Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности(Понятие и основания осуществления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для получения положительных результатов работы единственно верным решением будет объединить основные информационные массивы. Пока они находятся в разрозненном состоянии, говорить об оперативной аналитической составляющей нецелесообразно. Следует отметить, что только качественное, систематизированное, обобщенное информационно-аналитическое обеспечение на основе компьютерных технологий в настоящее время способно обеспечить достижение поставленных целей[22].

В настоящее время в сфере информационного взаимодействия органов, осуществляющих ОРД существует целый ряд проблем организационно-правового характера.

Так, в частности, среди проблем правового характера стоит выделить следующие:

  1. Отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов этой деятельности.
  2. Регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между различными субъектами, либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативно-правовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер[23].

Говоря об органах, уполномоченных проводить ОРД, стоит уделить внимание некоторым важным моментам. Хотелось бы осветить проблему соотношения понятий «орган дознания» и «орган, осуществляющий ОРД», что, на наш взгляд, поможет более точно и правильно понять какой орган и как проводит ОРД. Так, В соответствии с ч. 2 ст. 41 УПК РФ «не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия». Данная норма носит двойственный характер по своей природе. С одной стороны, лицо, которое проводило ОРМ, достаточно полно владеет совокупностью информации, необходимой для качественного и грамотного проведения дознания. С другой стороны, возможна такая ситуация, при которой сотрудник при проведении дознания может подменять процессуальные действия хорошо известными ему ОРМ, что в свою очередь влечет получение результата с нарушением закона. Речи о справедливости и правомерности в таком случае быть не может.

Ряд авторов предлагают следующее видение решения проблемы:

  1. Следует из ст. 40 УПК РФ исключить помещенную в п. 1 ч. 1 норму, согласно которой к органам дознания относятся «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности».
  2. Необходимо ввести в УПК РФ новые процессуальные фигуры: «руководителя органа, осуществляющего ОРД» и «сотрудника оперативного подразделения». В этом случае письменные поручения о проведении ОРМ (и только ОРМ) будут адресоваться компетентному в этих вопросах руководителю с понятным всем статусом[24].

Следует согласиться с данным мнением, поскольку изменения в уголовно-процессуальном законодательстве помогут разрешить довольно долго существующую проблему недолжного взаимодействия процессуалистов и сыщиков в борьбе с преступностью.

Необходимо также сказать, что закон предусматривает социальную и правовую защиту должностных лиц, осуществляющих ОРД, что на наш взгляд оправданно, поскольку именно указанные люди и составляют ядро, на котором базируется оперативно-розыскная деятельность, так как именно люди и воплощают ее в жизнь.

Так, закон запрещает вмешиваться в законные действия должностных лиц, органов, осуществляющих ОРД, за исключением специальных, уполномоченных лиц. В процессе своей деятельности, уполномоченное на проведение ОРМ лицо подчиняется только своему непосредственному и прямому начальнику. Так же, что на наш взгляд, лишний раз подтверждает социальную значимость ОРД, ФЗ «Об ОРД» дозволяет причинить вред правоохраняемым интересам, ради защиты жизни, здоровья, конституционных прав и интересов граждан, а также для обеспечения безопасности общества и государства.

Стоит также сказать, что органы государственной власти субъектов и местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

Таким образом, подводя итоги рассматриваемому вопросу хотелось бы сказать, что в настоящее время в нашем государстве существует целая система органов, осуществляющих ОРД. Список таких органов, их права и обязанности, социальная защита и контроль за их деятельностью детально регламентирован ФЗ «Об ОРД». Безусловно, роль таких органов переоценить невозможно, ведь именно благодаря кропотливому труду их должностных лиц, правосудие получает ценнейшую информацию, защищая человека, социум и государство.

Глава.3 Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Новая глава настоящей курсовой работы посвящена принципам ОРД. Важность данной главы обусловлена ролью принципов в системе ОРД, поскольку именно на них основывается вся ОРД.

Прежде всего, необходимо сказать, что принцип – это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД, в свою очередь, представляют руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД[25].


А.Д. Крылов под термином принцип понимает основное, исходное положение чего-либо, какой-нибудь теории, учения, науки и т.п.[26]

Основные принципы ОРД закреплены в статье 3 ФЗ «Об ОРД». Анализ указанной статьи позволяет разделить данные принципы на конституционные и специальные, речь о которых более подробно пойдет ниже.

Исключительно важное значение принципов ОРД заключается в том, что именно в них находит свое выражение сущность такого вида юридической деятельности, как ОРД. Именно посредством принципов правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД, а также с опорой на них восполнять пробелы законодательства.

Следует оговориться, что существуют различные критерии деления принципов. Так, например, по степени конкретизации принципы подразделяются на выработанные оперативно-розыскной практикой и определенные законодателем. Последние, в свою очередь, делят на принципы, указанные в статье 3 ФЗ «Об ОРД» и на опосредованные принципы, которые происходят из содержания норм оперативно-розыскного законодательства. По широте распространения принципы ОРД делят на характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм и т.д.), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и т.д.), только сыскной деятельности, включая ОРД (конспиративность, привлечение конфидентов и т.д.)

3.1.Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Конституционные принципы, как было сказано ранее, зафиксированы в статье 3 ФЗ «Об ОРД». К ним, в частности, относятся принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, на которых хотелось бы остановиться более подробно.

Итак, первым важнейшим конституционным (общеправовым) принципом является принцип законности.

Данный принцип непосредственно указан в статье 3 ФЗ «Об ОРД» и находит свое выражение в ОРД в том, что эта деятельность проводится только уполномоченными на то субъектами. Должностные лица оперативных подразделений при осуществлении ОРД должны руководствоваться требованиями Конституции РФ (ст.15), оперативно-розыскным законодательством и различными иными нормативными актами, регулирующими ОРД[27].


Осуществление законности при проведении ОРД заключается в том, что:

  1. осуществление ее исключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскным законодательством;
  2. привлечение к ответственности должностных лиц оперативно-розыскных органов, виновных в нарушении законности;
  3. недопущение нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников;

С момента принятия ФЗ «Об ОРД», указанная деятельность должна исполняться в строгом соответствии с данным нормативным актом, который детально регламентирует оперативно-розыскные отношения. Нормы, указанные в данном законе получают свое дальнейшее развитие и детализацию в подзаконных ведомственных нормативных актах.

Необходимо отметить, что обеспечение законности возможно лишь при условии высокого уровня правосознания, наличия юридической ответственности оперативного работника, его грамотности.

ФЗ «Об ОРД» резюмирует еще один конституционный принцип – уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Следует сказать, что данный принцип является общеправовым и закреплен в ст.2 Конституции РФ. Данный принцип находится в тесном взаимодействии с принципом законности и приоритетен по отношению к иным социальным ценностям. Сущность данного принципа сводится к тому, что при проведении ОРД ограничение определенных прав и свобод человека и гражданина носит временный и исключительный характер. Данные ограничения могут применяться исключительно по решению суда в отношении лица, в действиях которого усматриваются признаки тяжкого или особо тяжкого преступления.

Всесторонний анализ ФЗ «Об ОРД» позволяет также констатировать, что данный принцип предусматривает также запрет на проведения ОРМ, которые могут нанести физический и материальный ущерб, могут подвергнуть угрозе жизнь и здоровье людей или причинить ущерб окружающей среде.

Отдельного понимания заслуживает тот факт, что отдельные права и свободы человека не могут быть ограничены. К таковым, например, относятся право на достоинство личности, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти.

Однако если нарушение указанного принципа в процессе проведения ОРД все-таки происходит, вышестоящий орган, прокурор или суд обязаны восстановить нарушенные права, а также возместить материальный и моральный вред, причиненный вследствие нарушения или ущемления прав.


Анализ судебной практики на предмет того, какие конституционные права граждан нарушают чаще всего в процессе реализации ОРД, позволяет с опорой на ряд правоведов говорить, что, прежде всего, нарушается право на неприкосновенность частной жизни. Авторы статьи говорят, что из всей массы обращений в Конституционный Суд, 18% жалоб приходится на указанное право[28]. Такое количество жалоб вызвано тем, что существует проблема определения границ и пределов права на неприкосновенность частной жизни, ввиду того, что законодатель не дал четкого и легитимного определения понятию «частная жизнь». Тем не менее, Конституционный Суд в ряде своих решений установил что под «частной жизнью» следует понимать область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер[29].

Существуют и иные нарушения прав и свобод человека и гражданина. Их минимизация во многом зависит от квалификации лиц, осуществляющих ОРД, а также от правильности и полноты нормативных актов, которые призваны упорядочить и урегулировать указанную юридическую деятельность.

3.2.Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Стоит отметить, что указанные в статье 3 ФЗ «Об ОРД» принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств в других отраслях права не применяются, что, собственно, и отличает ОРД от иных государственно-правовых средств в деле борьбы с преступностью. Наличие их в исключительно ОРД не только выделяет указанную деятельность в ряде других, но и позволяет отнести данные принципы к специальным (отраслевым).

Следует, на наш взгляд, более подробно остановиться на указанных принципах.

Принцип конспирации представляет собой основополагающий принцип ОРД.

Конспирация представляет собой совокупность приемов, средств и методов, позволяющих сохранять в тайне от окружающих факты и обстоятельства какой-либо деятельности и не допускать нежелательного распространения имеющихся сведений[30].

Отдельные вопросы исследования конспирации в сыскной деятельности проводились еще до принятия в 1992 г. в первой редакции Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и даже в дореволюционной России[31], но последовавший за принятием Закона об ОРД всесторонний тщательный научный анализ его теоретических положений и организационно-тактических аспектов оперативно-розыскной деятельности в целом и конспирации в частности позволил выявить и сформулировать основополагающие закономерности ОРД. Он же породил целый ряд вопросов, не нашедших своего общепризнанного научного разрешения до сих пор, в том числе – о понятии, содержании, легитимности, этичности, адресности и широте принципа конспирации.