Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые авторы считают необходимым выстроить определенную иерархию функций налога. В частности, Н. П. Кучерявенко выделяет две группы функций. «Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную) …. Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций». Среди дополнительных функций учёный называет распределительную (перераспределение с помощью налогов), стимулирующую (или дестимулирующую), накопительную (создать участникам экономической деятельности условия для накопления)[14].

Другие авторитетные нaлоговеды, в частности А. В. Брызгалин, В. Г. Пансков[15], придерживаются мнения о полифункциональном характере налогов, полагая, что кроме фискальной и регулирующей функций следует выделять в качестве самостоятельных по меньшей мере также контрольную и распределительную функции.

Лыкова Л. Н. отмечает, что важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов непосредственно следует из их экономического содержания[16]. Она выделяет фискальную, распределительную (или перераспределительную), стимулирующую (или дестимулирующую), а также контрольную функцию. Но здесь стоит вопрос о самостоятельности стимулирующей функции, относительно к регулирующей функции налогов. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, то есть создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс личных и общественных интересов. Например, повышая ставки налогов на импортируемые товары в страну, можно сдерживать большой поток импортируемых товаров (дестимулирования), и наоборот, понижая ставки налогов на товары отечественных производителей, – стимулировать рост производительности и потребления отечественных товаров.

На основе выше изложенного, представляется видение множественности функциональных проявлений налогов. Видится логичным выделение четырех функций налога: фискальную, регулятивную, распределительную и контрольную.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.


Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую и дестимулирующую подфункции налогообложения.

Распределительная (социальная) функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования.

Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков[17].

Все функции налогов обуславливаются взаимосвязанностью, но при этом эти направления не совпадают и не поглощаются друг другом, то есть обладают самостоятельностью.

Выводы

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налогообложение – это урегулированный правом процесс уплаты налогов, а также связанные с ним процессы (в том числе установление и отмена налогов, взыскание налогов, налоговый контроль, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения, защита прав налогоплательщиков).

Выделяют четыре функции налога: фискальную, регулятивную, распределительную и контрольную.

Через фискальную функцию происходит формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

Распределительная функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования.

Через контрольную функцию государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков.


Глава 2. Анализ налогов в Российской Федерации

2.1. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ

Формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсов, государство создает условия для: поступательного развития экономики; организации дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи; решения основных социальных задач.

Виды налогов по уровню подразделяют на: федеральные, региональные, местные и специально- го налогового режима. Динамика их структуры за 2014-2018 гг. по РФ представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика структуры налоговых поступлений по уровням в РФ за 2014-2018 гг., %[18]

Виды налогов по уровню

Годы

Отклонение

(+; -)

2014

2018

Всего

100,00

100,00

-

Федеральные

82,09

79,21

-2,88

Региональные

10,11

12,22

+2,11

Местные

2,72

2,73

+0,01

Специальный налоговый режим

5,08

5,85

+0,77

По итогам 2018 г. основная часть консолидированного бюджета в стране формировалась за счет федеральных налогов: 79.21 % со снижением в сравнении с 2014 г. на - 2,88 %. Влад региональных и местного уровня налогообложения был в разы меньше. Соответственно около 12 и 3 % с тенденцией к росту в анализируемом периоде.

Для углубления исследования проведем ранжирование динамики структуры налоговых поступлений по видам налогов в разрезе уровней. Расчеты представим в табл. 3. По приведенным аналитическим данным заключаем:

1. На федеральном уровне из шести представленных видов налогов наиболее весомы четыре, а именно: налоги на прибыль, доходы (37,98 %); налог на доходы физических лиц (20,53%); налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ (20,09 %) и налог на прибыль организаций (17,45 %).


Таблица 3

Ранжированная динамика структуры налоговых поступлений по видам и уровням в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг., %

Виды налогов

Годы

Отклонение (+;-)

2014

2018

Федеральные налоги

Всего

100,00

100,00

-

Налоги на прибыль, доходы

38,71

37,98

-0,73

Налог на доходы физических лиц

22,35

20,53

-1,82

Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ

18,19

20,09

+1,9

Налог на прибыль организаций

16,36

17,45

+1,09

Налоги на товары реализуемые на территории РФ

3,99

3,55

-0,44

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

0,41

0,40

-0,01

Региональные налоги

Всего

100,00

100,00

-

Налог на имущество организаций

84,31

85,79

+1,48

Транспортный налог

15,62

14,03

-1,59

Налог на игорный бизнес

0,07

0,18

+0,11

Местные налоги

Всего

100,00

100,00

-

Земельный налог

86,60

75,31

-11,29

Налог на имущество физических лиц

13,40

24,69

+11,29

2. Региональные налоги формируются за счет налога на имущество организаций (почти 86 % по данным 2018 г. с тенденцией к росту +1,48 %) и транспортного налога (около 14 % со снижением пропорций в сравнении с 2014 г. на -1,59 %).

3. Местные налоги на 75 % складываются из земельного налога и оставшаяся часть формируется за счет налога на имущество физических лиц.


В качестве количественной характеристики эффективности налоговой системы используют специальный показатель «налоговой нагрузки» в виде отношения суммы налогов в процентах к ВВП. Динамика расчета данного показателя в целом по РФ за 2014-2018 гг. отражена в табл. 4.

»

Таблица 4

Динамика ВВП, налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и налоговой нагрузки

за 2014-2018 гг., млрд. руб.[19]

Показатели

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

ВВП

79058,5

83094,3

86014,2

92101,3

103875,8

Налоговые поступления в консолидированный бюджет

39721

45968,5

42993,1

43750,5

55881,4

Налоговая нагрузка, %

50,24

55,32

49,98

47,50

53,80

Налоговая нагрузка в целом по РФ варьирует по годам от минимального в 2017 г. 47,5% до максимального в 2015 г. 55,32 %.

Выполним расчеты налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности и представим значения в ранжированном виде по убыванию в табл. 5.

Таблица 5

Ранжированная динамика налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности РФ за 2014-2018 гг., %

Виды экономической деятельности

Годы

Откл.

(+;-)

Среднее

значение

2014

2018

Обрабатывающие производства

18,64

21,65

+3,01

19,12

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8,34

7,84

-0,5

8,19

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3,40

1,92

-1,48

2,83

Транспорт и связь

3,06

2,43

-0,63

2,74

Строительство

2,70

3,01

+0,31

2,67

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,30

3,05

+0,75

2,63