4]. Таким образом, хотелось бы подвести небольшой итог приведенной выше информации. Ретроспективный анализ позволяет говорить, что наше отечество на всех этапах своего развития нуждалась в таком правовом инструменте, как ОРД, что было обусловлено и необходимостью получения политически важной информации и получения сведений, способствовавших расследованию преступлений. Анализ юридической литературы также позволяет сделать вывод о том, что развитие ОРД происходит одновременно с развитием государства.


Продолжая изучение данного вопроса, стоит, на наш взгляд, раскрыть понятие термина оперативно-розыскная деятельность устами законодателя.

Так, в соответствии со статьей 1 ФЗ «Об ОРД», оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Следует также сказать, что исключительно легитимного определения ОРД, несомненно, недостаточно для изучения ее как части юридической деятельности, науки.

ОРД можно рассматривать в двух аспектах – широком и узком. В широком смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

В узком смысле слова ОРД представляет собой основанный на федеральном законе вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законом субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ оперативно-тактических действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств[5].

ОРД как разновидность государственной правоохранительной деятельности имеет свои цели. Цели ОРД сформулированы в ст. 1 ФЗ «Об ОРД». К ним, в частности, относятся: защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); защита собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства[6].

Изучая данный вопрос, необходимо сказать о задачах, которые стоят перед ОРД. Итак, задачи ОРД – это поручения государства, выраженные посредством оперативно-розыскного законодательства, способствующие выполнению целей ОРД. В качестве задач ОРД следует выделить следующие: предупреждение совершения преступлений; добывание информации о действиях (бездействии) или событиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности страны; выявление, раскрытие, пресечение преступлений; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; розыск без вести пропавших.


Необходимо на наш взгляд указать, что вкладывают в понятие ОРД ученые и правоведы. Так, например, Кучкина В.Г. и Ларичев В.Д. считают, что в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). В толковых словарях термин «мероприятие» означает «совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей» «организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-нибудь». Термин «оперативно-розыскные мероприятия» многократно упоминается в названном законе, других федеральных законах и нормативных правовых актах. Так, п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ наделяет следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Данный термин упоминается также в ч. 2 ст. 95, ч. 4 ст. 157 УПК РФ и др. Однако законодатель не разъясняет содержания ОРМ, как это сделано в отношении других юридических терминов[7]. В свою очередь А.Е. Чечетин считает, что понятие ОРД И ОРМ следует соотносить как общее и частное, при этом действия являются родовым понятием, а мероприятия – видовым[8]. Следует согласиться с мнением указанных авторов. Действительно, ОРМ, на наш взгляд, является инструментом в правовом механизме ОРД и их следует рассматривать как общее и частное.

Немаловажным моментом являются основания осуществления оперативно-розыскной деятельности. Как уже было сказано ранее, ОРД осуществляется посредством ОРМ. Основания проведения ОРМ в обеспечении законности играют ключевую роль. основания и условия проведения ОРМ служат важнейшим гарантом обеспечения конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности (ОРД), поскольку только при наличии оснований и соблюдении условий возможно сделать вывод о легитимности проведения ОРМ[9].

В статье 7 ФЗ «Об ОРД» устанавливается исчерпывающий перечень оснований для проведения ОРМ.

Рассматривая данный вопрос необходимо указать задачи, стоящие перед ОРД на современном этапе. Так, в частности, в статье 2 ФЗ «Об ОРД» закрепляются следующие задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;


Таким образом, подводя итоги рассматриваемому вопросу, стоит сказать, что ОРД как правовой институт известен нашему государству с момента его создания. Постепенно развиваясь ОРД получила законодательное закрепление в отдельном федеральном законе, способствуя защите основных прав и свобод человека, защиты общества и государства. Наличие ОРД в нашем законодательстве, безусловно, играет положительную роль, несмотря на то, что возможны некоторые ущемления конституционных прав, что, в свою очередь, может быть оправдано реализацией тех задач, которые законодатель поставил перед ОРД.

1.2.Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.

Как уже было сказано ранее правовое регулирование ОРД осуществляется Конституцией РФ; ФЗ от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, стоит, на наш взгляд сказать, что правовое регулирование в ОРД представляет собой систему правовых средств воздействия на оперативно-розыскные отношения с целью их упорядочения[10].

Следует, на наш взгляд, более подробно остановиться на тех нормативных актах, которые регулируют ОРД.

Конституция РФ, как было сказано выше, представляет собой основной закон страны, правовой фундамент, на котором строится вся правовая система государства. Именно данный правовой акт провозглашает основные права и свободы, которые так или иначе затрагиваются в процессе реализации оперативно-розыскных отношений. ФЗ «Об ОРД», как и любой иной закон и подзаконный нормативно-правовой акт должен не противоречить Конституции РФ дабы иметь возможность легитимно существовать.

ФЗ от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» представляет собой нормативный акт, детализирующий и раскрывающий ОРД. В настоящее время ФЗ «об ОРД» состоит из 6 глав, 23 статей, которые устанавливают понятие, задачи, принципы ОРД, перечень органов, наделенных правом осуществлять ОРД их права и обязанности, определяют порядок контроля и надзора за ОРД.

Тем не менее, несмотря на наличие отдельного ФЗ, регулирующего ОРД ряд правоведов считают, что правовое регулирование ОРД имеет свои недостатки и пробелы. Под пробелами в оперативно-розыскном праве понимаются ситуации, когда определенные отношения в сфере ОРД остаются неурегулированными правовыми нормами. Это чаще всего происходит из-за недостатков в правовой регламентации и является признаком некачественности соответствующего закона. Они могут быть ликвидированы путем уточнения существующего или разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего ОРД, либо использования аналогии права или аналогии закона. Недостатки, в свою очередь, представляют собой более широкое понятие, означающее несовершенство нормативной регламентации какой-либо