Файл: Правовое регулирование применения результатов ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. В современном мире преступность является серьезным препятствием в политическом, социально-экономическом и культурном развитии, существенно снижает уровень жизни населения. Сегодня сотрудники органов внутренних дел столкнулись с такими видами преступлений как международный терроризм, наркобизнес, незаконный оборот оружия и другими.

Сложившееся положение требует принятия соответствующих научно-обоснованных мер борьбы с современной преступностью, среди которых, одно из основных мест занимает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД).

Получение необходимой информации об обстоятельствах подготовки или совершении преступлений возможно только путем проникновения в преступную среду с применением соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и современных оперативно-розыскных средств, поскольку решить эти вопросы лишь уголовно-процессуальными средствами невозможно. Свидетельством этого является то, что благодаря именно ОРД раскрывается более 85% преступлений, а в таких сферах, как незаконный оборот наркотиков, хозяйственная, служебная деятельность и др. процент раскрываемости достигает 100%. Практически все преступления, совершенные организованными группами, раскрываются благодаря использованию материалов ОРД в уголовном деле. [35.C.22]

Ни одно преступление против основ национальной безопасности страны не выявлено и не раскрыто без применения оперативно-розыскных средств и мероприятий. Как правило, каждому случаю возбуждения уголовного дела в этой сфере предшествует всестороннее оперативно-розыскное документирование преступной деятельности, с целью выявления оснований для возбуждения уголовного дела или проведения следственных действий и получение фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном деле.

Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе обсуждается многими учеными, однако проведенные научные исследования до настоящего времени не привели к единому мнению, которое поддерживалось бы практическими работниками.

Несмотря на законодательные акты, проблема использования в доказывании результатов оперативно-розыскных мероприятий остается открытой. Названной проблеме или ее отдельным вопросам посвящено немало научных работ таких авторов как Белкин Р.С. , Волеводз А.Г., Гармаев Ю.П. , Глушков А.И. , Гордин А. В., А. Б. Гранкина , Грудинин Н.С. , Королькова О.А. и др.


В настоящее время вопрос об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств остается одним из наиболее сложных и наименее разработанным. Поэтому отдельного внимания при разрешении данного вопроса заслуживает определение сущности результатов ОРД.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления оперативно – розыскной деятельности и применения ее результатов в качестве информации для доказывания.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие проведение оперативно – розыскной деятельности и оперативно – розыскных мероприятий в Российской Федерации.

Цель работы – изучение правового регулирования применения результатов ОРД в качестве информации для доказывания в уголовном процессе.

Задачи работы:

-изучить понятие оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной деятельности;

-рассмотреть формы и предпосылки взаимодействия уголовно – процессуальной и оперативно – розыскной деятельности;

-проанализировать возможности и правовое регулирование использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам;

-рассмотреть направления совершенствования законодательства в сфере использования результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.

Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также сравнительно-правовой, логико-теоретический, статистический методы и методы конкретно-социологических исследований.

Теоретическую основу исследования образуют научные труды ведущих специалистов в области ОРД, уголовно-процессуального права, криминалистики, других отраслей научного знания.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические и нормативно – правовые аспекты взаимодействия уголовно -процессуальной и оперативно – розыскной деятельности


1.1. Понятие оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной деятельности

Необходимость и возможность взаимодействия уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности продиктована разными причинами, обусловленными, в том числе и обстоятельствами, о которых речь пойдет далее.

Успешная реализация уголовно-процессуальной деятельностью своего назначения не мыслима в условиях ее изоляции от других видов деятельности. Это делает ее в некотором смысле ущербной. Совершенно обратный эффект создают иные условия ее осуществления, предполагающие взаимодействие уголовно-процессуальной деятельности с другими видами деятельности, направленных на раскрытие преступлений. [6.C.88]

Указанная необходимость наложила определенный отпечаток на характер правовой регламентации как уголовно-процессуальной, так и оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего, необходимо отметить, что правовые нормы, посвященные этим видам деятельности, содержатся в разных источниках. Уголовно-процессуальные нормы содержатся, главным образом, в УПК РФ [2]. А нормы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, - в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [3]. Правда, в настоящее время предпринимаются попытки кодифицировать и нормы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность. Речь идет о создании Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации. Необходимость этого шага объясняется рядом причин.

Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] даже с поправками, внесенными в него за последние годы, далеко не по всем вопросам отвечает современным требованиям, предъявляемым к системе оперативно-розыскных правоотношений. Дальнейшее облагораживание указанного нормативного акта вряд ли является конструктивным способом решения проблемы.

Все это порождает определенные сложности в применении Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], снижает эффективность оперативно-розыскной деятельности, что особенно тревожно в условиях наблюдающегося дефицита доверия к правоохранительным органам в глазах общественного мнения.

Обратимся к авторскому проекту Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации, разработанному В.Ф. Луговиком. Согласно ч. 2 ст. 2 проекта Оперативно-розыскного кодекса РФ новые законы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, подлежат включению в кодекс [21.C. 96]. Полагаем, что нужно говорить не о включении в кодекс новых законов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а о дополнении и внесении изменений напрямую в кодекс. Что же касается иных законов, то не следует стремиться концентрировать их все в кодексе, поскольку это не всегда возможно. Речь идет, прежде всего, о законах, которые являются одновременно источниками разных отраслей права, поскольку содержат разные виды норм.


Например, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит не только нормы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, но и уголовно-процессуальные нормы. В уголовно-процессуальном праве среди источников, действующих наряду с УПК РФ можно встретить и иные законы (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202 и др. [5]).

В обозначенной ситуации может возникнуть проблема иного рода - проблема приведения действующих на территории РФ законов, связанных с Оперативно-розыскным кодексом Российской Федерации, в соответствие с ним. Это связано с тем, что в конкуренции норм приоритет отдается нормам кодекса, что должно определяться строгой иерархией нормативно-правовых актов, установление которой является принципиально важным для любого кодекса.

Но при всем этом закон в качестве источника оперативно-розыскного права должен пониматься в широком смысле, охватывающем Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации и законы, содержащие нормы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность. [7.C.3]

Кстати, анализ части 2 ст. 17 проекта Оперативно-розыскного кодекса РФ, согласно которой особые условия осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, выполняющих определенные функции (депутатов, судей, прокуроров, адвокатов и иных лиц) устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, позволяет сделать вывод о том, что и федеральные законы наряду с Кодексом автором видятся источниками оперативно-розыскного права.

Если обратиться к содержанию Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2] и действующего в настоящее время Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (3], то не трудно обнаружить двоякого рода упоминания: об оперативно-розыскной деятельности - в УПК РФ и об уголовно-процессуальной деятельности - в ФЗ об ОРД. Это объясняется следующим. УПК РФ регулирует определенные группы общественных отношений, возникающих в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней [2,].

В свою очередь ФЗ об ОРД наряду с отношениями в области оперативно-розыскной деятельности, регламентирует некоторые уголовно-процессуальные отношения. Недаром ФЗ об ОРД является одновременно источником правового регулирования и для оперативно-розыскной деятельности, и для уголовно-процессуальной деятельности. Правда, для оперативно-розыскной деятельности - это основной источник. Для уголовного процесса, регламентированного в первую очередь нормами УПК РФ, данный закон к числу таковых не относится. [9.C.5]


Данное обстоятельство свидетельствует о тесной связи рассматриваемых видов деятельности, приносящей пользу каждому из них.

Нужно отметить, что эта связь обуславливается, прежде всего, общими отправными моментами, характерными для любого вида деятельности, подпадающего под правовую регламентацию. Они продиктованы сложившимся в науке представлением о деятельности вообще. В философском аспекте «деятельность — это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» [13].

Поскольку и уголовно-процессуальная деятельность, и оперативно-розыскная деятельность являются составной частью общего понятия деятельности, то все вышеуказанные характеристики вполне применимы и для них.

Каждый из этих видов деятельности представляет собой упорядоченную совокупность действий, осуществляемых их участниками. Она осуществляется определенными должностными лицами государственных правоохранительных органов и в этом смысле, как верно отмечает В.А. Лукашов [22.C.23], является государственной правоохранительной деятельностью.

Рассматриваемые виды деятельности направлены на достижение определенной цели. Следует отметить, что в указанных выше нормативных актах термин «цель» применительно к рассматриваемым видам деятельности используется не всегда. Так, согласно ст. 1 ФЗ об ОРД [3] оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Хотя термин «цель» применительно к уголовному судопроизводству в УПК РФ [2] не упоминается, именно о ней говорится и в ст. 6 УПК РФ «Назначение уголовного судопроизводства». [23.C.15]

Анализ норм указанной статьи позволяет говорить о присутствии в целях уголовно-процессуальной деятельности защиты прав человека от преступных посягательств. Правда, применительно к уголовно-процессуальной деятельности она видится, в первую очередь, в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, уголовном преследовании и назначении виновным справедливого наказания. [10.C.5]

Среди авторов прослеживается стремление на правовом уровне закрепить смещение акцентов как в одном, так и в другом виде деятельности, в пользу направления по раскрытию преступления. В связи с этим предлагаются следующие уточнения:

  1. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ законодательно закрепить такую задачу уголовного судопроизводства как полное раскрытие преступлений;
  2. Внести поправки в действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», определив, что задачей оперативно-розыскной деятельности является не раскрытие преступлений, а обеспечение деятельности по раскрытию преступлений [11.C.109].